КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические формы и принципы диалектики
Само слово «диалектика» в переводе с греч. означает «искусство вести беседу». Впервые его применил Сократ, который понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: "Того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, - говорил он, - мы называем диалектиком". Условием же такого умения считался метод правильного соединения и разъединения понятий, относящихся к предмету изучения. Слово "диалектика" употреблялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову "логика" (которое в то время еще отсутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время ученой беседы. Таким образом, в античной мысли диалектика трактовалась, главным образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания. Средневековая философия наследует от античности этот смысл диалектики: в ней последняя понимается или как логика вообще, или как искусство различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами, из которых отметим лишь два ведущих, связанных с немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики. К. Марксом и Ф.Энгельсом, стали рассматривать диалектику как антипод метафизики. У Маркса и Энгельса диалектика выполняет функции не только метода познания, но и всеобщей теории бытия:.более того, в марксистской философии она понимается как наука "о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".
Основные исторические формы диалектики. Классифицировать формы диалектики и стадии ее развития можно по разным основаниям. Обычно в философской литературе используют два критерия: · уровень теоретической разработки диалектических идей и их логической организации; · соотнесенность диалектической мысли со спецификой той или иной исторической эпохи. Применяя первый критерий, можно придти к выводу, что в эволюции философии обнаруживается, во-первых, так называемая "стихийная диалектика» в которой диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадок и положений, не связанных в единую систему знания и не имеющих сколь либо серьезного обоснования. Во-вторых выделяют "сознательную диалектику - теоретическую, логически организованную систему знания, выступающую результатом профессиональной философской рефлексии над разнообразными феноменами бытия и понятийными формами их отражения. Принципы диалектики: · принцип единства мира; · принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; · принцип развития. Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (то есть связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики - основных и неосновных.
К основным законам материалистической диалектики традиционно относят: · закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (то есть определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние; · закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают, прежде всего, согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними; · закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т.п.). К неосновным законам диалектики (они формулируются обычно с помощью парных диалектических категорий) чаще всего относят следующие: · закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления; · закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон); · закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс; · закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин; · закон возможности и действительности: развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями; · закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность; · закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.
Литература
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |