Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)




 

Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось превращение римского государства в неограниченную военно-бюрократическую мо­нархию восточного типа («доминат», от доминус – господин). Становление домината завершилось делением империи на четыре части. Оно узаконило уже назревшее хозяйственное обособление частей государства, связанное с частичным возвратом к натуральному хозяй­ству.

На рубеже III-IV вв. в самом Риме еще сильны были старые архитектурные традиции. Дворец Диоклетиана в Салоне (Спалато, совр. Сплит) резче отразил новые тенденции в понимании дворцового сооружения как в конструкциях, так и в деко­ре. Громадные размеры (108×220 метров) и великолепие дворца, предназначавшегося для проживания Диоклетиана после его ухода от власти, дают представление о богатстве военно-бюрократической знати при поздней империи, несмотря на ее общее разорение и упадок (рис. 10.32).

 

 

Рис. 10.32. Дворец Диоклетиана в Салоне, нач. IV в. н. э. Реконструкция

 

Дво­рец, построенный на берегу моря, окружен стеной с башнями. Главные помещения императорских покоев были обращены в сторону моря (рис. 10.30). В средней части «морской» стены размещался вход во дворец по каналу, прорытому от побережья. Посетители могли попасть во дворец на лодках с крупных морских судов, которые оставались дрейфовать на внешнем рейде. В это беспокойное время города становились крепостями, а виллы и дворцы – замками (рис. 10.33).

 

 

Рис. 10.33. Дворец Диоклетиана в Салоне, нач. IV в. до н.э. Реконструкция, современное состояние

В плане дворца использована схема римского военного поселения (каструма). Преобладание мавзолея над храмом указывает на возросшее значение культа императора. Высо­кий октогон (восьмигранник) мавзолея окружен колоннадой (рис. 10.34).

 

 

Рис. 10.34. Макет дворца Диоклетиана в Спалато (реконструкция)

 

 

Рис. 10.35. Продольный разрез храма (реконструкция)

 

Легкий купол (D = 13,5 м) сложен из кирпи­ча, а не из бетона и притом, по-видимому, без опалубки (рис. 10.35).

 

а б

 

Рис. 10.36. Аркатура Золотых ворот дворца Диоклетиана; его портрет (версия).

 

А Б

Рис. 10.37. А – план дворца [а – северные (Золотые) ворота; б – мавзолей Диоклетиана; в – вход в императорские покои; г – храм]; Б – арочный антаблемент

 

Это новое слово в античной технике. Зал расчленен декоративным двухъярусным ордером. Мавзолей – одна из многих центрических усыпальниц с внутрен­ним обширным пространством. Он наделен суровым величием, подобающим усыпальнице богоподобного монарха (рис. 10.36).

Арка, как и ку­пол, издавна считалась символом небесного свода. Эта конструкция занимает особое место и во дворце гоните­ля христиан Диоклетиана, и в раннехристианских церквах. Под аркой или под ароч­ным антаблементом изображались и императоры, и христианские пророки (рис. 10.37).

 

 

Рис. 10.38. Внутренний двор дворца Диоклетиана. Фасад храма

 

Так называемой «триумфальной ар­кой» стали подчеркивать в хри­стианских базиликах алтарь. Ордер дворца отли­чается от ордера в одновремен­ных термах Диоклетиана. Порез­ку здесь сменили резьба, резкие контрасты черных теней с белым мрамором. Отклонения от клас­сических образцов, наметившиеся в храмах Баальбека, доведены теперь до предела. Грубая, глубокая резьба усиливает мрачное великолепие дворца-крепости.

В архитектуре дворца ярко выражены восточные эле­менты. В портики введен мотив арочного анта­блемента. Этот мотив, издавна применявшийся в Передней Азии для оформления входа в го­род или святилище, был перенесен на жи­лище императора. Аркады по колоннам обрам­ляют площадь между мавзолеем и храмом (рис. 10.38). Меньшие декоративные аркатуры, опертые когда-то на колонны, поддерживаемые консо­лями, венчают фасады (рис. 10.37-Б). Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековой архитектуре. Аркада по колон­нам применялась в римской архитектуре еще при Адриане. Но грандиозный, открытый на фасад свод наиболее характерен для дворцов пар­фянского и особенно сасанидского Ирана (г. Ктесифон). Главные улицы дворца обрамляли аркады на колоннах. Фасады дворца были украшены аркатурами (декоративными пилястрами в виде накладных аркад, опирающихся на кронштейны). Примером тому могут служить Северные (Золотые) ворота дворца. Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековом зодчестве.

Очень широко в обработке архитектурных деталей применялся орнамент, выполненные буравом. С его помощью в мраморных капителях просверливали многочисленные темные отверстия. Исчез богатый рельеф и пластика классического периода. Форма деталей стала схематизированной и упрощенной. Все внимание художника была направлено на «разрыхление» поверхности сооружения огромным количеством мелких отверстий и форм.

