Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперирование различными видами затрат

(эффект операционного или производственного рычага).

Предпринимательский риск связан с возможной потерей прибыли с ростом убытков от текущей деятельности. Операционный рычаг измеряет насколько чувствительна прибыль от продаж по отношению к изменению количества продаж.

Например, увеличив выручку на 9,1%, прибыль возрастает на 77% (таблица 21). Если при этом увеличить постоянные затраты на 1%, прибыль увеличится уже только на 69,4%. Пятипроцентное увеличение постоянных затрат снижает темпы прироста прибыли по сравнению с 1-м годом до 39,4%.

 

Таблица - Эффект операционного (производственного) рычага

Показатели Годы
     
Выручка от реализации, тыс. руб.   12000 (+9,1%) (+9,1%)
Переменные затраты, тыс. руб.   10146,3 (+9,1%) 10146,3 (+9,1%)
Постоянные затраты, тыс. руб.     (+1%)
Всего затрат, тыс. руб.   11646,3 11661,3
Прибыль, тыс. руб.   353,7 338,7
Рост прибыли, тыс. руб.   153,7 (+77%) 138,7 (+69,4%)
Рентабельность, тыс. руб. 1,85 3,04 2,9
Сила воздействия производственного рычага, % 8,5 5,2 5,5

 

В практических расчетах для определения силы воздействия производственного рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Результат от реализации после возмещения переменных затрат представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия, чтобы результаты от реализации после возмещения переменных затрат хватило не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

 

результат от реализации после

Сила воздействия возмещения переменных затрат

производственного рычага = (11)

прибыль

 

1. Переменные (или пропорциональные) затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, горючего, транспортные издержки, корма, семена и другие расходы.

2. Постоянные (непропорциональные, или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, административно-управленческие расходы и т.п.

В нашем примере сила воздействия производственного рычага равна (11000 – 9300): 200 = 8,5. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем на 3%, прибыль возрастает на 3% х 8,5= 25,5%, при снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 10% х 8,5 = 85%, а, увеличение выручки на 9,1% дает прирост прибыли на 77%.

Нетрудно заметить, что чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует производственный рычаг и наоборот. Это еще раз доказывает, что нельзя раздувать постоянные расходы, т.к. при снижении выручки от реализации потеря прибыли может оказаться многократно выше. Вместе с тем, если Вы уверены в долгосрочной перспективе повышения спроса на Ваши товары, то можно позволить себе отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, ибо предприятия с большей их долей будут получать и больший прирост прибыли.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовый риск и финансовый рычаг | Понятие системы маркетинговых коммуникаций и ее роль в комплексе маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.