Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Украина - Всемирная торговая организация




 

В течение первых двадцати пяти лет многосторонних переговоров, проводившихся под эгидой Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), его участники сосредоточили внимание на импортных тарифах, экспортных субсидиях и количественных ограничениях. Указанное является инструментарием регулирования международной торговли, который издавна применяют страны мира. На Токийском раунде переговоров (1973-1979) в повестку дня включались, кроме указанных, и вопросы, связанные с подделкой товаров, государственными закупками и процедурами таможенной оценки.

Во время восьмого, Уругвайского, раунда переговоров ГАТТ повестка еще более расширилась. Страны - участницы ГАТТ согласились взять на себя обязательства в сфере интеллектуальной собственности, стандартов, инвестиционных мероприятий, касающихся международной торговли, внутренних субсидий и регулирования, которое влияет на международную торговлю услугами.

После Уругвайского раунда внимание стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО) начали привлекать еще и такие вопросы, как экология, конкурентная политика, инвестиции. Ведь известно, что громоздкое государственное регулирование в этих сферах может использоваться как инструмент для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Новые перспективы развития ВТО определены в Декларации IV Конференции министров ВТО, состоявшейся в ноября 2001 г. в Дохе (Катар). Конференция предусматривала проведение до 1 января 2005 г. переговоров по широкому кругу вопросов. Этот раунд переговоров получил название "раунд развития".

На пути к ВТО Украина уже, очевидно, прошла значительную часть расстояния. С материалом о ВТО можно ознакомиться в учебниках "Международное экономическое право" и "Международная торговля", выходивших в свет в издательстве МАУП.

Рабочая группа ВТО состоит из 46 стран-членов. Украина ведет двусторонние переговоры по доступу к рынкам товаров и услуг с двадцатью пятью странами из указанных сорока шести.

По состоянию на начало 2003 г. в рамках двусторонних переговоров согласовано около 95% тарифных позиций.

Украина заявила о присоединении к 16 из 19 секторальных соглашений и инициатив.

Приводим список заданных соглашений и инициатив с указанием в скобках года готовности вступления для Украины соответствующих обязательств:

1. Химическая гармонизация (2004 г.)

2. Сталь (2004)

3. Игрушки (2004)

4. Древесина (2004 г.)

5. Текстиль и одежда (2004)

6. Цветные металлы (2004)

7. Фармацевтические препараты (2004)

8. Информационные технологии (2004 г.)

9. Бумага (2005 г.)

10. Сельскохозяйственная техника (2005)

11. Мебель (2005)

12. Научное оборудование (2006)

13. Строительная техника (2006)

14. Медицинское оборудование (2006)

15. Гражданская авиация (2010 г.)

16. Дистиллированные спирты (через 3 года после вступления в ВТО).

 

Ожидается, что принятием своего Налогового кодекса Украины устранит несоответствие национального налогового законодательства нормам ВТО. Вступая в ВТО, Украина отменит подавляющее количество льгот по уплате ввозной пошлины, которые предоставляются субъектам внешнеэкономической деятельности. Это приведет к существенному увеличению доли налогооблагаемого импорта.

Итак, есть основания утверждать, что бюджет Украины не потеряет от ее присоединения к ВТО, учитывая и то обстоятельство, что бюджет выиграет от отмены льготного налогообложения отдельных товаров отечественного производства.

Украинские потребители выиграют от расширения ассортимента и качества товаров и услуг и снижению их цены. Снижение цен распространится не только на готовые импортные товары, но и на отечественные товары, где используются импортные компоненты.

Специалисты советуют учитывать и фактор времени.

Во-первых, опыт показывает, что чем позже страна присоединяется к ВТО и чем продолжительнее является ее переговоры, тем больше требуют от нее уступок и хуже являются условия ее присоединения.

Во-вторых, начались многосторонние переговоры девятого раунда ГАТТ. Если бы Украина была членом ГАТТ, то у нее была бы возможность влиять на переговорах на условия мировой торговли на предстоящие десятилетия.

В-третьих, на пути в Европейский Союз Украина никак нельзя избежать ВТО. Членство в ВТО является непременным и первой вехой на пути в Евросоюз.

Вступление Украины в ВТО обеспечит уменьшение тарифных и нетарифных ограничений на пути украинских товаров практически на все основные товарные рынки развитых стран земного шара. Это непременно повлечет увеличение объемов валютных поступлений от экспорта отечественной продукции.

Членство Украины в ВТО - это не только гарантированный доступ украинских товаров на мировые рынки, но и предотвращение необоснованного проведению против продукции происхождением из Украины расследований по недобросовестной конкуренции.

