Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэзия и проза




5.

4.

3.

2.

1.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная служба государственной охраны

Таможенные органы

Органы внешней разведки

Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

План

Правоохранительные органы, обеспечивающую общую и экономическую безопасность РФ

Органы Федеральной службы безопасности являются со­ставной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обес­печивают безопасность личности, общества и государства. Ру­ководство деятельностью органов Федеральной службы безо­пасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

• Федеральная служба безопасности РФ;

• управления Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ;

• управления Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских форми­рованиях, а также в их органах управления.

В систему органов Федеральной службы безопасности также входят:

• подразделения в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

• авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения;

• научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные под­разделения;

• иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности и пограничных войск.

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении федеральной службе безопасности РФ (ФСБ России). Oрганы ФСБ в своем причинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно - медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти. Ее возглавляет Директор Федеральной службы безопасности РФ на правах федерального министра.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. контрразведывательная деятельность. Это деятельность органов ФСБ по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной против безопасности России.

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных гocударств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость проверки лиц, оказы­вающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

2. борьба с преступностью. Органы ФСБ в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контра­банды и других преступлений.

3.разведывательная деятельность. Осуществляется органами ФСБ во взаимодей­ствии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности государства.

4. пограничная деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются:

- защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения ее противоправного прохождения;

- обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государ­ственную границу РФ;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов России в пределах приграничной территории, исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа государства;

- охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

5.обеспечение информационной безопасности. Это деятельность органов федеральной службы безопасности по реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств.

Полномочия органов ФСБ России. Органы федеральной службы безопасности обязаны:

1.информировать Президента РФ, Председателя Прави­тельства РФ об угрозах безопасности государства;

2.выявлять, предупреждать, пресекать разведыватель­ную и иную деятельность специальных служб и организа­ций иностранных государств, а также отдельных лиц, на­правленную на нанесение ущерба безопасности России;

3. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономичес­кого, научно-технического и оборонного потенциала;

4. выявлять, предупреждать и пресекать преступления;

5.производить дознание и предварительное следствие; осуще­ствлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

6. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

7. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с кор­рупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных воору­женных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью на­сильственное изменение конституционного строя;

8.проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ мероприятия по обеспечению безопасности уч­реждений и граждан Российской Федерации за ее пределами.

Органы ФСБ имеют право:

1. устанавливать на конфиденциальной основе отноше­ния сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

2. осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступле­ний, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных форми­рований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изме­нение конституционного строя России;

3. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разве­дывательную и иную деятельность, направленную на нане­сение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

4.беспрепятственно входить в жилые и иные принад­лежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение 24 часов;

5. временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности, обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки в целях защиты жизни, здоровья и имущества граж­дан, проведения неотложных следственных действий, опера­тивно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

6. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для вы­полнения возложенных на органы ФСБ обязанностей, за ис­ключением случаев, когда федеральными законами уста­новлен специальный порядок получения информации.

Органы ФСБ комплектуются военнослужащими и граждан­ским персоналом.

Сотрудником органов ФСБ может быть гражданин Рос­сийской Федерации, способный по своим личным и дело­вым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоро­вья выполнять возложенные на него обязанности.

Сотрудникам и гражданскому персоналу органов ФСБ запрещается зани­маться предпринимательской деятельностью, а также ока­зывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов ФСБ не вправе совмещать военную службу с иной оплачи­ваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподава­тельской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за ис­ключением случаев, когда это вызвано служебной необхо­димостью).

