Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития интеграционных процессов, их особенности и экономические последствия интеграции




 

Интеграционные процессы происходят с неодинаковой глубиной и интенсивностью в различных региональных группировках. Это зависит от общего уровня развития стран региона и уровня углубление территориального разделения труда между ними. В своем развитии международная экономическая интеграция, как это видно из рис. 1.4 проходит ряд этапов (выделяются такие региональные интеграционные объединения стран).

 

 

 

 

Каждый из интеграционных этапов предусматривает широкую интеграцию и имеет свои особенности. Особенности основных этапов международной экономической интеграции приведены в табл. 1.1. Как правило, образование интеграционных объединений начинается с простых форм. Все зависит от того, какие задачи ставят перед собой страны - участницы создаваемых интеграционных объединений: восстановление экономического потенциала, ускорение НТП; укрепление позиций на мировом рынке или другое.

Зона преференциальной торговли - начальная стадия регионального интеграционного процесса. Страны такой группировки либерализацию торговые отношения между собой, устраняя препятствия в торговле некоторыми (но не всеми) товарами и услугами. На этой стадии еще не отработан единый механизм налогообложения при пересечении товаром границы, действуют различные таможенные правила и т.д.. Квоты для импорта товаров из стран-партнеров могут быть расширены, но не ликвидируются полностью. Облегчаются условия для движения факторов производства (например, для передвижения рабочей силы), но и здесь могут быть ограничения. На этой стадии сегодня находится подавляющее большинство региональных интеграционных группировок мира, в том числе СНГ.

 

Таблица 1.1. Этапы международной экономической интеграции

Етап Ліквідація митних бар'єрів у взаємній торгівлі Єдині тарифи відносно третіх країн Вільне пересування капіталів, робочої сили Узгодження економічної політики Здійснення єдиної економічної політики
Зона преференційної торгівлі - - - - -
Зона вільної торгівлі + - - - -
Митний союз + + - - -
Спільний ринок + + + - -
Економічний союз + + + + -
Повна інтеграція + + + + +

 

 

В свободном торговом пространстве все барьеры на пути торговли устранены. В нем не допускаются никакие дискриминационные налоги, квоты, тарифы, другие торговые барьеры. Соглашение о свободной торговле основывается на межгосударственном соглашении между странами-участницами. Каждый член зоны свободной торговли (ЗСТ) оставляет за собой право на ведение самостоятельной экономической политики. Сферы ВТОрудничества определяются соглашением о ЗСТ. Для координации деятельности и рассмотрения разногласий в ходе решения вопросов технического характера, как правило, создается Секретариат ЗСТ. Возможно также создание отдельного органа (Совета) с предоставлением ему права принятия обязательных решений, касающихся вопросов технического характера. Единый таможенный тариф не устанавливается. Каждый член определяет таможенную пошлину в соответствии с экономическими потребностями третьей стороны. Необходимым условием является использование странами - участницами ЗСТ единой номенклатуры описания и кодирования товаров. Свободное экономическое пространство иногда создается для определенного класса товаров и услуг. Например, создается свободное торговое пространство сельскохозяйственных товаров, который предусматривает отсутствие ограничений на торговлю только сельскохозяйственными товарами. Главной чертой свободного торгового пространства является то, что каждая страна продолжает проводить свою собственную политику в отношении к странам, которые не являются членами данного свободного торгового пространства. Иными словами, каждая страна - член свободного торгового пространства - вольна устанавливать любые тарифы или другие ограничения на торговлю со странами, не входящими в это объединение. Известным свободным торговым пространством является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она была создана в 1960 г. соглашением 7 европейских стран. Сегодня ЕАСТ утратила былую важность в связи с более высоким уровнем интеграции Европейского Союза. Еще одним примером является Северо-Американская ассоциация свободной торговли между США, Канадой и Мексикой - НАФТА (1994 г.), которая эволюционирует в сторону общего рынка (до 2010 г.).

