Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телешоу и теле-игры




Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей:

· получение удовольствия, позитивных эмоций;

· снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;

· уход от реальности (эскапизм);

· азарт;

· эмоциональное осмысление комического (юмор).

 

Во всем мире сегодня существует около 60 разновидностей только реалити-ТВ. Предтечи нынешних форматов телеигр возникли на заре телевидения. Как известно, в 1930-40-е гг., пока не появились магнитные ленты и не стала возможной студийная запись, все передачи шли в прямом эфире. «

Прародителями реального шоу американский журнал Reality TV считает программы «Хотелось бы увидеть», ставшую популярной в 1948 г. на канале NBC, и «Вы спрашивали» — хит начала 1950-х. В первой исполнялись заявки телезрителей: если зритель писал, что хочет видеть столкновение двух поездов, то телевизионщики носились по стране в поисках катастрофы. Во второй показывали города и веси США, куда добраться среднему американцу было еще не по карману. Когда путешествия подешевели, передача утратила смысл, чтобы через полвека возродиться в десятках реалити-шоу.

В начале 1960-х в США на канале ABC появилась игра «Любовь с первого взгляда». Ее автору и ведущему Чарльзу Бэррису с осторожностью выделили $7,5 тыс. на пилотный выпуск. С годами автор идеи стал богатейшим телепродюсером и ведущим еще десятка придуманных им шоу-игр. Бэррис первым реализовал потребность зрителя наблюдать за себе подобными в замочную скважину телекамеры.

Современные интеллектуальные телеигры, основоположником которых считается американский музыкант и продюсер Мерв Гриффин, долгое время лидировали в рейтингах игрового телесегмента и с большим или меньшим успехом продолжают удерживать былые позиции. Показательный пример — феномен советской игры «Что? Где? Когда?», превратившейся из простого теледолгожителя в народную игру и весьма прибыльный бизнес для собственников компании «Игра». Смесь из азарта, спорта и интеллекта тоже оказалась весьма удачным форматом: право на трансляцию французского ноу-хау «Ключи от форта Буайяр» продается по сей день.

Потесниться интеллект-шоу пришлось осенью1999 г. с выходом на небольшом голландском канале Veronica шоу «Большой брат». Идея выживания в замкнутом мире (по мотивам оруэлловского «1984») без сценариев и особой режиссуры вызвала к жизни термин «реалити» — и бум нового формата стартовал. Сегодня в мире насчитывается полтора десятка аналогов «Большого брата».

Слегка потесненные на Олимпе телеразвлечений, американские продюсеры поспешили взять реванш. В мае 2000 г. на канале CBS началась трансляция принципиально нового реалити-шоу, соединившего в себе практически все существующие форматы — замкнутое пространство, постоянная слежка телекамерами, состязания на выбывание… Разве что все происходит не «за стеклом», а на экзотическом острове («Оставшийся в живых», он же «Последний герой»). Идея помещать людей в разные жизненные среды и следить за тем, как они в них адаптируются и живут, оказалась настолько заразительной, что за последние пять лет американцы сняли около 20 реалити-сериалов различных форматов.

 

Два условных направления, по которым развиваются реалити-шоу, — спортивно-соревновательное и вуайеристичное — обретают схожесть, когда все более жесткими, а то и жестокими, становятся условия, в которых действуют участники. Если это состязание, — в нем все чаще присутствует риск получить серьезную травму, если «застеколье» — в нем все больше цинизма, грубости и падения нравов.

На российском телевидении реалити-шоу впервые появились в 2001 году, с выходом в эфир первого выпуска программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак – наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Несмотря на общие принципы, все реалити-шоу можно разделить на четыре группы, в соответствии с тем, на чём основано развитие действия в передаче (помимо того, что в групповом делении лежат разные психоэмоциональные и ценностные основания). Программы первой группы («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «Остров искушений» (REN - TV), «За стеклом» (ТВ-6)) эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции, это передачи, построенные по принципу «отношения – конкурс – изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач. Реалити-шоу, объединённые во вторую группу, – это передачи, основанные на самореализации участников – «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Кандидат» (ТНТ). Внешняя атрибутика проекта такая же, как и в реалити первой группы: разница в том, что в программах второй группы вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план. Две последних группы – это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле этого слова, это разновидность реалити-телевидения, в котором акцент сделан не столько на реальности происходящего, сколько на развлекательной составляющей передач. Например, третья группа – это проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек («Битвы экстрасенсов» (ТНТ)), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ)). Последняя, четвёртая группа реалити-шоу, внешне самая простая и незамысловатая – хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида: а) передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Полный Fashion» (Муз-ТВ), «Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «По домам» (MTV)); б) программы, в которых камера фиксирует все моменты жизни звезды или журналиста, пробующих себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени («Один день» с Кириллом Набутовым» (НТВ), «Проверено на себе» (REN - TV), «Звёзды меняют профессию» (ТНТ), «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал), «Король ринга» (Первый канал)); в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал), «Голые и смешные» (REN - TV), «Фигли-мигли» (ТНТ)).

Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несёт в себе определённый смысл, имея при этом отчётливо утилитарное значение. Во-первых, реалити показывают человеку способы решения определённых жизненных ситуаций (как правило, конфликтов), а, во-вторых, как считает, например, Д.Б.Дондурей, именно реалити-шоу способны стать уникальным инструментом, с помощью которого можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров.

Знаковым годом для ток-шоу стал год 1996, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы В.Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю.Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается поступательное развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу – от зрителей до экспертов – пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя её не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение.

Переходя к классификации передач подобного рода, нужно заметить, что развлекательное ток-шоу на российском телевидении в видовом смысле представляет собой достаточно расплывчатое образование. При наличии общих для всех программ жанровых признаков, существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на чёткие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два. Первый – адресный – подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены. Можно выделить 3 основных группы. Группа первая – «женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС). Вторая группа – «семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Семейные страсти» (REN - TV), «Окна» (ТНТ), «Принцип домино» (НТВ). Третья группа – узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика – музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры.

Этический критерий подразумевает деление на две группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи. Первая группа – передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Большая стирка», «Окна», «Пусть говорят». Вторая группа – передачи, старающиеся избегать обсуждения «жёлтых» тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино», «Пять вечеров» (Первый канал), «Частная жизнь», «Семейные страсти».

Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры. Первая группа – викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Натуральный обмен» (Муз-ТВ), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Счастливый случай» (ОРТ). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. Вторая группа – это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал), «Брэйн-ринг» (ОРТ)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Третья группа – противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины («Поймай удачу» (MTV), «Деньги по вызову» (REN - TV), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV)).

Последняя, самая сложная из четырёх - это группа программ, названная коротким словом «шоу». На первый взгляд может показаться, что передачи эти имеют к журналистике опосредованное отношение, однако, чтобы доказать обратное, достаточно, например, вспомнить «Введение в журналистику» В.Л.Цвика, где уточняется, что журналистика – это не только «средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации)», но и «в ряде случаев – способ эстетического осмысления реальной действительности». Все шоу можно разделить на 4 группы. Костяк первой составляет самый распространённый на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актёров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia» (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС), «Дорогая передача» (REN - TV), «Дальние родственники» (REN - TV). Вторая группа – это собственно юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал), «Смехопанораме» (ОРТ) и прочим, суть которых – в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди, на сегодняшний день представляет одна-единственная, уникальная в своём роде программа «Comedy club» (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Наконец, четвертая группа программ – это собственно шоу, передачи, представляющие собой определённый набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, то есть выходят в определённое время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.