Органы внешней разведки РФ — это совокупность специально создаваемых государством органов, которые являются составной частью сил обес­печения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органа­ми внешней разведки РФ посредством:

- добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реаль­ных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

- оказания содействия в реализации мер, осуществля­емых государством в интересах обеспечения безопасности России,

Необходимость осуществления разведывательной деятель­ности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государ­ства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

- обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологи­ческой областях;

- обеспечение условий, способствующих успешной реа­лизации политики России в сфере безопасности;

- содействие экономическому развитию, научно-техни­ческому прогрессу страны и военно-техническому обеспе­чению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществлять­ся для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следую­щие полномочия:

- установление, на конфиденциальной основе отноше­ний сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

- использование в целях конспирации документов, за­шифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организа­ций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

- взаимодействие с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими контрразведыватель­ную деятельность, и Федеральными органами государ­ственной охраны РФ;

- организация и обеспечение в пределах своей компетен­ции защиты государственной тайны в учреждениях Россий­ской Федерации, находящихся за пределами ее территории;

- обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, и чле­нов их семей в государстве пребывания;

- обеспечение безопасности командированных за пре­делы территории Российской Федерации граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

- взаимодействие с разведывательными и контрразве­дывательными службами иностранных государств;

- обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных дей­ствий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как са­мостоятельными, так и входящими в структуру других фе­деральных органов исполнительной власти органами внеш­ней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе феде­рального органа исполнительной власти принимаются Пре­зидентом РФ по представлению руководителя соответству­ющего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих пол­номочий осуществляют:

• Служба внешней разведки РФ — в политической, эко­номической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безо­пасности учреждений РФ, находящихся за' пределами тер­ритории Российской Федерации, и командированных за ее пределы граждан России, имеющих по роду своей деятель­ности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

• органы внешней разведки Министерства обороны РФ — в военной, военно-политической, военно-технической, во­енно-экономической и экологической сферах;

• Федеральная служба безопасности РФ во взаимодей­ствии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осу­ществляет Президент РФ, который в пределах своих полно­мочий:

- определяет задачи разведывательной деятельности;

- контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

- принимает в пределах полномочий, определяемых фе­деральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесооб­разности заключения договоров межведомственного харак­тера между органами внешней разведки РФ и разведыватель­ными и контрразведывательными службами иностранных государств;

- назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и неглас­ные методы и средства, особый характер которых определя­ется условиями этой деятельности. Методы и средства раз­ведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной де­ятельности в отношении граждан России на территории Российской Федерации не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Прези­денту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным орга­нам исполнительной и судебной власти, предприятиям, уч­реждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам испол­нительной власти, входящим в состав сил обеспечения бе­зопасности РФ.

Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внеш­ней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав воен­нослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступив­шие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин России, способный по своим профессио­нальным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Предельный возраст пребывания на военной службе во­еннослужащего кадрового состава органов внешней развед­ки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки России либо руководителем феде­рального органа исполнительной власти, в структуру кото­рого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, опреде­ляемом Президентом РФ.

Пе­речень должностей кадрового состава определяется поло­жением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадрово­му составу органов внешней разведки РФ, включая сотруд­ников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней развед­ки РФ для выполнения своих функциональных обязаннос­тей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреж­дениях и организациях. Должностные лица указанных фе­деральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федераль­ными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней раз­ведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней раз­ведки РФ запрещается принимать негласное участие в дея­тельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и ре­лигиозных организаций в России в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместитель­ству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельнос­ти, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на без­возмездной либо возмездной основе отношения сотрудни­чества с совершеннолетними дееспособными лицами, доб­ровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимо­отношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, депутатам законода­тельных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федера­ции, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в России религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфи­денциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречива­ния сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руково­дитель и уполномоченные им на то сотрудники соответ­ствующего органа внешней разведки РФ.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия переме­щения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, тамо­женного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению федеральных ор­ганов государственной власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью ее внутренней и внешней политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использова­ния инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите россий­ского рынка, стимулированию развития национальной эко­номики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Таможенную территорию Российской Федерации со­ставляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное простран­ство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусст­венные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отноше­нии таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Рос­сии, является Федеральная таможенная служба РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют тамо­женные органы РФ, являющиеся правоохранительными орга­нами и составляющие единую систему, в которую входят:

• ФТС РФ;

• региональные таможенные управления РФ;

• таможни РФ;

• таможенные посты РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС РФ. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в та­моженных целях ФТС РФ создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повыше­ния их квалификации в системе ФТС РФ действуют научно-исследовательские уч­реждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.