Таможенный союз, как и свободное торговое пространство, устраняет барьеры в торговле товарами среди стран-участниц. Таможенный союз (ТС) имеет единственный таможенную границу. Таможни сохраняются, но действуют только на внешних границах союза. На территории ТС действуют единые таможенные законы и правила ввоза всех видов товаров в любую из стран-участниц. В рамках Таможенного союза осуществляется единая торговая политика, которая формируется всеми странами-участницами. Для разработки законов ведения торговли внутри союза и с третьими странами создается надгосударственный орган. Между странами - участницами ТС свободный доступ к товарам, произведенных в этих странах, осуществляется свободное продвижение товаров из одной страны в другую, нет таможенных пошлин с товаров. Товары, импортируемые из третьих стран на территорию ТС любой из стран-участниц, проходят таможенный контроль в первой стране, куда они попадают. Как правило, странами-участницами устанавливается единый таможенный тариф. Таможенный союз предполагает общую торговую политику по отношению к странам, не входящим в Таможенный союз. Обычно это проявляется при принятии внешнего тарифа (пошлины), посредством которого импорт из стран, не входящих в таможенный союз, облагается одинаковой пошлиной при продаже товаров любой стране - участнице таможенного союза. Доходы от тарифов затем делятся между участниками таможенного союза в соответствии с определенными установленными пропорциями. "Общий рынок" ЕС - яркий, но не единственный пример экономической эффективности таможенного союза. На всех континентах существуют региональные союзы в форме таможенных союзов: ЕАСТ, "МЕРКОСУР", Андский пакт, Таможенный союз Центральной Африки, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.

Общий рынок, как таможенный союз, не торговых барьеров и характеризуется общей внешнеторговой политикой. Кроме того, в общем рынке мобильных есть факторы производства между страна-ми-участниками. Ограничения на иммиграцию, эмиграцию и перелив капитала через границы устранены. Фактор мобильности позволяет более эффективно использовать труд, капитал и технологию. Таким образом, в общем рынке начинается интеграция непосредственно в сфере производства, что заставляет членов общего рынка тесно ВТОрудничать в денежной, налоговой (фискальной) политике и в политике занятости. Но, помимо очевидных выгод функционирования общего рынка, он имеет и отрицательные стороны. Речь идет о том, что повышение производительности труда стран - участниц общего рынка в целом не всегда предполагает одинаковую выгоду для всех стран, входящих в него. Из-за этого обстоятельства возникают трудности в создании общего рынка в разных частях земного шара. Примером успешной политики общего рынка может служить ЕЭС.

Экономический союз требует не только интеграции в сфере внешнеторговой и производственной деятельности, но и интеграции экономической политики. Страны - участницы экономического союза в дополнение к свободному перемещению товаров, услуг, факторов производства должны гармонизировать денежно-кредитную политику, налогообложение и государственные расходы. Кроме того, участники экономического союза должны использовать общую валюту. Фактически последнее может быть реализовано созданием систем фиксированных валютных курсов. Формирование экономического союза требует от государств отказа от значительной части их национального суверенитета. Это - серьезное препятствие на пути формирования экономического союза. Тем более, что мировая политическая система построена на высшей власти национального государства. Процесс формирования экономического союза успешно происходит только в Европе. Только здесь развивается интеграционное образование, достигшее степени экономического союза, это - Европейский союз. Среди самых известных региональных объединений следует назвать ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, ЕАСТ и СНГ.

Важным вопросом является определение экономических последствий интеграции для стран, которые ее осуществляют. Теорию экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов разработал канадский ученый, представитель нового классицизма чикагской школы экономики Джекоб Вайнер [23, с. 249]. Согласно его теории вся совокупность эффектов может быть совмещена на две группы:

• статические эффекты, возникающие вследствие перераспределения существующего капитала, труда и других ресурсов экономик стран-участниц, они реализуются в форме изменения внешнеторговых потоков страны и, соответственно, уровня ее благосостояния;

• динамические эффекты дохода, влияющие на производственные мощности, производительности и роста экономик стран-участниц, они возникают в результате трансформации общих условий и параметров функционирования национальной экономики.

К статическим компонентам интеграции, которые возникают благодаря образованию таможенного союза, относятся прежде описанные Дж. Вайнером эффекты расширения торговли и свертывания (дословно "отклонения") торговли. Влияние на торговлю в рамках таможенного союза имеет как положительный, так и отрицательный результат, поскольку таможенный союз предусматривает как свободную торговлю между странами-участницами, так и одновременно может создавать ограничения на импорт товаров из третьих стран. Эффект расширения торговли в интеграционной группировке проявляется в ускоренном росте торговли между его участниками - вследствие внедрения свободной торговли (отмене тарифов и нетарифных барьеров). Указанный эффект возникает вследствие замещения неэффективного национального производства, которое имеет повышенные затраты, соответствующим импортом из страны - участницы интеграционного объединения. Как следствие, совокупные издержки производства в рамках объединения уменьшаются, а благосостояние растет. Эффект свертывания (отклонения) торговли возникает в отношениях членов интеграционного объединения с третьими странами (странами, которые не являются членами данного объединения) вследствие замещения импорта из третьих стран соответствующим импортом из стран - участниц интеграционной группировки. Хотя при этом товары третьих стран могут изготавливаться с меньшими затратами, чем товары, импортируемые из других членов интеграционного объединения, однако к такому перераспределению товарных потоков приводит свойственный интеграционным объединением протекционизм в отношении третьих стран, эффективный уровень которого при внедрении свободной торговли внутри объединение растет. Кроме названных основных статических эффектов, к ним можно отнести: уменьшение административных расходов, связанных с осуществлением торговых операций (вследствие устранения торговых барьеров, упрощения процедур таможенного оформления уменьшается или исчезает потребность в сложной системе контроля за движением товаров и услуг пересекают взаимные границы членов объединения, улучшения совокупных условий торговли в отношениях с третьими странами по сравнению с условиями торговли отдельных стран; каждый участник интеграционного объединения благодаря членству в нем может усилить свои рыночные позиции в мировом хозяйстве, в том числе в отношениях с третьими странами.