Это заставило её как бы «вибрировать» мелким контрастом темных и светлых пятен, растворять материала в мелочной игре светотеней.

Начатый в колонне Марка Аврелия, этот прием был продолжен в раннехристианской и в мусульманской архитектуре (арабские государства Испании, Египта, Передней Азии, Турции).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1935 – 590 с.

2. Андреев А.Н. Памятники древнего Рима. Полное описание замечательных мест и зданий древнего Рима в настоящем их положении. – М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1861. – 283 с., 1 план.

3. Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. – М.: Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1939. – 162 с., ил.

4. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1938 – 124 с.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – М.: Центрполиграф, 2003. – Том 2 – 2003. – 540 с., ил.

6. Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. – М.: Тип. М. И С. Сабашниковых, 1915. – 352 с.

7. Бычков, Виктор Васильевич. Эстетика поздней античности: II-III вв. – М.: Наука, 1981. – 325 с.

8. Винкельман И.И. История искусства древности (перевод с издания 1763 г.). – Л.: Изогиз, 1933. – 432 с.

9. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. – М.: АН СССР, 1954 – 268 с.

10. Вопросы всеобщей истории архитектуры. – Сб. 1 / Под ред. Н.П. Былинкиной. – М.: Госстройиздат, 1961. – 402 с., ил.

11. Всемирная история, в 10 т., Т. 2 / Под ред. С.Л. Утченко и др. – М.: Госполитиздат, 1956 – 899 с.

12. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 246-256.

13. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) – М.: Стройиздат, 1973. – С. 486-674.

14. Всеобщая история архитектуры, в 2 т. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944-1948, 1949. – Т. 2., кн. 2. Архитектура древнего Рима. // С.А. Кауфман, И.С. Николаев, А.Г. Цирес. – 435 с., ил.

15. Гевириц Я.Г. История античной архитектуры: Очерки. – Вып. I – Л.: Академия художеств, 1925. – 134 с.

16. Грифцов Б. Рим. – 2-е изд. – М.: «Образовательные экскурсии», 1916. – 256 с., 27 табл.

17. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990 – 350 с.

18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Вып. 1. От древнейших времен до XVI ве ка: Очерки. – Изд. 4-е – М.: Искусство, 1985 – 319 с.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

20. Дьяков В.Н. История римского народа в античную эпоху. – М.: Наука, 1947 – 211 с.

21. Зитте К. Художественные основы градостроительства.: Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с.

22. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.

23. История древнего мира, в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

24. Камерон Чарльз. Термы римлян. – М.: 1939.

25. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ. – М.: «REFL-book», 1994 – 608 с.

26. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск.- М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.

27. Кюмон, Франц. Восточные религии в римском язычестве: Пер. с франц. Саниной А.П. – СПб.: Евразия, 2002. – 350 с.

28. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: Пер. с англ. – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с.

29. Маркузон В.Ф. Архитектура древнего Рима. Искусство стран и народов мира, Т. 3. – М.: 1971.

30. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М.: ОГИЗ, 1948 – 679 с.

31. Милонов Ю.К. Архитектурные формы древнего мира. // Проблемы архитектуры, 1937. – Т. 2, Книга 2 – С.. 457-517.

32. Моммзен Т. История Рима: Пер. с нем. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1949 – 632 с.

33. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. – М.: Искусство, 1982. – 192 с.

34. Ордера римские (по книге А. Дегоде «Архитектура античного Рима»): Календарь, 1994. – 13 табл.

35. Пилявский В.И. Рим. – Л.-М.: Стройиздат, 1964. – 104 с.

36. Рончевский К. Римские триумфальные арки. – М.: 1916.

37. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с.

38. Cергеев В.С. Очерки по истории древнего Рима, Ч. 1. – М.: 1938. – 370 с.

39. Суздальский Ю.П. и др. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1965. – 399 с.

40. Флетчер Б.Ф. История архитектуры. – М.: Наука, 1913. – 463 с.

41. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с.

42. Boak A.E.R. A history of Rome to 565 AD. – New York: 1943. – 552 p.

43. Frank T.A. History of Rome. – New York: 1923. – 621 p.

44. Jones A.N.M. The cities of the eastern Roman provinces. – London: 1937. – 576 p.

45. Pais E. Ancient legends of Roman history. – London: 1905. – 336 p.

46. Trever A.A. History of ancient civilization. Vol. II. The roman world. – New York: 1939. – 807 p.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

 

1. «Бату-хан указал плетью вдаль:

- Как зовется селенье и крепость там, в тумане на берегу?

- Это город Спалато. В нем находится дворец римского императора …

- Когда он жил?

