Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогового законодательства




Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:

• Налоговый кодекс;

• федеральные законы о налогах и сборах;

• законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;

• нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу и является единственным нормативным правовым актом, который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

В Налоговом кодексе в п.4 ст. 15 отражается приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства применительно к налоговым правоотношениям. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила международного договора. Такая практика необходима при экономическом сотрудничестве на уровне двух или нескольких государств во избежание двойного налогообложения.

Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:

• по установлению налогов;

• по введению налогов;

• по взиманию налогов;

• по осуществлению налогового контроля;

• по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

• по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые отношения – это властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, – с другой.

Согласно ст. 9 Налогового кодекса участниками налоговых правоотношений, которые наделены определенными правами и способны выступать реальными участниками, признаются:

1. Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

2. Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3. Налоговые органы: Министерство по налогам и сборам РФ и его подразделения;

4. Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления;

6. Министерство финансов РФ, МФ республик, а также финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;

7. Органы государственных внебюджетных фондов;

8. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Налоговый кодекс предусматривает издание значительного числа правоприменительных актов налоговыми органами (их должностными лицами) практически на каждой стадии процесса налогового контроля и привлечения к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Среди них наибольшее распространение получили:

• ст. 46 – решение о взыскании налога, сбора за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

• ст. 47 – постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика;

• ст. 76 – решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

• ст. 77 – решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика;

• ст. 79 – решение о возврате излишне взысканного налога, сбора;

• ст. 89 – решение о проведении выездной налоговой проверки;

• ст. 94 – постановление о выемке документов и предметов;

• ст. 100 – акт выездной налоговой проверки;

• ст. 101 – решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Особое место в системе правовых актов, связанных с налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, например, разъяснение Конституционного Суда о том, что считать моментом исполнения обязанности по уплате налога, было воспроизведено в ст. 45 Налогового кодекса. Правило, изложенное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20 – П, о том, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам акт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика, нашло отражение в ст. 106 и 108 Налогового кодекса.

Современная система нормативных правовых актов России чрезвычайно сложна и объемна: по некоторым экспертным оценкам, все федеральные органы власти ежегодно принимают до 15000 различных документов. Многие из них напрямую затрагивают важнейшие сферы предпринимательской деятельности, меняют условия налогообложения.

Для того, чтобы быстро находить необходимые нормативные документы и отслеживать появление новых, требуется полная и своевременная информация, к которой можно выделить следующие основные требования:

• полнота,

• актуальность,

• доступность,

• оперативность получения новой информации,

• возможность эффективного поиска.

Существует несколько источников правовой информации:

1. Традиционные – периодические издания (например, «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень международных договоров»), книги, брошюры, курсы.

2. Консалтинговые услуги.

3. Компьютерные справочные правовые системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.