К динамическим эффектам относятся: расширение рынка для производителей стран-участниц таможенного союза вследствие снятия ограничений по доступу на рынки стран-партнеров и как следствие - расширение производства, увеличение количества рабочих мест, усиление конкуренции, что стимулирует повышение качества товаров, разработку новых видов продукции, уменьшение издержек производства, трансакционных издержек и цен, сокращение неэффективных производств, рост инвестиций в новое технологическое оборудование и перспективные научные исследования, содействие увеличению иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, которые не вошли в интеграционного объединения, пытаются сохранить за собой рынки, защищенные общим таможенным барьером, за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран, развитие соответствующей инфраструктуры (транспорт, энергетика, телекоммуникации и т.п.), повышение уверенности производителей в стабильности сбыта их продукции, что повышает возможности перспективного стратегического планирования объемов производства и продаж.

Общая теория международной экономической интеграции основывается на положении, что достичь высших форм международной интеграции (которые непременно связаны с взаимопроникновением экономических и социальных структур, можно только при соблюдении двух условий - по сути, условиях "экономической совместимости" интегрирующихся стран: близости уровней развития и интернационализации экономики стран-партнеров (что, собственно, и предопределяет способность к формулировке и проведения согласованной, совместной, а в отдельных сферах - и единой экономической политики); наличии высокоразвитых экономических связей между субъектами экономической деятельности стран, которые интегрируются, интенсивность которых внутри регионального интеграционного группировки должна быть выше интенсивность связей с другими странами или группами стран: без этого переход к высокому уровню координации экономической политики будет проблематичным.

Важно также отметить, что высшие формы интеграции, связанные с формированием экономического и валютного союза, это не чисто экономический, а социально-экономический процесс. А значит, он связан с вопросом совместимости не только с экономическими, но и по социальным параметрам развития. Таким образом, именно вопрос определения степени совместимости страны с другими партнерами по интеграционному объединению является одним из ключевых для определения стратегии интеграции, и в частности того, на какие именно формы интеграции следует ориентироваться, чтобы процесс интеграции был реальным, а не декларативным.

В комплексном виде трудно оценить все эти аргументы. Для определения того, насколько страна выиграла от присоединения к союзу, необходимо выяснить, что было бы, если бы она не стала членом союза. Необходимо также учесть, что некоторые последствия, как положительные, так и отрицательные, имеют долгосрочный характер, зависят от общего состояния дел на мировой арене, а иногда носят сугубо политический характер и поэтому находятся за пределами экономического анализа (например, "политическое влияние", " потеря суверенитета ").

 

 

На региональном уровне мировое хозяйство имеет такой вид. Прежде всего различают 5 больших районов региональной интеграции: Европейский, Североамериканский, Латиноамериканский, Азиатско-Тихоокеанский и Африканский, которые отличаются уровнем и содержанием интеграционных процессов. Эти районы иногда измельчают и разграничивают.

В Западной Европе существуют два региональных блока: Европейский союз (ЕС): Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Австрия, Швеция, Финляндия, а также 10 новых членов из Центральной и Южной Европы; Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ): Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

В Восточной Европе и Средней Азии существует интеграционная группировка бывших республик СССР, которые основываются на принципе взаимной выгоды (с акцентом на двусторонние отношения), прежде всего это Содружество Независимых Государств (СНГ) - Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова

В Северной Америке действует Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

В Латинской Америке - "Меркосур": Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай; Андский пакт: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

В Юго-Восточной Азии - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппики.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое ВТОрудничество (АТЭС) включает: Австралию, Бруней, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа - Новую Гвинею, Индонезию, Филиппины, Тайвань, Японию, Южную Корею, Китай, Канаду, США, Мексику, Чили, В "етнам, Россию, Перу.

