Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Украина - Европейский Союз




 

Намерение вступить в Европейский Союз в Украине появился после ее выхода из Советского Союза. Очевидно, такова историческая судьба Украины - ей никак не удается избежать Союза - то Советского, то Европейского.

О желании Украины быть в Европейском Союзе впервые было официально провозглашено в 1996 г.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом было заключено 16 июня 1994 г. в г. Лиссабоне. Набрала она силу 1 марта 1998

Основные цели Соглашения:

• развитие тесных политических отношений путем постоянного диалога по политическим вопросам;

* Содействие торговле и инвестициям и гармоничным экономическим отношениям;

* Создание основы для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-технического и культурного сотрудничества;

* Поддержка Украины в ее усилиях по укреплению демократии и завершение перехода к рыночной экономике.

С 1 января 1993 г. Украина пользуется преимуществами генерализованную схемы преференций. Схема является перечнем тарифов для промышленных и сельскохозяйственных товаров, которые есть даже ниже тарифы, предоставляемые за статусом страны наибольшего благоприятствования.

Следует отметить, что Украина стала первой из стран СНГ, заключившей Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Соглашение определило 28 сфер, в которых Украина и ЕС намерены развивать сотрудничество. Приводим перечень этих сфер:

"Промышленность

* Защите и поощрении инвестиций;

* Государственные закупки;

* Стандарты и оценка соответствия (сертификация);

* Горнодобывающая и сырьевая промышленность

* Наука и техника;

* Образование и обучение;

* Сельское хозяйство;

* Энергетика;

* Гражданская ядерная отрасль;

* Охрана окружающей среды;

* Транспорт;

* Космическая промышленность;

* Почтовая служба и телекоммуникации;

* Финансовые услуги;

* Борьба с "отмыванием" денег, полученных преступным путем;

* Валютная политика;

* Региональное развитие, включая контакты на региональном уровне;

* Социальная сфера (здравоохранение и безопасность, трудоустройство, социальная защита);

* Туризм

* Малое и среднее предпринимательство;

* Информация и связь;

* Защита прав потребителей;

* Таможенное дело;

* Статистика;

* Экономика;

* Борьба с наркотическим бизнесом

* Культура.

Стратегия ЕС в отношении Украины была сформулирована Европейской Комиссией в апреле 1994 г. Совет министров ЕС 31 октября 1994 приняла специальную резолюцию об отношении к Украине. 28 ноября 1994 государства - члены ЕС заявили о своей общей позиции относительно Украины. Европейский союз высказался за независимость, территориальную целостность и суверенитет Украины, ее экономической стабилизации и рыночные реформы, интеграции Украины в мировой экономический порядок.

Для мониторинга экономического и торгового ВТОрудничества Украины и ЕС в марте 1995 г. был создан Совместный комитет. Впоследствии его заменил Совет по ВТОрудничеству.

1 февраля 1996 вступило в силу Временное соглашение о торговле и вопросы, касающиеся торговли.

В мае 1996 г. Европейский союз обнародовал Декларацию относительно Украины. Декларация признавала Украину как государство с переходной экономикой. Этот шаг помогал Украине решать проблемы в связи со вступлением в ВТО и давал шансы для получения финансовой помощи и кредитов от европейских структур.

Совет Министров ЕС 6 декабря 1996 г. постановила План действий ЕС в отношении Украины.

Усилия Украины в сфере политических и экономических преобразований были одобрены в Совместном заявлении, США и Европейский союз опубликовали в Вашингтоне 5 декабря 1997

С июня 1999 г. Украина и ЕС подписали кредитное соглашение и меморандум о взаимопонимании, которые направлялись на решение проблем Украины в связи с микрофинансовой помощи и платежным балансом.

В октябре 2000 г. Совет ЕС принял постановление об изъятии Украины из списка стран нерыночной экономики и распространения на нее в рамках антидемпинговых расследований порядка определения "нормальной стоимости" по правилам, которые применяются в страны рыночной экономики.

Теперь посмотрим на мероприятия Украины.