ФТС РФ создает вычис­лительные центры, полиграфические, строительно-эксплуата­ционные и иные предприятия и организации, деятельность ко­торых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основ­ные функции:

участвуют в разработке таможенной политики Россий­ской Федерации и реализуют эту политику;

обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;

- принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществле­нии таможенного дела;

обеспечивают в пределах своей компетенции экономи­ческую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой ее суверенитета;

защищают экономические интересы Российской Фе­дерации;

применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные тамо­женные платежи;

участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через тамо­женную границу РФ;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможен­ных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международ­ным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют и совершенствуют таможенный конт­роль и таможенное оформление, создают условия, способ­ствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;

осуществляют валютный контроль в пределах своей • компетенции;

реализуют единую финансово-хозяйственную полити­ку, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Государственная охрана — это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности РФ. Руководство федеральными органами государственной охраны осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий.

Основными задачами федеральных органов государственной охраны являются:

- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важ­ным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

- обеспечение в пределах своих полномочий организа­ции и функционирования президентской связи;

- участие в пределах своих полномочий в борьбе с тер­роризмом;

- защита охраняемых объектов;

- выявление, предупреждение и пресечение преступле­ний и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Государственная охрана предоставляется:

- Президенту РФ — со дня официального объявления о его избрании. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока его полномочий государственная охрана пре­доставляется членам его семьи;

- Председателю Правительства РФ;

- Председателю Совета Федерации Федерального Со­брания РФ;

- Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- Председателю Конституционного Суда РФ;

- Председателю Верховного Суда РФ;

- Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;

- Генеральному прокуроруРФ.

При необходимости по решению Президента РФ госу­дарственная охрана может быть предоставлена иным ли­цам, замещающим государственные должности.

Мерами по осуществлению государственной охраны яв­ляются:

- предоставление объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопас­ности;

- осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государ­ственных органов обеспечения безопасности;

- проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

- поддержание порядка, установленного уполномочен­ными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Для достижения поставленных задач Федеральные орга­ны государственной охраны вправе:

- привлекать силы и средства обеспечения безопаснос­ти, необходимые для участия в подготовке и проведении ох­ранных мероприятий;

- осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр на­ходящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением техни­ческих средств;

- производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;

- задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны;

- использовать в служебных целях средства связи, вклю­чая и специальные, принадлежащие организациям независи­мо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам;

- беспрепятственно входить в жилые и иные принадле­жащие гражданам помещения при пресечении преступле­ний, создающих угрозу безопасности объектов государ­ственной охраны;

- принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;

- получать безвозмездно необходимую информацию;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств;

Федеральные органы государственной охраны выполняют следующие обязанности:

- выявляют, предупреждают и пресекают противоправные посягательства на объекты государственной охраны и' охраняемые объекты;

- организуют и проводят охранные, режимные, технические и иные мероприятия;

- устраняют обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны;

- обеспечивают в необходимых случаях сопровождение или эскортирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;

- организуют и проводят мероприятия по развитию и совершенствованию системы президентской связи;

- производят шифровальные работы;

- организуют и проводят на охраняемых объектах опера­тивно-технический, санитарно-гигиенический, экологичес­кий, радиационный и противоэпидемический контроль;

- осуществляют информационно-аналитическое обес­печение своей деятельности;

- обеспечивают собственную безопасность.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту. Систему органов ФСКН России составляют управления, ФСНК по федеральным округам, региональные управления ФСКН России, управления ФСКН России по субъектам РФ, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач возложенных на эту правоохранительную структуру.

Основными задачами ФСКН России являются

- обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов наркоконтроля;

- координация деятельности органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств;

- участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств;

- осуществление в соответствии с международными дого­ворами РФ взаимодействия и информационного обмена с; международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ.

