Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления предупреждения групповой и организованной преступности

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально–экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу, в первую очередь, относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время – задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

Особый характер организованной преступности, ее проникновение в разнообразные сферы общества обусловливают сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер предупреждения.

Специально-криминологическое предупреждение правоохранительными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идтиобиндивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечениюих участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

– выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований иих участников;

– создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

– предотвращение замышляемых преступлений;

– пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

– целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализацииих влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

– реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль, осуществляемый ими за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств. Профилактическое значение имеет и осуществление таких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежности перевозки ими денежных средств, установка дежурной сигнализации в служебных и жилых помещениях банкиров, бизнесменов, постоянный контроль за негосударственными охранными службами, получением и использованием ими огнестрельного оружия и т.п.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

В целом в сфере борьбы с организованной преступностью правоохранительными органами проводится значительная работа. Ежегодно ими пресекается деятельность свыше 10 тыс. организованных преступных группировок (с общим числом участников – 70 тыс. человек), совершивших почти 30 тыс. преступлений, свыше 60% из которых являются тяжкими или особо тяжкими. В число этих преступлений входят бандитизм, заказные убийства, террористические акты, вымогательства, захват заложников и т.п.

Достигнутые результаты во многом определяются организационными мерами – созданием специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Подобные подразделения и службы достаточно давно существуют в зарубежных странах. В США борьбу с организованной преступностью возглавляет министерство юстиции, разрабатывающее общую стратегию и осуществляющее методическое руководство всеми правоохранительными органами. Основным подразделением, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). Наряду с ним в министерстве действует Администрация по применению законов о наркотиках (АПЗН), занимающаяся расследованием преступлений, связанных с деятельностью международных и национальных синдикатов наркобизнеса.

В министерстве юстиции США созданы еще три службы, имеющие прямое отношение к борьбе с организованной преступностью: Служба иммиграции и натурализации (занимающаяся, наряду с решением других задач, предотвращением незаконного ввоза в страну наркотических средств); Служба судебных исполнителей (защита свидетелей и членов их семей при расследовании дел об организованных преступлениях); Служба юридической помощи, исследований и статистики (координация и проведение научных исследований в области проблем, связанных с организованной преступностью).

Значительную роль в борьбе с преступностью в США играет министерство финансов, в частности такие его структурные подразделения, как Секретная служба (расследование финансовых дел, связанных с организованной преступностью); Служба внутренних доходов (выявление фактов коррупции и уклонений от уплаты налогов); Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (выявление нарушений законодательства в части, касающейся производства и сбыта указанных товаров).

Вопросами борьбы с организованной преступностью в США в определенной мере занимаются Таможенная служба, Почтовая служба, министерство труда, Комиссия по ценным бумагам и биржам, госдепартамент.

На местах борьба с организованной преступностью осуществляется непосредственно федеральными полицейскими подразделениями (объединениями «Ударные силы»), территориальная юрисдикция которых распределена таким образом, чтобы в совокупности охватить контролем всю страну. Эти подразделения, подчиненные министерству юстиции, действуют в тесном контакте с другими правоохранительными органами. Немаловажное значение имеет и создание в городских полицейских управлениях специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Опыт специализации подразделений правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью имеется и в нашей стране. Так, в конце 80-х гг. в МВД СССР было создано управление по борьбе с организованной преступностью, по инициативе которого образованы межрегиональные, а в ряде МВД, УВД – соответствующие региональные подразделения. Была разработана и концепция борьбы с организованной преступностью, предусматривающая решение следующих основных задач:

– проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;

– борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;

– направление соответствующей информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ;

– информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности.

Концепция достаточно четко определила и главные направления работы, а именно:

– выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате «сращивания» общеуголовной и экономической преступности; недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;

– разоблачение бандитских группировок; обнаружение и перекрытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность;

– документирование преступной деятельности членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом;

– изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;

– противодействие проникновению преступных организованных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи;

– сбор информации о «ворах в законе», авторитетах уголовного мира и теневой экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;

пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях.