- Это было давно. Тысячу лет назад. Тогда император приказал построить себе дворец, вывезя из Египта, которым он владел, искусных мастеров.

- Зачем же он выбрал для дворца такое плохое место?

- Потому что он был родом отсюда, славянин из Диоклеи, и здесь же хотел закончить свою жизнь. Он разделил свою власть между выбранными соправителями, а сам поселился здесь, в великолепном дворце, отказавшись от управления империей и занимаясь только выращиванием капусты и других овощей в своем саду…

- Почему же этот великолепный дворец в развалинах? Почему же вы плохо смотрите за ним?

- Мы уже от дедов получили вместо удивительного дворца одни его развалины.

- Ничего другого вы и не заслуживаете…» [В. Ян. К последнему морю: Роман. – Барнаул: ИНИС, 1994. – С. 241, 245].

О каком дворце и о каком римском императоре здесь идет речь?

 

2. Со времен Марка Випсания Агриппы вход в римские термы стал бесплатным. С тех пор правители Рима словно соперничали друг с другом в строительстве все более роскошных и вместительных терм, которые могли бесплатно посещать широкие слои народа. Термы строили Нерон, Тит, Траян, но самые великолепные появились только в 211-218 гг. – термы Каракаллы. Общее число общественных бань в Риме, больших и малых, приближалось, в конце концов, к тысяче.

Большие императорские термы, отделанные мрамором и богато украшенные, состояли из целого комплекса построек, окруженных портиками, садами и стадионами, палестрами, залами для отдыха и аллеями для прогулок, иногда даже библиотеками, куда образованные римляне отправлялись после купания. Перед омовением посетители бань обычно занимались гимнастикой, играли в мяч или фехтовали, нанося удары по деревянные столбам и щитам. Такое времяпровождение не было чуждо и женщинам. Целый день здесь стоял неумолчный шум. Лишь после заката солнца наступала тишина – термы запирались на ночь.

Напишите реферат о самых знаменитых римских термах, республиканских и императорских.

 

3. Римляне изобрели два вида бань – римскую и римско-ирландскую. Обе они являются чисто воздушными при умеренной температуре 50–60°С. По меткому определению русских путешественников, «бани эти – соблазн для души, невыгода для тела!».

Обогрев парных в римской бане производился печами, расположенными в цокольном либо в подвальном этажах. Топливом служила нефть. Горячий воздух от печей расходился под полом и по стенам в специальных трубах. Процесс посещения такой бани шел в несколько стадий: подготовительное помещение, помещение первого разогрева и парное отделение. После интенсивной физической разминки в помещении первого разогрева (бег, поднятие тяжестей, игра в мяч, фехтование) римляне купались в бассейнах с различной температурой воды, пользовались услугами массажиста или шли в парное отделение. Сюда горячий воздух поступал через каменные решетки в полу (рис. 10.39).

При этом нагрев и остывание тела происходили постепенно, без резкого перепада температур. Римско-ирландская баня отличается от римской тем, что здесь в парной имелась специальная труба для выхода отработанного воздуха. Это делало атмосферу бани более здоровой.

 

а б

 

Рис. 10.39. Стабиевы термы в Помпеях: а – интерьер раздевальни (аподитерия);

б – конструкция пола тепидария

 

Попытайтесь реконструировать схемы этих бань. Возможно ли их строительство в условиях Западной Сибири?

 

4. В Константинополе римские термы были видоизменены и получили название турецких бань. В турецкой бане (хаммом) пять парных с различной температурой воздуха (от 40 до 60°С) размещаются в центральном ядре здания (рис. 10.40).

 

 

Рис. 10.40. Турецкая баня (современный опыт)

 

Их окружают бассейны, комнаты для отдыха и массажа. Как и в римских банях, источником тепла здесь служат специальные топки, расположенные под каменным полом парных. Пол постепенно нагревается, и по нему ходят в обуви на толстой деревянной либо кожаной подошве или по деревянным решеткам. Купальщики сидят или лежат на особых возвышениях. Время от времени они поливают пол водой и нежатся в клубах горячего пара.

Сравните турецкую баню с римской, русской. Какая баня Вам нравится больше? Обоснуйте свою точку зрения.

 

5. Внимательно рассмотрите фотографии римского театра и амфитеатра из города Лептис-Магна (рис. 10.41). Чем они отличаются от аналогичных построек Ранней империи?

 

Рис. 10.41. Лептис-Магна. Руины римского театра (слева) и амфитеатра (справа)

6. Аркада по колон­нам, использованная во дворце Диоклетиана в Спалато, появилась в римской архитектуре еще при императоре Адриане. Какое сооружение изображено на фотографиях внизу (рис. 10.42)? Его автор – император Адриан. Чем эти аркады отличаются от аркады в Спалато (рис. 10.38)? В чем Вы видите причину этого различия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.