Через четыре года после заключения Лиссабонского договора Президент Украины своим Указом от 11 июня 1998 № 615/98 утвердил "Стратегию интеграции Украины в Европейский Союз". В этом документе членство Украины в Европейском Союзе указано как долгосрочная стратегическая цель.

14 сентября 2000 Президент Украины Указом № 1072/2000 утвердил "Программу интеграции Украины в Европейский Союз".

В декабре 2000 г. между Украиной и ЕС было заключено "Соглашение о торговле текстильной продукцией на 2001-2004 годы". Она не предусматривает количественных ограничений.

Украина заинтересована в расширении действия относительно него Общей системы преференций ЕС и сокращение применения к ней различных ограничительных процедур - лицензирования, квотирования, антидемпинговых расследований.

Европейский союз в 2004 г. стал непосредственным соседом Украины. Украина - это еще не часть ЕС, но она является частью Европы.

Дискуссию о широкой Европе начала Великобритания в апреле 2002 г. Постсоветское пространство (за исключением стран Балтии) дифференцируется в Россию и три западные новые независимые государства (Украина, Беларусь, Молдова).

Политика "особого соседства" была основана в Люксембурге в апреле 2002 г. в связи с приближением границ ЕС до западных Новых Независимых Государств.

В послании Президента Украины Верховной Раде Украины от 21 апреля 2003 г. отмечается, что евроинтеграция является стратегической целью государственной политики Украины.

Европейская комиссия (т.е. правительство ЕС) считает, что Украина:

* Своим Законом "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" от 17 июля 1997 г. возбудила ст. 14 Соглашения о ВТОрудничестве, поскольку закон предусматривает возможность установления квоты на импорт в Украину продукции животноводства;

* Стимулируя отечественное производство автомобилей, нарушила ст. 10.1 и 15.49 Соглашения о ВТОрудничестве.

Евросоюз также недоволен тем, что Украина предоставляет торговые преференции странам СНГ и ограничивает экспорт черного и цветного металлолома из Украины.

 

Важной вехой для страны на пути ее вступления в Европейский Союз считается предоставление ей статуса ассоциированного члена. Этот статус не рассматривается как автоматическая залог ускоренного принятия страны в ЕС. В связи с этим стоит упомянуть о Турции. Такой статус он имеет еще с 1964 года.

Руководство Украины неоднократно заявляло о заинтересованности в получении статуса ассоциированного члена ЕС. Произойдет это, очевидно, не скоро. Украине не следует надеяться на скорое вступление в ЕС. Принятие новых членов происходит медленно. В частности, Испания и Португалия проводили переговоры о вступлении в ЕС в течение семи лет. Польша, Чехия, Словения и Венгрия начали их в 1993 p., А завершили - в 2003 г.

Основными формами сотрудничества Украины и Европейского союза сейчас является техническая помощь, торговля и инвестиционная деятельность. Техническая помощь в рамках программы TACIS предоставляется Украине преимущественно в таких сферах, как ядерная безопасность, защита окружающей среды, реструктуризация государственных предприятий, развитие частного сектора экономики.

В экспорте Украины в ЕС преобладают товары с низкой степенью обработки. Импорт из ЕС представлен промышленными товарами, машинами, транспортным оборудованием.

Доля Украины во внешнеторговом обороте незначительна - она ​​составляет менее 0,5% общей торговли ЕС. Объемы прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Украины мизерные.

Либерализация производственно-коммерческой деятельности в целом и экспортно-импортных операций в частности считается залогом успешного продвижения Украины для вступления в ЕС.

В сфере сотрудничества Украины и ЕС нередко возникают острые проблемы. Для примера назовем некоторые из них.

Ведущие страны - члены ЕС отказались от украинского грузового самолета АН-70, несмотря на очевидные его преимущества над европейским аналогом, как по цене, так и техническим уровнем.

По мнению специалистов, путь Украины в ЕС охватит три этапа:

1. Создание предпосылок для развития сотрудничества и интеграции.

2. Ускорение адаптации и начало вхождения в экономических структур Евросоюза.

3. Комплексная интеграция в экономическую систему ЕС. Первые два этапа потребуют для своей реализации 4-5 лет каждый, а третий - одно или два десятилетия.