Общее руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. Он назначает и освобождает от должности директора ФСКН России, который непосредственно возглавляет эту структуру. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСКН России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Полномочия Директора ФСКН России:

- устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними;

- информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

- представляет ФСКН России в отношениях с федеральными органами государственной власти, а также с компетентными органами иностранных государств, международными и иными организациями;

- издает нормативные правовые акты ФСКН России, организует проверку их исполнения;

- определяет порядок приема на службу и увольняет со службы сотрудников органов наркоконтроля;

- организует в органах наркоконтроля защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую зако­ном тайну;

- присваивает сотрудникам органов наркоконтроля спе­циальные звания;

- определяет порядок передачи органами наркоконтро­ля оперативной информации и специальных технических изделий компетентным органам иностранных государств.

ФСКН России наделена следующими полномочиями:

- осуществляет координацию деятельности органов ис­полнительной власти по организации исполнения законода­тельства РФ о наркотических средствах и психотропных ве­ществах;

- организует и осуществляет разработку федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, участвует в реа­лизации этих программ

- осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;

- осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ;

- организует и осуществляет розыск лиц, которые обви­няются или подозреваются в совершении преступлении, от­несенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахож­дение которых неизвестно;

- производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законода­тельством РФ к подследственности органов наркоконтроля;

- осуществляет в соответствии с законодательством РФ производство по делам об административных правонаруше­ниях;

- осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в преде­лах своей компетенции — в области оборота сильнодей­ствующих веществ;

- осуществляет лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществляет в пределах своей компетенции противо­действие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений;

- представляет интересы Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркоти­ческих средств и психотропных веществ в международных организациях;

- обеспечивает собственную безопасность органов нар­коконтроля;

ФСКН России в целях реализации своих полномочий имеет право:

- вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства предложения по совершенствованию законодательства о наркотических средствах и психотропных веще­ствах, а также о противодействии их незаконному обороту;

- координировать деятельность органов исполнитель­ной власти по организации исполнения законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах, а также о противодействии их незаконному обороту;

- запрашивать и получать справочные и иные материа­лы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России;

- проводить проверки юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотроп­ных веществ, а также сильнодействующих веществ;

- предъявлять в суд требования о прекращении деятель­ности или ликвидации юридических лиц в случаях, преду­смотренных законодательством РФ о наркотических сред­ствах, психотропных веществах;

- заключать в порядке, установленном законодатель­ством РФ, международные договоры РФ межведомственно­го характера в целях решения задач, возложенных на орга­ны наркоконтроля.

 

 

 

Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза).

Первоначально стихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, отмечает М.Л. Гаспаров, ощущались и мыслились как повышенно значимые и «более других способствующие сплочению общества»: «Из-за своей повышенной значимости они подлежат частому и точному повторению. Это заставляет придать им форму, удобную для запоминания. Удобнее запоминается то, что может пересказываться не всякими словами и словосочетаниями, а лишь особенным образом отобранными»1. Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти (гораздо большая) чем у прозы) составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.

В эпоху античности словесное искусство проделало путь от мифологической и боговдохновенной поэзии (будь то эпопеи или трагедии) к прозе, которая, однако, была еще не собственно художественной, а ораторской и деловой (Демосфен), философской (Платон и Аристотель), исторической (Плутарх, Тацит). Художественная же проза бытовала более в составе фольклора (притчи, басни, сказки) и на авансцену словесного искусства не выдвигалась. Она завоевывала права весьма медленно. Лишь в Новое время поэзия и проза в искусстве слова стали сосуществовать «на равных», причем последняя порой выдвигается на первый план (такова, в частности, русская литература XIX в., начиная с 30-х годов).