Задачей межрегиональных подразделений, кроме того, стали выявление и изобличение организованных преступных сообществ, имеющих межобластные, межреспубликанские, а также международные связи. На них же было возложено создание информационно-поисковых систем, банка данных о проявлениях организованной преступности для обмена информацией в регионе и за его пределами в интересах изобличения организаторов и участников преступных сообществ, крупных дельцов теневой экономики и наркобизнеса, экстремистских формирований, быстрого и полного раскрытия совершаемых ими тяжких преступлений. Созданные подразделения проводили анализ информации о процессах в преступной среде, определяли на этой основе стратегию и тактику борьбы с преступными сообществами в регионе, разрабатывали предложения по устранению причин и условий, способствующих организованной преступной деятельности.

Важное значение в борьбе с организованной преступностью имело образование Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В настоящее время в его составе функционируют объединенные в оперативно-розыскные бюро подразделения поборьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией преступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей. В состав ГУБОП также входит организационно-зональное управление, осуществляющее штабные функции (информационно-аналитическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реагирования).

Повышение статуса и дальнейшее совершенствование системы этих подразделений органов внутренних дел создали новые возможности для наступления на наиболее опасные проявления организованной преступности. С учетом местных условий были осуществлены мероприятия по консолидации всей системы правоохранительных органов в целях укрепления правопорядка, ужесточения противодействия вооруженным организованным преступным группам; выработан механизм взаимодействия региональных подразделений с другими оперативными службами и милицией общественной безопасности; созданы условия для широкого обмена информацией, проведения совместной подготовки и самих операций против вооруженных преступных групп; разработаны меры по дальнейшему укреплению оперативных позиций в преступной среде, глубокому проникновению в вооруженные организованные преступные группы, включая внедрение в установленном порядке специально подготовленных штатных сотрудников органов внутренних дел. ГУБОП усилено специальными подразделениями быстрого реагирования, оснащенными современными средствами передвижения, связи, защиты, вооружения. На эти подразделения возложена задача предупреждать и пресекать противоправные действия вооруженных преступных групп, изымать незаконно хранящееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и т.п.

В последние годы ГУБОП, региональные управления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел составляют единую централизованную систему специализированных подразделений. Ее образование осуществлено прежде всего для документирования деятельности организованных преступных формирований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

– пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп;

– проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, документирование противоправной деятельности лидеров преступных формирований;

– выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований;

– предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конкретных преступлений, совершенных организованными группами.

Для реализации названных задач ГУБОП обеспечивает оперативно-розыскное предупреждение создания и функционирования межрегиональных и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), а специализированные аппараты субъектов федерации – предупреждение фактов бандитизма, похищений и незаконного лишения свободы людей, захватов заложников, вымогательства, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами.

Руководители региональных органов внутренних дел обеспечивают взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступностью с другими подразделениями криминальной милиции, для чего определяют систему обмена информацией, периодического совместного анализа оперативной обстановки и вырабатывают меры по противодействию организованным преступным формированиям, предотвращению и раскрытию особо тяжких и тяжких преступлений, проведению оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам оперативного учета, внедряют другие оправдавшие себя формы совместной деятельности и обеспечивают использование личного состава подразделений по борьбе с организованной преступностью строго для решения задач, определенных положениями о них.

Одновременно приняты меры по:

– организационному, тактическому, методическому, финансовому и кадровому обеспечению комплексного использования действующего резерва, штатных негласных сотрудников в борьбе с организованной преступностью;

– созданию на базе ГУБОП единой автоматизированной системы информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенной для сбора, обработки и анализа сведений о преступных формированиях, а также фонотеки на их лидеров и активных участников, массива фрагментов видео- и аудиозаписей, графических изображений;

– подготовке методических рекомендаций по основам организации и тактики деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Одновременно осуществляется специализация следственных работников. Для обеспечения квалифицированного расследования уголовных дел в отношении организованных преступных структур и коррумпированных лиц в составе следственных аппаратов созданы специализированные отделы, организация работы и процессуальный контроль за которыми возложены на управление по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Следственного комитета при МВД России.

Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т. п.Приэтом учитывается, что основные устремления организованных преступных формирований направлены в настоящее время на захват ключевых позиций в наиболее доходных сферах экономики, на проникновение во властные структуры, прежде всего на региональном уровне.

Поэтому информационно-аналитическая деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью в сфере предупреждения ее проявлений преследует следующие цели:

– выявление причин и условий, способствующих проявлениям организованной преступности, и лиц – потенциальных участников преступных формирований;

– получение и анализ сведений о процессах и тенденциях происходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автоматизированных банков данных и использование для проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований;

– организация системы информационного обмена с правоохранительными органами, контролирующими и иными ведомствами и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сферу экономики и политики.