В течение десятилетия, начиная с 1992 p., Против украинской продукции было возбуждено и проведено более 90 антидемпинговых, специальных и антисубсидиционных расследований. Прямые потери наших производителей от этого составили 1 млрд дол. Введение в ВТО гарантировать признание за Украиной статуса страны с рыночной экономикой при проведении антидемпинговых расследований. Украинские производители получат возможность защищать свои интересы в соответствии с процедурой рассмотрения споров ВТО. Эта процедура является длительной, чем процедура рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции компетентными органами стран, а это позволит даже в случае признания факта недобросовестной конкуренции и введения ограничительных мер осуществить географическую диверсификацию рынков сбыта своей продукции и / или переориентировать производство на выпуск другой продукции.

В течение 1996-1998 pp. Украина осуществляла политику резкого повышения ставок ввозной пошлины. В 1998-1999 pp. вследствие активизации сотрудничества с международными финансовыми организациями в Украине началась либерализация внешней торговли. Это прежде всего сказалось на постепенном снижении ставок ввозной пошлины. Специалисты считают, что политика Украины в сфере таможенно-тарифного регулирования не привела к снижению уровня защиты внутреннего рынка. Дальнейшая либерализация торговли усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Украины. Усилятся экономические риски в периоды глобальной экономической нестабильности.

Введение в ВТО сыграло существенную роль в развитии экономики в прошлом социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они получили инвестиционный толчок для развития своих национальных экономик.

Следует заметить, что позитивные последствия для страны от ее членства в ВТО появляются не автоматически, а будут результатом целенаправленной политики, которая создает потенциал для использования, соответствующих возможностей.

Согласно ст. 4, 5 и 9 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом, членство Украины в ВТО является необходимым условием либерализации торговли между Украиной и ЕС, начало переговоров относительно создания зоны свободной торговли между ними и обеспечения постепенной интеграции Украины в Европейский Союз благодаря подготовке и заключению Соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС.

Специалисты считают, что в случае вступления Украины в ВТО и либерализации доступа иностранцев к отечественному рынку товаров и одновременного получения такого же доступа к товарным рынкам 145 членов ВТО (а это составляет 95% мировой торговли) стоимость экспортной продукции Украины, воспользуется преимуществами, будет в 4,7 раза больше, чем стоимость импорта, доступ которого к рынку Украины будет либерализован.

Важное значение имеет также получение права на применение международное признанного комплекса мер защиты внутреннего рынка в соответствии с соглашениями в рамках ВТО.

Следует отметить, что позиция Украины на переговорах достаточно взвешенная и не столь протекционистская, как об этом кое-кто думает. 80% общего объема ставок пошлин находится на уровне стран, недавно присоединившихся к ВТО (Албания, Молдова, Китай, Тайвань, Хорватия, новые государства Балтии). 13% ставок в Украине выше, чем в указанных государствах, а 7% - ниже.

Преимущества свободного доступа к рынкам, которые предоставляет членство в ВТО, касающиеся рынков, где распространена ценовая конкуренция - сырьевая продукция и стандартизированные массовые готовые товары. На рынках высокотехнологичных изделий либерализации меры ВТО сказываются не очень.

Рынок услуг Украины начал формироваться в первой половине 1990-х годов. Наибольшая активность наблюдалась в таких сферах как банковское дело, страхование, телекоммуникации, компьютерные технологии, торговля, общественное питание, туризм, индустрия развлечений.

Доля сферы услуг в ВВП Украины по состоянию на 2002 г. составляла 54,8%. Этот же показатель в 1990 г. составлял лишь 20,3%. Доля занятых в сфере услуг превышает 50% от их

общего количества. В структуре внешнеторгового оборота весомую долю имеют транспортные услуги (65%). На услуги трубопроводного транспорта в начале XXI ст. приходилось 53% их общего объема.

Торговля услугами путем, говоря языком Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), "коммерческого присутствия иностранных поставщиков на территории страны" является одной из главных форм доступа иностранных субъектов хозяйствования на украинский рынок и предусматривает привлечение иностранных инвестиций.

До 1990-х годов присутствие иностранных поставщиков услуг разрешалась лишь в форме представительств без права осуществления коммерческой деятельности. Со временем ситуация изменилась и особенно заметной оказалась присутствие иностранных поставщиков услуг в новых отраслях, прежде всего в сфере оказания деловых услуг (аудит, консалтинг, юридические, бухгалтерские, рекламные, компьютерные услуги).

Переговорный процесс относительно доступа к рынкам услуг Украины было начато в 1997 г. Тогда делегация экспертов Украины провела первый раунд переговоров с делегациями стран-членов ВТО.

По состоянию на середину 2003 г. проект Перечня специфических обязательств Украины в секторе услуг содержал обязательства по 134 подсекторов. Этот показатель самый высокий не только среди стран-претендентов, а среди членов ВТО. Согласованными секторами рынка услуг являются такие виды услуг: юридические, компьютерные, исследовательские, рентные, лизинговые, строительные, дистрибьюторские, образовательные, туристические, почтовые, транспортные, а также услуги по охране окружающей среды и те, которые связаны с организацией отдыха, "культуры и спорта. В этих секторах в Украине уже создана соответствующая законодательная база. Несогласованными остались Страхование, банковские, телекоммуникационные и медицинские услуги. По мнению отечественных специалистов, в этих секторах необходимо установить переходный период для либерализации доступа к ним с целью обеспечения конкурентоспособности украинских поставщиков услуг.