Имея в виду преобладающую тенденцию многовекового бытования словесного искусства, теоретики XIX в. (Гегель, Потебня) противопоставляли друг другу поэзию и внехудожественную прозу. Ученые сосредоточились на рассмотрении различий между стихотворными и художественно-прозаическими произведениями лишь в нашем столетии. Ныне изучены не только внешние (формальные, собственно речевые) различия между стихами и прозой (последовательно осуществляемый ритм стихотворной речи; необходимость в ней ритмической паузы между стихами, составляющими основную единицу ритма, — и отсутствие, по крайней мере необязательность и эпизодичность всего этого в художественно-прозаическом тексте), но и функциональные несходства. Так, Ю.Н. Тынянов, введя понятие «единство и теснота стихового ряда», показал, что стих является <...> как бы «сверхсловом» с трансформированным, обновленным и обогащенным смыслом: «Слова оказываются внутри стиховых рядов <...> в более сильных и близких соотношении и связи», что ощутимо активизирует семантическое (эмоционально-смысловое) начало речи2.

Формы стихотворной речи весьма разнообразны. Они тщательно изучены. Стиховедение — одна из хорошо разработанных литературоведческих дисциплин. Существуют серьезные учебные пособия с отсылками к научным исследованиям в данной области3. Поэтому стиховедческие понятия и термины (системы стихосложения, метры и размеры, строфика, рифмы и их виды) в нашей книге не описываются.

Стиховые формы (прежде всего метры и размеры) уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности. М.Л. Гаспаров, один из самых авторитетных современных стиховедов, утверждает, что стихотворные размеры не являются семантически тождественными, что ряду метрических форм присущ определенный «семантический ореол»: «Чем реже размер, тем выразительнее напоминает он о прецедентах своего употребления: семантическая насыщенность русского гекзаметра или имитаций былинного стиха велика <...> четырехстопного ямба (наиболее распространенного в отечественной поэзии.– В.Х.)–ничтожна. В широком диапазоне между этими двумя крайностями располагаются практически все размеры с их разновидностями» 4. Добавим к этому, что в какой-то степени различны «тональность» и эмоциональная атмосфера размеров трехсложных (большая стабильность и строгость течения речи) и двусложных (в связи с обилием пиррихиев — большие динамизм ритма и непринужденная изменчивость характера речи); стихов с количеством стоп большим (торжественность звучания, как например, в пушкинском «Памятнике») и малым (колорит игровой легкости: «Играй, Адель,/ Не знай печали»). Различна, далее, окраска ямба и хорея (стопа последнего, где ритмически сильным местом является ее начало, сродни музыкальному такту; не случайно напевно-плясовая частника всегда хореична), стихов силлабо-тонических (заданная «ровность» речевого темпа) и собственно тонических, акцентных (необходимое, предначертанное чередование замедлений речи и пауз — и своего рода «скороговорки»). И так далее...

Особый колорит русскому силлабо-тоническому стиху XIX–XX вв. придает отсутствие рифмы. Так, пятистопный белый ямб, прочно закрепленный за стихотворной драматургией после перевода В.А. Жуковским «Орлеанской девы» Ф. Шиллера (в основном благодаря Пушкину: «Борис Годунов», «маленькие трагедии», а также стихотворения «Он между нами жил...» и «Вновь я посетил...»), впоследствии стал в лирической поэзии (особенно — «серебряного века») устойчивым выражением определенного (хотя и трудно определимого) эмоционально-смыслового начала. Циклы А.А. Блока («Вольные мысли») и А.А. Ахматовой («Эпические мотивы», «Северные элегии»), ряд стихотворений И.А. Бунина («В степи», «Веснянка», «Отрывок», «В Москве», «Эсхил», «Воскресенье») и Вл. Ф. Ходасевича («Обезьяна», «Встреча», «2-го ноября», «Музыка»), «Альпийский рог» Вяч. И. Иванова, «Я не увижу знаменитой «Федры»...» О.Э. Мандельштама, «Эзбекие» Н.С. Гумилева, написанные именно этим размером, при всей серьезности их различий, сходны глубинной тональностью, возвышенной, неторопливо спокойной, но внутренне напряженной. Сочетая строгость, присущую стиху, и «прозаическую» свободу ведения речи, они передают родственное внимание лирических героев к близкой им, «обычной» реальности, а вместе с тем эпически весомы, масштабны, властно захватывают сферы судьбоносные, исторические, общебытийные.

Стиховая форма «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.

Но и у художественной прозы есть свои уникальные и неоспоримо ценные свойства, которыми стихотворная словесность обладает в гораздо меньшей мере. При обращении к прозе, как показал М.М. Бахтин, перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе) важна, по Бахтину, «диалогическая ориентация слова среди чужих слов», в то время как поэзия к разноречию, как правило, не склонна и в большей степени монологична: «Идея множественности языковых миров, равно осмысленных и выразительных, органически недоступна поэтическому стилю» 5. Заметим, что ученый, говоря о поэтическом стиле, констатирует не жесткую закономерность (в ряде стихотворных произведений, каковы «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Двенадцать», разноречие представлено весьма широко), а существенную тенденцию стихотворной формы (сказывающуюся главным образом в лирике).

Поэзии, таким образом, присущ акцент на словесной экспрессии, здесь ярко выражено созидательное, речетворческое начало. В прозе же словесная ткань может оказываться как бы нейтральной: писатели-прозаики нередко тяготеют к констатирующему, обозначающему слову, внеэмоциональному и «нестилевому». В прозе наиболее полно и широко используются изобразительные и познавательные возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала. Эта функциональные различия между поэзией и прозой фиксируются уже первоначальными значениями данных слов — их этимологией (др.-гр. слово «поэзия» образовано от глагола сделать», «говорить»; «проза» — от лат. прилагательного «прямой», «простой»).

С традиционным термином художественная речь ныне весьма успешно соперничает слово текст, которое заняло почетное место не только в составе теоретической поэтики, но и в гуманитарной сфере как таковой.

 

 

Прозаическая и стихотворная речь – это две формы интонационно-звуковой организации литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.

Прозаическая и стихотворная речь используются во всех трёх литературных родах. Существуют пограничные явления – верлибр или стихотворения без единого ритма, рифм, строфики, стихотворения в прозе, ритмизованная проза.

Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы.

В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха. Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы. В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.

Стопы бывают двухсложные и трёхсложные.

Двухсложные:

Ямб – двухсложная стопа с ударением на втором слоге:

Его зарыли в шар земной

А был он лишь солдат.

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград. (С. Орлов)

Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)

В чистом виде хорей встречается редко. Ритмическое разнообразие хорея достигается за счет применения разного количества стоп в строчках.

Трёхсложные стопы.

Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге:

Тучки небесные, вечные странники… (М. Лермонтов).

Или:

Как бы прошёл я все муки

В той неуютной дали,

Если б не помнил в разлуке

Запах родимой земли? (А. Жигулин).

Шестистопный дактиль совпадает с классическим гекзаметром:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид… (перевод Н. Гнедича).

Пятистопный дактиль называют пентаметром. Сочетание гекзаметра с пентаметром образует элегический дистих.

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущённой душой. (А. Пушкин).

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге:

Последняя тучка рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури. (А. Пушкин).

Или:

Пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов).

Одностопный амфибрахий встречается редко, двухстопный – часто.

Румяной зарёю

Покрылся восток

В селе за рекою

Потух огонёк. (А. Пушкин).

Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге:

Перелётный вспорхнул ветерок

Прозвенел золотой голосок. (Ф. Блок).

В принципе можно составить стихотворение из односложных слов, в котором не будет стоп. Подобное есть у В. Брюсова:

Верь в звук слов:

Смысл тайн – в них. –

Тех дней зов,

Где взник стих.

Дай снам власть,

Пусть вихрь бьёт;

Взвей стяг – страсть:

Путь вдаль – взлёт!

Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения.

Идеальная схема чередований называется метром.

Размер – количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляют как синоним метра или стопы.

В стихах редко наблюдаются классические метры. Разнообразие стихам придаёт отступление от идеальных схем.

Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, энклитика, проклитика, вольный стих.

Рифма

Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое.

