Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды статистических индексов




Факторный анализ

Анализ динамики среднего уровня показателя

Средние индексы

Агрегатные индексы

Понятие и виды статистических индексов

Экономические индексы

10.2 Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа

 

Каждый месяц Росстат в публикациях приводит большое количество разнообразнейших индексов, которые помогают лучше понять текущее состояние и развитие экономики страны. Индексы относятся к одним из самых распространенных видов статистических показателей. Наиболее известный и упоминаемый среди них - индекс потребительских цен, являющийся индикатором изменения цен и уровня жизни населения. Даже человек, не имеющий экономического образования, знает, что его значение, превышающее 100%, означает рост цен. Существует множество других статистических индексов, которые измеряют интенсивность изменения других важнейших социально-экономических явлений и процессов, например, объема ВВП, инвестиций в основной капитал, товарооборота, валютных курсов, уровней процентных ставок и т. д.

Общее определение индексов как статистических показателей можно сформулировать следующим образом.

Индексы - это относительные величины, которые выражают соотношение уровней социально-экономических явлений и используются для решения таких задач, как:

- обобщающая характеристика изменения одноименного показателя по разнородной совокупности во времени (индексы динамики), в пространстве (территориальные индексы) или по сравнению с некоторым заданным уровнем (например, планируемым или нормативным - индексы выполнения плана);

- анализ влияния отдельных факторов на изучаемое явление;

- оценка динамики среднего показателя по однородной совокупности, в том числе за счет изменений ее структуры.

Но не все относительные величины являются индексами. Отличительной чертой индексного метода является возможность проследить изменение непосредственно несоизмеримых отдельных элементов сложного явленияв едином показателе. В качестве примера можно привести индекс потребительских цен, который в одной числовой характеристике представляет изменение цен на огромное множество товаров, предлагаемых покупателю. Другой пример: если предприятие выпускает несколько видов разнородной продукции, то нельзя получить общий объем выпуска прямым суммированием количества товаров по видам, и, следовательно, нельзя непосредственно с помощью простой относительной величины проследить общее изменение физического объема продукции. Индексный метод позволяет отдельные элементы сложного экономического явления привести к соизмеримому виду и дать единую характеристику изменения явления в целом, в данном случае - изменения выпуска продукции.

Кроме характеристики интенсивности изменения самого явления, индексы могут выполнять и аналитическую функцию: на их основе определяют влияние различных факторов на развитие явления. Например, при формировании товарооборота можно проследить прирост его объема за счет индивидуальных изменений цен на товары и изменений в объеме продаж.

На основе индексов проводится оценка изменения средних показателей по однородной совокупности, например средней цены товара, продаваемого в разных регионах, в том числе за счет непосредственно роста уровня цен и за счет изменения структуры продаж.

Статистические индексы классифицируются по следующим направлениям (рисунок 10.1):

- выбранной в знаменателе индекса базе сравнения;

- степени агрегирования (или охвата) явления;

- форме построения сводных индексов;

- характеру исследуемой величины;

- виду весов, выбранных в индексе;

- периоду сравнения.

Рисунок 10.1 - Классификация статистических индексов

 

Экономическое содержание выбранной базы сравнения позволяет провести деление всех индексов на динамические, территориальные и индексы сравнения с плановыми (нормативными) значениями показателей.

Последняя группа включает в себя индексы планового задания [показывают степень увеличения (снижения) показателя, предусмотренную планом], индексы выполнения плана (показывают соотношение между фактическим значением показателя и его плановым уровнем), индексы сравнения с нормативными значениями (например, индексы выполнения норм расходов материала).

По степени агрегирования, или охвата явления, индексы делятся на индивидуальные и сводные. Индивидуальный индекс характеризует изменение показателя у отдельной единицы совокупности (например, изменение цены на принтеры определенной марки). Сводный индекс выступает в качестве обобщенной характеристики изменения показателя в целом по всей совокупности разнородных единиц (изменение цен в целом на принтеры всех видов).

Сводные индексы, в свою очередь, делятся на общие и групповые (субиндексы). Общие показывают изменение сложного явления в целом в рамках исследуемой совокупности, групповые - ее части. Например, если в качестве общего взять индекс потребительских цен, то субиндексом может являться индекс цен на продовольственные товары.

10.2 Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа

Индивидуальный индекс представляет собой относительный показатель, характеризующий изменение отдельного элемента сложного экономического явления.

Методика исчисления индивидуальных индексов динамики социально-экономических показателей подобна методике расчета относительных величин: сравнивается абсолютное значение показателя в текущем и базисном периоде.

Величина, изменение которой изучается с помощью индекса, называется индексируемой величиной.

В индексной методологии принята следующая система обозначений:

i - индивидуальный индекс;

I - общий (сводный) индекс;

q 0, q 1 - количество единиц (или физический объем) продукции (товаров) в натуральных единицах измерения;

p 0, p 1 - цена единицы продукции (товара);

z 0, z 1 - себестоимость единицы продукции;

t 0, t 1 - затраты рабочего времени на производство единицы продукции (трудоемкость продукции);

w 0, w 1 - количество продукции, выработанной одним работником в единицу времени (производительность труда);

Т 1 и Т 0 - затраты труда на производство продукции (Т = t × q).

 

Подстрочные обозначения «0» и «1» показывают временной период. Период времени, по отношению к которому производят сравнение, называют базисным и обозначают через «0», а период, сравниваемый с базисным,- отчетным и обозначают его через «1».

Приведем примеры построения индивидуальных индексов:

- индивидуальный индекс цен рассчитывается так:

 

Он показывает, как цена на данный товар в текущем периоде изменилась по сравнению с ценой этого же товара в базисном периоде;

- индивидуальный индекс физического объема имеет вид

 

 

Он позволяет сравнить физические объемы товарооборота (или производства продукции).

Аналогичным образом строятся индивидуальные индексы сравнения с плановыми или нормативными значениями, например индекс выполнения плана по объему продукции

где q пл. - количество единиц данного вида продукции, предусмотренное планом.

В числителе и знаменателе территориальных индексов находятся значения показателя, относящиеся к двум сравниваемым территориям, например, индивидуальный территориальный индекс цен на определенный товар будет иметь вид

 

где рА, рВ - цена данного товара соответственно на территориях А и В.

 

Любой индекс может быть выражен в виде простого кратного отношения или в процентах. В первом случае он показывает, во сколько раз изменилась количественная характеристика экономического явления: его значение больше 1 свидетельствует об увеличении величины рассматриваемого показателя, меньше 1 - о снижении его уровня. Если индекс выразить в процентах и вычесть из него 100 %, станет известно, на сколько процентов изменился показатель, характеризующий явление: отрицательное значение покажет процент снижения показателя, положительное - процент его увеличения.

В таблице 10.1 представлены формулы расчета индивидуальных индексов наиболее часто используемых экономических показателей.

Пример 10.1 –Магазин продал 1800 кг товара «А» по цене 210 р. за килограмм в июле, а в июне - 1600 кг этого же товара по цене 200 р. Определим индивидуальные индексы:

- индивидуальный индекс физического объема реализованной продукции

- индивидуальный индекс цен

На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что в июле по сравнению с июнем объем реализации товара «А» увеличился в 1,125 раза, или на 12,5%, а цена этого товара - в 1,05 раза, или на 5 %.

 

Таблица 10.1 - Формулы расчета индивидуальных индексов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.