Защита прав интеллектуальной собственности на нынешнем этапе является острой проблемой в контексте переговоров

о международной торговле. Международный альянс защиты интеллектуальной собственности - объединение владельцев авторского права со штаб-квартирой в Вашингтоне - считает, что результатом усиления защиты авторского права в Украине будет ежегодное увеличение доходов его членов на 250 млн дол. Согласно исследованию Всемирного банка, полномасштабное применение соглашения ТРИПС во всем мире обеспечит владельцам патентов в шести наиболее развитых странах мира ежегодный прирост поступлений на сумму 35 млрд дол. Укрепление защиты прав интеллектуальной собственности способствует инвестициям в инновации и научно-техническое творчество. Проблемы Украины в сфере интеллектуальной собственности заключаются не в ее правовой охране, а в защите прав ее владельцев.

80% мировой торговли подвергается воздействию технического регулирования и стандартов. Всемирная торговая организация требует честно и прозрачно применять технические регламенты и стандарты и не создавать дискриминации иностранной продукции. Многие страны - члены ВТО жалуются на чрезмерно строгие технические правила в Украине.

Украине необходимо гармонизировать огромное количество своих технических стандартов с международными и реформировать процедуру соблюдения стандартов и правил. Однако здесь следует придерживаться "золотой середины". Технические стандарты Украины практически полностью базируются на обязательной сертификации. В Европе и США большинство стандартов не обязательны. Существует опасение, что необязательные международные стандарты в Украине могут стать обязательными правилами. Украине нужно создать режим технического регулирования, который бы стандартам рыночной экономики. Введение регуляторных правил ВТО требует от Украины не только создание нормативной базы, совместимой с правилами ВТО, а развития институциональных основ рыночной экономики.

Процедура присоединения к ВТО охватывает несколько этапов. Опыт показывает, что этот процесс в среднем требует 5-7 лет. Переговорный процесс по Китаю длился 15 лет.

На условиях присоединения к ВТО существенно сказывается профессионализм и политическая воля участников переговорного процесса. Результаты договоренностей об условиях присоединения различных стран существенно отличаются. Продолжительность переговоров не является однозначным показателем. Быстро проведены переговоры могут быть результатом желания страны-претендента обрести членство любой ценой. Долговременные переговоры могут свидетельствовать о вялость экономических реформ, которые осуществляет страна, приспосабливаясь к порядкам ВТО.

Сначала Рабочие группы детально изучают торговый режим страны, которая желает присоединиться к ВТО. Специалисты оценивают его согласованность с нормами и правилами ВТО. Далее начинаются консультации и переговоры об условиях членства. Указанные переговоры и консультации происходят обычно на двустороннем уровне. В них принимают участие заинтересованные страны - члены Рабочей группы.

На переговорах речь идет об условиях доступа на рынок страны-претендентки товаров и услуг из других государств - участников ВТО, объемы и сроки принятия ею обязательств, которые порождаются членством в ВТО. Страна, которая присоединяется, получает такие же права, какие имеют другие члены ВТО. Баланс прав и обязательств означает прекращение дискриминации соответствующей страны на внешних рынках.

В результате завершения переговорного процесса о присоединении к ВТО формируется следующий пакет документов:

1. Доклад Рабочей группы (содержит полный набор обязательств, которые берет на себя по итогам переговоров страна-претендент).

2. Расписание обязательств по тарифам.

3. Обязательства по уровню поддержки национального сельского хозяйства.

4. Расписание специфических обязательств по услугам.

5. Протокол о присоединении.

Этот пакет утверждается Генеральным советом. Национальный законодательный орган (парламент) ратифицирует указанный пакет документов. Обязательства, становятся составной нормативной документации ВТО. Они считаются также частью национального законодательства соответствующей страны, а она сама приобретает статус члена ВТО.

Торговый механизм ВТО базируется на концепции Давида Рикардо о сравнительных преимуществах - стране целесообразно экспортировать эффективные с точки зрения производства товары и импортировать менее эффективные В случае вступления Украины в ВТО улучшатся условия для определенных секторов и ухудшатся для других. Членство в ВТО потребует от Украины снижения тарифов на импорт продуктов сельскохозяйственного производства. Украина вынуждена отказаться от большинства количественных рычагов контроля объемов торговли, а также сократить государственную поддержку сельского хозяйства. Украине нужна реструктуризация экономики и совершенствование имеющихся и создание новых сравнительных преимуществ.

В Украине ВТО нравится не всем. 2005 года в Верховной Раде Украины были острые баталии в связи с принятием ВТО законов. Надежды руководства Украины на присоединение в 2005 году до ВТО оказались тщетными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.