Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекреационно-экономический и маркетинговый подходы




 

При формировании туристского продукта следует учитывать различные методические подходы. Первым и наиболее разработанным в настоящее время является рекреационный подход, который включает:

• общие сведения об объекте (площадь, численность жителей, структура хозяйства, географическое положение);

• ландшафтные характеристики и природно-рекреационные ресурсы (реки, озера, возвышенности, гидроминеральные ресурсы);

• памятники исторического и культурного наследия (исторические достопримечательности, места исторических событий);

• инфраструктуру туризма (транспорт, связь, ресторанно-гостиничное хозяйство, лечебно-оздоровительные пункты, центры спортивного туризма);

• действующие туристские маршруты;

• предполагаемые новые маршруты;

• экономическую оценку основных видов туристских услуг.

Вторым методическим подходом к обоснованию турист­ского продукта является экономическая оценка потребитель­ских свойств рекреационных ресурсов, историко-культурного наследия исследуемых объектов, состояния их матери­ально-технической базы. Для более полного представления о принципах исследования обратимся к конкретному при­меру. Необходимо дать экономическое обоснование (мето­дику исследования) формирования агротуристского продук­та в южной рекреационной зоне Московской области. В ка­честве объекта формирования взят Каширский район и спе­циализированное производственное предприятие - птице­фабрика, расположенное в 3 км от Каширы и в 120 км от Москвы.

Следует заметить, что взята не вся рекреационная зона Каширского района, а только один конкретный объект. Ус­ловно назовем его профилакторием птицефабрики.

В дальнейшем исследовании будем опираться на рекреа­ционный подход.

Местоположение объекта. Надо экономически оценить влияние относительной удаленности объекта от Москвы. Удаленность объекта характеризуется затратами времени и материальных ресурсов. Относительно высокий уровень этих затрат должен компенсироваться набором экологичес­ких, инфраструктурных, досуговых и других условий. Уда­ленность объекта может компенсироваться также временем пребывания туристов в местах отдыха, т. е. в нашем примере это может быть как минимум уик-энд.

(Кстати, на подобные несоответствия во времени пребы­вания в пути и проведения экскурсионных мероприятий, например по Сергиеву Посаду, неоднократно указывали иностранные туристы. Их требования сводились к проведе­нию одной-двух ночевок на территории данного района и расширению спектра предоставляемых досуговых услуг.)

В этой связи в Кашире целесообразно запланировать строительство (реконструкцию здания) гостиницы для про­ведения специализированных экскурсионных и досуговых мероприятий в окрестностях города.

Памятники исторического и культурного наследия. Город Кашира - это исторический памятник, относящийся к XIII-XIV вв. Наиболее примечательным событием исто­рии города (помимо общего исторического экскурса) явля­ется упоминание о Кашире как месте стоянки войска Дмит-

рия Донского на пути следования к Куликову полю. Извест­но, что другая часть войска князя Дмитрия следовала через Коломну. Эта историческая справка дает нам основание для формирования отдельного туристского маршрута на Кули­ково поле. Кашира является здесь лишь структурным зве­ном, в которое органическим образом вписывается и плани­руемый гостиничный комплекс. Проведение дополнитель­ных туристских маршрутов повышает эффективность его эксплуатации и сроков окупаемости. Характерно, что в осу­ществлении названного маршрута должны принимать учас­тие определенные сегментные группы. Наиболее предпоч­тительными могут быть школьные группы.

Исторический потенциал Каширы связан с событиями Великой Отечественной войны, когда танковая армия Гудериана вплотную подошла к городу и до стен Москвы оста­вался один танковый переход. При этом никаких серьезных оборонительных рубежей на южных подступах к столице сооружено не было. Это - малоизвестный исторический факт (по сравнению с Западным направлением), но от его исхода зависела судьба Москвы, России, а может быть, и весь исход второй мировой войны.

Имя героя этих событий - генерал П. А. Белов. Он воз­главлял конную армию, защищавшую юго-восточные рубе­жи столицы, и сумел в кратчайший срок (одна ночь) пере­бросить свои основные силы в район боевых действий, остановив Гудериана. Основные события того периода раз­ворачивались именно на территории исследуемого нами объекта-деревень Зендино, Мощное, Пятницы и др. Прове­дение здесь экскурсионных мероприятий за давностью лет имеет, видимо, пока ограниченный характер. Однако в ка­честве рекламы данного туристского объекта можно пред­ложить восстановить события тех лет с помощью средств кинематографа. В свое время немало туристов привлекали рекламные проспекты по окрестностям Подмосковья, пред­ставленные на основе событий, отраженных в фильме «Война и мир». Создание фильма может привлечь внима­ние зарубежных туристов, заинтересованных в освещении тех событий, а также отечественных и зарубежных потен­циальных инвесторов. Это частично окупает затраты кинематографа. По существу, речь идет о создании диверсификационного проекта «туризм - кинематография» или вы­делении соответствующего направления в туристской дея­тельности.

Ландшафтная характеристика объекта. Исследование рельефа местности предполагаемого туристского объекта позволит утверждать, что он является типичным для Сред­нерусской возвышенности, т. е. налицо сочетание равнинной поверхности с переходом на определенный уровень высокогорья. Это дает основание полагать, что в данной местности есть условия для развития горнолыжного туриз­ма. Однако такое предположение следует подкрепить конк­ретными расчетами по проектированию объектов подоб­ного типа. В целом проект заслуживает всестороннего вни­мания, ибо коэффициент сезонности (как отношение мини­мального сезонного поступления к максимальному) резко возрастает.

