Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Претензии и иски по перевозкам




 

Транспортное законодательство РФ при возникновении требований к транспортной организации по перевозкам груза и грузобагажа предусматривает обязательное предъявление к ней письменной претензии, без чего заявление судебного иска к перевозчику является невозможным. Такая обязательная претензионная процедура облегчает получение необходимых доказательств о неисправной перевозке, позволяет транспортным организациям своевременно проводить расследование в отношении допущенных при перевозке нарушений и во многих случаях ведет к урегулированию возникшего спора без обращения в судебные органы, которое потребовало бы дополнительных расходов и времени. При предъявлении требований, вытекающих из пассажирских перевозок, обязательное заявление претензии не предусматривается, хотя такие претензии пассажирами обычно направляются.

В ГК о претензиях и исках к перевозчику имеются лишь краткие указания общего характера (ст. 797). Подробно порядок предъявления претензий по перевозкам урегулирован в транспортных уставах и кодексах и дополняющих их правилах перевозок*(326), на отдельных видах транспорта он имеет некоторые отличия.

При предъявлении претензий по перевозкам возникают три группы вопросов: во-первых, куда и кем должна направляться претензия, во-вторых, каков порядок направления претензии и, в-третьих, какие сроки установлены для заявления претензии и ее рассмотрения перевозчиком.

По общему правилу, претензии должны направляться воздушному, морскому или речному предприятию (обществу), выполнявшему перевозку, а на железнодорожном и автомобильном транспорте - перевозчику, выдавшему груз в месте его назначения. При перевозках пассажиров и багажа претензии по выбору пассажира могут предъявляться к перевозчику по месту отправления и назначения*(327).

При перевозках грузов требования к перевозчику могут заявляться как отправителем, так и получателем. Однако ВК (ст. 125) содержит указания о том, какие претензии может адресовать перевозчику отправитель, а какие получатель груза. Права последнего на заявление претензий шире, в частности, только он вправе направлять претензии при просрочке в доставке груза.

На морском транспорте действует правило о недопустимости передачи права на предъявление претензий и исков другим лицам, кроме передачи таких прав между отправителем и получателем груза, а также транспортно-экспедиторской организации либо страховщику. О такой уступке должна быть сделана переуступочная надпись на транспортном документе.

При несохранности груза, установленной в пункте назначения, ответственность за такую несохранность может нести не только перевозчик, но и отправитель груза, допустивший, например, неправильную его погрузку (недовложение мест) или ненадлежащее затаривание груза, вызвавшее его несохранность. На практике транспортные организации нередко ссылаются на наличие по перевозке ответственности отправителя, причем встречаются случаи их совместной ответственности. Поэтому требования в отношении возмещения за несохранный груз должны, как правило, адресоваться грузовладельцем как перевозчику, так и грузоотправителю, если из имеющихся материалов с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного из них, что бывает довольно редко.

В отношении порядка заявления претензий и их рассмотрения перевозчиками на всех видах транспорта установлены единообразные правила. Претензии должны заявляться по каждой отправке*(328) с приложением подлинного или заверенной копии транспортного документа и соответствующих доказательств (коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, других актов, обоснования и расчета суммы претензии). В ст. 120 УЖТ дан подробный перечень возможных претензий с указанием документов, которые должны к ним прилагаться, и сведений, которые должны в них содержаться.

При неприбытии груза получатели часто направляют перевозчику просьбу о розыске груза, а в случае необнаружения груза рассматривают такую просьбу как заявление претензии. Судебная практика исходит из того, что просьба о розыске груза по своему содержанию не удовлетворяет требованиям, установленным для претензии, и поэтому претензией считаться не может. Необходимо, следовательно, дополнительное направление перевозчику претензионного письма.

Согласно п. 2 ст. 797 ГК иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Этот срок на рассмотрение перевозчиком претензии, хотя он и является чрезмерно кратким (ранее действовал 3-месячный срок), повторен в транспортных кодексах и уставах. Однако срок на заявление самой претензии в ГК не определен, и вопрос решается в транспортных кодексах и уставах по-разному.

Согласно ст. 123 УЖТ и ст. 126 ВК претензии должны заявляться грузовладельцами в течение шести месяцев с указанием начальной даты исчисления этого срока*(329). Иная норма содержится в ст. 406 КТМ и ст. 161 КВВТ, в силу которых претензии заявляются в течение срока исковой давности. При этом в ст. 407 КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока давности приостанавливается. Аналогичной нормы нет в КВВТ, что может ставить грузовладельцев в неблагоприятное положение при заявлении ими претензии незадолго до истечения срока давности.

Сроки для заявления претензий к перевозчику трактовались ранее как имеющие преклюзивный характер, и их несоблюдение влекло отказ в последующем судебном иске. Действующее право решает этот вопрос более гибко. Согласно ст. 123 УЖТ железная дорога вправе принять без рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока на заявление претензии. Аналогичная норма содержится в ст. 126 ВК. Арбитражные суды не рассматривают сроки на заявление претензий при перевозках как пресекательные*(330).

Для требований, вытекающих из договора пассажирской перевозки, обязательное заявление претензий к перевозчику, как уже отмечалось, не предусмотрено. Лишь КВВТ содержит в п. 1 ст. 161 указание о том, что при перевозках пассажира предъявление претензии к перевозчику является обязательным.

При отклонении перевозчиком претензии или неполучении от него ответа грузовладелец вправе заявить иск в суде. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет согласно п. 3 ст. 797 ГК один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Эта норма повторена в уставах и кодексах, где определена также начальная дата исчисления давности: день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии.

Для требований в связи с перевозками багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125), а согласно КВВТ давность в этих случаях составляет 3 года (ст. 164). КТМ и ВК правил об этом не содержат и, следовательно, к искам в отношении багажа подлежит применению общий срок давности в три года, установленный ст. 196 ГК.

Поскольку ответственность перевозчика за вред, причиненный здоровью пассажира, подчинена общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК) и вынесена, таким образом, за рамки транспортного права, по требованиям, связанным с повреждением здоровья пассажира, действует общий трехлетний срок давности.

Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ также предусматривает давность в один год (ст. 126), аналогичная норма содержится в КВВТ (ст. 164). На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет и, следовательно, должен применяться общий срок давности в три года, установленный ст. 196 ГК.

К исковой давности по перевозкам, как и к другим давностным срокам, применимы общие правила о давности, установленные гл. 12 ГК. Такие сроки подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК.

На признанную сумму претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда, перевозчик должен выплачивать проценты. Прямое указание об этом содержится в ст. 413 КТМ. Применительно к другим видам транспорта такая обязанность перевозчика вытекает из ст. 395 ГК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.