Рифма в письменных источниках известна в Китае со 2-го тысячелетия до новой эры, в Аравии – с V –VI cт, в Европе – с IX cт.

У славянских народов рифма впервые появилась в фольклорных жанрах – в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. У некоторых народов стихосложение обходится без рифмы.

Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.

Классификация рифм.

А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул.

Б) По месту ударения – мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее).

У В. Брюсова есть стихотворение, в котором сознательно использованы все виды рифм, от сверхдактилических до мужских:

Ветки, тёмным балдахином свешивающиеся,

Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,

Звёзды, в ясном небе слабо вздрагивающие,

Штампы роз, свои цветы протягивающие,

Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,

Теней сеть, что странным знаком складывается,

Вкруг луны живая дымка газовая,

Рядом шопот, что поёт досказывая,

Клятвы, днём глубоко затаённые,

И ещё – ещё глаза влюблённые
Блеск зрачков при лунном свете белом,

Дрожь ресниц в движении несмелом,

Алость губ, ускользнувших прочь,

Милых, близких, жданнных… Это – ночь!

В) По качеству звучания – на точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),

и неточные (приблизительные). – Среди приблизительных различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные.

Г) В зависимости от числа совпадающих слогов – на богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала – и бедные – край –игра, жар – ножа.

Д) По составу – на простые, составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им - счастье, полюса-по лесу) омонимические и каламбурные.

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

Е) По тому, какие слова каких частей речи рифмуются – на грамматические и неграмматические.

Ж) По частотности употребления – на банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы) и редкие (изысканные), а также экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

З) по способу размещения в стихотворении – на смежные (параллельные, парные) – аабб, перекрёстные – абаб, охватные (опоясные, кольцевые) – абба, и тернарные – аабввб.

Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом.

Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну. (В. Брюсов).

Или:

Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?

Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:

Пускай утопал я в болотах.

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова, –

Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

 

 

Строфа.

Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи. Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими. Стихотворения могут быть равнострочными и разнострочными. В современной поэзии наблюдаются явления, когда строфические стихи перемежаются с прозаическими в ключениями.

Строфа может охватывать разное количество строк. Самая малая строфа состоит из двух строк – дистих (ааббвв…).

Условно строфы делят на строгие и свободные.

Виды свободных строф:

 

Двустишие – аа бб вв –

Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв –

Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба –

Пятистишие (квинтила) – абааб –

Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – аБаБаБ, (ронсарова строфа) – ААбВВб –

Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – “Бородино” М, Лермонтова.

Восьмистишие (октет) – ааббввгг, абабаааб, абвгабвг –

Октава – АбАбАбвв – “Домик в Коломне” А. Пушкина.

Девятистишие (нона) – АбАббВбВВ (спенсерова строфа)

Децима – аббаввггвв, АбАбВВгДДе (одическая строфа – “Энеида” И Котляревского) –

Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбаабАБаббаА

Онегинская строфа – АбАбВВггДееДжж

Терцина – разновидность терцета, вид трёхстрочного стиха пятистопного ямба, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с первой и третьей в следующей терцине. Терцин в произведении может быть сколько угодно, но всё произведение завершается отдельной строчкой, которая рифмуется сов торой строкой последней терцины.

 

Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха:

Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме АбАбАбвв.

Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами –

Сонет – Вид стиха, состоящий из четырнадцати строкпяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема – абба абба ввг ддг – французский, или итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), или английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж.

Сонет возник в Италии в ХIII ст. В России первый сонет написал В. Тредиаковский, в Белоруссии – Я. Купала – «Жніво”, “па межах родных і разорах” и “Запушчаны палац”.в 1910 году.

Существуют различные варианты сонета: хвостатый (два четверостишия и три терцета), сплошной (на двух рифмах), опрокинутый (два терцета и два катрена), безголовый (без первого четверостишия), половинный (один катрен и один терцет), хромой (с неравностопными четвёртыми строками катренов).

Созданы циклы сонетов, называемые венок сонетов и венок венков сонетов.

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБаАаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а2-й – в 8-й.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.367 сек.