 

Основными задачами первого этапа должны быть:

* Надлежащее осуществление внутренних экономических реформ с целью создания рыночной среды, адаптированного к условиям взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом и его государствами-членами;

* Адаптация законодательства Украины к требованиям ВТО и начало его приспособления к требованиям гармонизированного и унифицированного законодательства ЕС;

* Определение приоритетных отраслей (секторов) экономики Украины, которые имеют сравнительные преимущества уже с точки зрения мировой и европейской экономики;

* Создание способных к крупномасштабной международной кооперации крупных фирм, финансово-промышленных групп;

* Выборочное подключение к тем проектам ВТОрудничества и интеграции в рамках ЕС, где Украина способна соблюдать требования международных договоров и стандартов;

* Апробация конкретных механизмов вхождения Украины в экономических структур Евросоюза;

* Развитие договорных отношений с ЕС, в частности получение свободного доступа к Общей системы преференций Европейских сообществ (1971 p.)

* Использование финансовой помощи ЕС для решения проблем платежного баланса, критического импорта, стабилизации денежной системы, обуздания инфляции и т.д.;

* Укрепление институциональных основ рыночной экономики и ускорения ее прогрессивных структурных сдвигов.

На втором этапе нужно будет:

"Ускорить выход на рынок ЕС и закрепиться на нем тем производителям отечественных товаров и услуг, относящихся прежде всего к отраслей украинской экономики экспортной специализации;

* Существенно расширить и углубить процесс выборочного вхождения Украины в экономические структуры Евросоюза;

»Диверсифицировать формы экономического и научно-технического ВТОрудничества с партнерами из стран ЕС;

* Заключить соглашение между Украиной и Евросоюзом о создании зоны свободной торговли;

* Добиться адаптации законодательства Украины с законодательством ЕС в таких сферах:

- Пошлина;

- Компании;

- Банки;

- Бухучет;

- Налоги;

- Интеллектуальная собственность;

- Охрана труда;

- Финансовые услуги;

- Правила экономической конкуренции;

- Государственные закупки;

- Охрана здоровья и жизни людей;

- Охрана животных и растений;

- Окружающей среды;

- Защита прав потребителей;

- Косвенные налоги;

- Технические правила и стандарты;

- Нормативное регулирование ядерной энергетики;

- Транспорт;

- Постепенно создавать предпосылки для свободного передвижения капиталов и рабочей силы между Украиной и ЕС;

- Повысить степень координации внешнеэкономической

политики.

На третьем этапе нужно добиться интеграции экономики Украины в целом в экономические структуры Евросоюза.

Чтобы стать участником Европейского Союза, страна-претендент должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, т.е.:

* Быть демократической страной;

* Иметь рыночную экономику;

* Быть конкурентоспособной.

Шансы вступления Украины в ЕС незначительны. Она относится к третьей группе стран-кандидатов. Кроме Украины, к ней относятся Сербия, Хорватия, Македония, Албания и Россия. Отметим откровенно - эти страны считаются европейскими аутсайдерами. Объем ВВП в расчете на душу населения в Украине составлял в начале XXI ст. 13% от уровня среднего душевого дохода в странах ЕС. Если брать этот показатель, то Папуа - Новая Гвинея имеет лучшие шансы на членство в ЕС.

Нужно учитывать и то, что вступление в ЕС связано не только с экономическими выгодами, но и с потерями. Об этом свидетельствует, в частности процесс вступления в ЕС в прошлом социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Западноевропейские страны - члены ЕС обязывали новичков уменьшить экспорт их сельскохозяйственной продукции в страны - ветеранов ЕС, полностью отказаться от субсидирования сельского хозяйства, выполнить тотальную приватизацию субъектов, свернуть тяжелую промышленность. Вместе с тем отдельные страны - ветераны ЕС (Германия, Франция, Австрия) оказывают поддержку своим неконкурентоспособным предприятиям, субсидируют сельское хозяйство и т.д.. Конечно, рекомендовать соседу отказаться от протекционизма намного проще, чем сделать это самому.

Вопрос о пути, которым пойдет экономическая интеграция Украины - в Европу или СНГ, - начала XXI вв. было актуальным, но мало однозначного ответа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.