Южноазиатская ассоциация регионального ВТОрудничества включает: Индию, Пакистан, Шри-Ланку, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

На Африканском континенте выделяют: экономическое ВТОрудничество государств Западной Африки - ЭКОВАС (Бенин, Буркина Фасо, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того) общий рынок Восточной и Южной Африки - КОМЕСА (Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, ЛеВТОо, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия).

Есть также и другие интеграционные объединения как в Азии, так и в Африке, однако уровень интеграции в них невысок - ряд стран Ближнего Востока и Африки - Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия - объединились в рамках Арабского общего рынка.

На глобальном уровне структура мирового хозяйства представлена ​​деятельностью международных межгосударственных организаций и транснациональных корпораций.

Сущность международных межгосударственных организаций определяется официальной участием в их деятельности государств и правительств, а также важностью задач, которые призваны решать эти организации. Государства сегодня принимают участие в международных организациях с целью рационального решения практических проблем, которые не могут быть решены усилиями одной страны, для эффективного объединения потенциалов заинтересованных сторон. Однако, когда возникает определенная проблема, первым шагом правительства является не создание организации, а попытка урегулирования ситуации с помощью договоров и неформальных ай Кос соглашений, как известно, значительно дешевле. Но если проблема возникнет периодически или потребует постоянного урегулирования, то возникает необходимость в создании организации. При этом следует отметить, что межгосударственные организации не всегда является инструментом ВТОрудничества. Иногда они представляют собой форум для разрешения конфликтов и межгосударственных разногласий. Правительства, как правило, рассматривают членство в международных организациях как один из главных средств осуществления своей внешнеполитической программы, так: в структуре министерств иностранных дел всех стран есть отделы, которые занимаются вопросами ВТОрудничества с международными организациями членские взносы в межправительственные организации составляют отдельную (и все более ощутимую) статью государственных расходов на внешнюю политику, при многих межправительственных организациях созданы специальные постоянные представительства государств. Международные межгосударственные организации выполняют определенные функции, то есть совокупность действий и процессов деятельности, направленных на реализацию задач организации. Основной функцией любого межгосударственной организации является поиск и выявление сферы общих интересов стран-членов, а также достижения их согласия относительно общих задач и действий. Кроме того, каждая международная организация выполняет определенные специальные функции - регулирующую, оперативную, контрольную, информативную, консультативную, которые и раскрывают ее сущность, формы ее работы, особенности деятельности и приоритетные задачи [61, с. 41]. Например, в универсальных международных организаций можно отнести ООН (которая содержит много специальных международных организаций ЭКОСОС, ЮНИДО, МОТ, ЮНЕСКО, Международный суд ООН, Совет Безопасности ООН). К наиболее известных и влиятельных международных экономических организаций относятся: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирную торговую организацию, Международный банк реконструкции и развития и другие институты.

Транснациональные корпорации - это гигантские компании, которые действуют в международном масштабе и контролируют значительную часть мирового производства товаров, услуг, процесс ценообразования и присваивают монопольные сверхприбыли. Вместе с тем следует отметить, что гигантские размеры не являются обязательными для ТНК. Часто ТНК бывают сравнительно небольшими по масштабам операций, но необычайно гибкими, исключительно эффективными с точки зрения производства и прибыли (особенно в сфере наукоемкой технологии, обслуживания и др..). Экономической основой возникновения и развития ТНК является высокая степень обобществления производства и интернационализации хозяйственных связей. Главными критериями транснациональности фирмы есть три момента: система международного производства, основанной на распылении производственных единиц по многим странам; проникновение в передовые отрасли производства, быстрое развитие которых предполагает наличие огромных капиталовложений и привлечения высококвалифицированных работников, поведение фирмы. Среднегодовой объем продаж ТНК составляет несколько ВТОен миллионов долларов, более 500 ТНК годовой объем сбыта более 1 млрд.долл., А наибольшие - десятки миллиардов долларов США. Годовые объемы продаж ведущих ТНК иногда сравнивают с показателями валового национального продукта отдельных стран. Сейчас они контролируют более 60% мировых рынков [49, с. 250]. В отдельных сферах свытового хозяйства ТНК контролируют 70-90% рынков товаров, услуг и технологий [22, с. 413]. Общий объем реализации 200 крупнейших из них уже составляет более 30% мирового валового внутреннего продукта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.