Информационно-аналитическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Получение с помощью оперативно-розыскных средств а методов стратегически важной информации и ее анализ. Содержание ее – конфиденциальные сведения и статистические данные о распространении и видах организованной преступности, в том числе по отдельным регионам, о коррумпированности должностных лиц, возможных способах совершения преступлений (особенно в сфере экономики) и об обстоятельствах, способствующих этим явлениям, и т.п.

2. Получение разведовательной информации о преступных формированиях, совершающих преступления международного (транснационального) характера (финансовые махинации, контрабанда оружия, исторических и культурных ценностей, а также авто- и наркобизнес), направление ее соответствующим службам правоохранительных органов. Координация действий этих служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними).

3. Получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления кор­румпированных сотрудников правоохранительных органов.

Важным элементом организации предупредительной работы подразделений по борьбе с организованной преступностью является планирование. Стратегические вопросы в этой сфере определяются федеральными целевыми программами по борьбе с преступностью, а также Межгосударственной программой по борьбе с преступностью на территории СНГ, соглашениями с отдельными государствами.

Конкретные мероприятия по предупреждению проявлений организованной преступности намечаются в ведомственных и межведомственных планах основных организационных и практических мероприятий правоохранительных органов; в специальных планах проведения комплексных операций, оперативно-розыскных мероприятий, целевых проверок, исследований и т.д.

Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреждении организованной преступности, как правило, носит дифференцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделения по борьбе с организованной преступностью осуществляют с иными оперативными аппаратами органов внутренних дел, следственными подразделениями.

Внешнее их взаимодействие определяется характером решаемой задачи и осуществляется на следующих уровнях:

– федеральном – с правоохранительными органами России;

– региональном – с институтами исполнительной власти (правительством, администрацией субъектов Федерации, с контролирующими ведомствами);

– международном – с зарубежными правоохранительными органами, с Интерполом.

Указанное взаимодействие строится по следующим основным направлениям: взаимообмен информацией; проведение совместных оперативно-профилактических операций.

При этом особое значение имеет организация и осуществление взаимодействия правоохранительных органов России. Продолжающийся рост организованной преступности обусловливает необходимость привлечения к борьбе с нею Федеральной службы безопасности (в том числе пограничной службы), органов таможенной службы. Расширение круга субъектов этой деятельности требует их большей согласованности, лучшего взаимодействия, усиления роли органов прокуратуры. В этих целях на основании совместного решения Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России, созданы совместные следственно-оперативные группы (СОГ), объединяющие усилия следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений соответствующих органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных группировок. Эти группы комплектуются из наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников.

Успех предупредительной деятельности правоохранительных органов во многом также зависит от качества подготовки кадров, эффективности научных исследований, от разработки и умелого применения принципиально новых, научно обоснованных подходов к организации и методике профилактической и оперативно-розыскной деятельности.

Главная цель осуществляемых в правоохранительных органах преобразований – совершенствование системы борьбы с организованной преступностью, приведение ее в состояние, позволяющее своевременно, адекватно и целенаправленно реагировать на изменение характера преступности, появление новых видов преступлений, на действия лидеров и авторитетов преступной среды; использование всего потенциала системы для нейтрализации и эффективной борьбы с организованной преступностью, ее вытеснения в традиционно криминальные сферы деятельности, для обеспечения реальной защиты личности, общества и государства от наиболее опасных преступных проявлений.

 

Заключение

Организованная преступность, как уже указывалось, является следствием общих противоречий в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной), результатом достаточно противоречивого развития нашего общества в течение последних десятилетий.

Преодоление кризисных явлений, а значит, и организованной преступности – процесс весьма сложный, длительный, требующий значительных материально-технических, интеллектуальных, правовых, информационных, кадровых ресурсов. Причины и условия организованной преступности – не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в краткие сроки, а либо определенный аспект самой этой системы отношений, либо побочные, достаточно устойчивые последствия ее функционирования.

В настоящее время изменения в организованной преступности происходят под влиянием сложных процессов, динамически развивающихся во всех сферах жизни общества.

Особый характер организованной преступности, ее проникновение в разнообразные сферы общества обусловливают сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер предупреждения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, обусловливающие существование и развитие групповой и организованной преступности | Математическое ожидание функции от случайной величины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.