На территории профилактория имеется каскад прудов, что свидетельствует о возможности создания базы для раз­вития рыбоводства и рыболовства. Однако прудовое хозяй­ство находится в запущенном состоянии. Требуется ряд ме­роприятий по его очистке и приведению в нормальное со­стояние. Другими словами, необходим специальный проект по эксплуатации прудового хозяйства. Кстати, в прошлом веке пруды использовались как излюбленное место отдыха поместной знати.

Профилакторий расположен на территории помещичьей усадьбы. Степень утраты ее потребительной стоимости на уровне 60-70 %. Для ее восстановления потребуется, по ук­рупненным расчетам, не менее 2 млн долл. Возможно при­влечение спонсоров для совместного владения, а также мес­тных архитекторов-энтузиастов. Восстановление местных церквей идет именно по этому пути. Известно, что в период перестройки зарубежные инвесторы предлагали свои услу­ги местным властям, но получили отказ. В будущем усадьба может стать основным местом для размещения туристов, включая иностранных.

На территории профилактория имеются дубовая и бе­резовая рощи, смешанные леса, родниковые источники.

В недавнем прошлом это было местом проведения грибных и ягодных прогулок, пикников и праздничных гуляний.

Среди прочих водоемов есть река Мутенка, впадающая в Оку. Низкий уровень воды, засоренность и загрязненность не позволяют использовать ее в летний сезон для водного туризма. Но это беда всех наших речек подобного типа. Тре­буется специальный эколого-экономический подход к раз­решению этой проблемы. Возможно, что она будет решена при установлении особого аграрно-туристского статуса каждой рекреационной зоны. Специализация основного производства местного хозяйства - птицефабрика - предпо­лагает производство дичи на промышленной основе и орга­низацию в дальнейшем спортивной охоты. Известно, что во всем мире это доходный бизнес. Один выстрел стоит не ме­нее 10 долл., а наличие охотничьих домиков и средств для приготовления этой дичи, а также комплекса развлечений делает спортивную охоту специализированным хозрасчет­ным подразделением.

Это же относится и к восстановлению поголовья лоша­дей для проведения конноспортивных мероприятий и про­сто конных прогулок.

Инфраструктура профилактория представлена лечеб­но-профилактическим комплексом средств стационарного размещения туристов, столовой. На территории хозяйст­ва имеется и ресторан. В специализированной зоне распо­ложено здание оздоровительного лагеря для детей. Кроме того, имеется обширный частный сектор для размещения туристов, а также дом для приема ведомственного руко­водства. Возможно дополнительное строительство дере­вянных типовых домиков и восстановление помещичьей усадьбы.

На основе изложенного можно сделать следующие обоб­щения.

1. Необходимо составить экскурсионную программу тура. В программу желательно включать одну-две оплачива­емые экскурсии (по городу и посещение музеев и памятных мест). Дополнительные или оплачиваемые экскурсии могут быть на теплоходе по реке Оке и в близлежащие города -Серпухов, Коломну, усадьбу Поленово и т. д.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что туропера­торы, как правило, закладывают в тур лишь одну экскур­сию (по городу). Потребители вынуждены около 30-40 % средств, имеющихся в наличии, тратить на так называемые дополнительные экскурсии, стоимость которых в 1,5 раза выше, чем у групповых, запланированных экскурсий. В тур-бизнесе это известный принцип «заманивание и переключе­ние», однако также известно, что доверие к таким фирмам, искусственно занижающим цены за счет экскурсионных программ, будет неизбежно подорванным в глазах потре­бителей.

2. Разработка программы размещения должна основы­ваться на сегментации отдельных туристских групп, кото­рые являются типичными для данного тура.

3. Предварительная инвестиционная программа должна включать следующие разделы:

• восстановление природно-ландшафтного комплекса;

• подготовка средств размещения;

• реставрация памятников истории и культуры, фрагментов древних городов;

• поддержка системы народных промыслов и ремесел.

4. Последним, завершающим этапом должна стать комп­лексная программа проживания: размещение, питание, до­суг.

Для каждой сегментной группы составляется индивиду­альная программа по дням пребывания, включая экскурси­онную программу и спортивные туры по водному и конному туризму, грибным и ягодным турам, проведению охотничь­их и рыболовных мероприятий. Отдельно учитывается по­мощь местным сельхозпредприятиям и делаются соответ­ствующие скидки.

Важным вопросом при формировании цены тура являет­ся вид заказанного питания. При организации обслужива­ния туристов в ресторанах обычно применяют следующую классификацию:

• полный пансион (full board - FB) - трехразовое питание (завтрак, обед, ужин);

• полупансион (half board - НВ) - двухразовое питание (завтрак-обед либо завтрак-ужин);

• только завтрак (bed and breakfast - ВВ).

Имеются также различия в форме обслуживания:

«обслуживание «а ля карт», т. е. свободный выбор клиен­том блюд из предлагаемого рестораном меню (используется обычно при обслуживании индивидуальных туристов);

«обслуживание «табльдот», т. е. единое для всех клиен­тов меню без права выбора блюд (используется при органи­зации питания туристских групп);

«шведский стол», т. е. свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.

Стоимость питания уменьшается соответственно от кратности питания и затрат на обслуживание, т. е. самым дешевым оказывается «только завтрак» в виде «шведского стола».

В среднем на агротуры затрачивается от 150 до 200 руб. в сутки. Экономия по сравнению с аналогичными турпредприями (дома отдыха, турбазы, пансионаты) достигается за счет дешевого питания и проживания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.