Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученический договор




Учебный вопрос

Слайд.

 

Из художественной литературы, из старых кинофильмов, а иногда даже из воспоминаний наших прадедов мы имеем некоторое представление о том, как в прошлых – XIX-XX – веках родители, в основном из бедных слоев, отдавали своих детей «в поди», т.е. на обучение какому-либо ремеслу. Жизнь у таких детей была далеко не райской. Широко известна (по крайней мере, в репродукциях) картина русского художника-передвижника Н.Е. Маковского «Свидание» (1883 г.). На ней изображена мать, приехавшая в город из далекой деревни навестить своего сыночка, отданного в ученье. Босоногий мальчик в фартуке с чумазым лицом и грязными руками жадно уплетает привезенный матерью гостинец (калачик). А мать, пригорюнившись, жалостливо разглядывает его, не в силах чем-либо помочь своей кровиночке. 15 ранних произведениях М. Горького нередко встречаются сценки, бытописующие горькую жизнь учеников-подмастерьев, которых и пороли, и за волосы таскали, и заставляли выполнять различные прихоти хозяина и хозяйки, только самому ремеслу не очень-то учили. Особенно ярко несладкая жизнь ученика описана в рассказе А.П. Чехова «Ванька». Девятилетний мальчик Ванька Жуков был отдан в ученье к сапожнику Аляхину. За три месяца такого «ученья» настрадался Ванька вволю – и били его, и селедкой в харю тыкали, и за водкой в кабак посылали, а кормили скудно... Вот так и учили ребят.

В годы хозяйственной разрухи, вызванной двумя жестокими войнами (империалистической и гражданской), появилось очень много беспризорных детей. Новая власть предпринимала определенные меры по их обустройству. Среди них предусматривались и мероприятия по трудоустройству детей. Подростков направляли в трудовые колонии (типа той, что описана в произведении А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»), на фабрики и заводы, устраивали учиться в различные учебные заведения.

В 40-е гг. XX в. была создана система государственных трудовых резервов, целью которой являлась подготовка квалифицированных рабочих для обеспечения потребностей народного хозяйства в кадрах, прошедших предварительное профессиональное обучение. В 1940 г. с этой же целью образовались различные профессиональные учебные заведения, такие, как, например, ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения молодых людей рабочим профессиям. В них принимались мальчики в возрасте от 14 до 17 лет и девочки в возрасте 15-17 лет. За время обучения в ремесленных училищах они проходили производственную практику на будущих рабочих местах. Такая практика именовалась ученичеством. Обучающиеся закреплялись за опытными мастерами и приобретали необходимые навыки и умения будущей профессии. Во время Великой Отечественной войны эти мальчики и девочки заменяли на фабриках и заводах взрослых, ушедших на фронт. Существует обширная художественная литература советского времени, которая достаточно правдиво отображала быт таких учеников.

После окончания войны ремесленные училища продолжали некоторое время существовать. Затем в соответствии с принятым вскоре Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования они были реорганизованы в городские и сельские профессионально-технические училища. В эти новые училища принималась молодежь, имеющая восьмилетнее и десятилетнее образование. Срок обучения был разный, в зависимости от сложности изучаемой профессии. Так, годичный срок предназначался для подготовки рабочих, связанных с обслуживанием отдельных сложных машин, механизмов и аппаратов; двухгодичный срок обучения – для подготовки рабочих универсальных профессий; трехгодичный – для подготовки рабочих широкого профиля. Были созданы также профессионально-технические училища с 4-летним сроком обучения, которые готовили квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодых людей, окончивших восьмилетнюю общеобразовательную школу. Учащиеся профессионально-технических училищ находились на полном обеспечении государства. Им предоставлялись бесплатное питание, одежда (обычно форменная), жилье и культурное обслуживание. Во многих училищах выплачивалась стипендия. Обязательным этапом в училищах было производственное обучение. С этой целью каждое училище прикреплялось к какому-либо предприятию, которое обеспечивало учащихся необходимым фронтом работ, отвечающим требованиям учебных программ. Учащихся знакомили с новой техникой и технологией производства. Они безвозмездно пользовались новейшим производственным оборудованием, приспособлениями, инструментами. Их обучали инженерно-технические работники, которых специально назначали преподавателями, а также мастера производственного обучения, руководившие производственной практикой. Учащимся начислялась заработная плата по действующим нормам и расценкам за фактически изготовленную годную продукцию или за выполненный объем работы, а при повременной оплате труда – из расчета тарифной ставки повременщика по данному виду работы с учетом фактически отработанного времени. В период производственною обучения на учащихся в полной мере распространялось законодательство по охране труда. С ними проводился инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, им выдавались спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в зависимости от профиля предприятия; в необходимых случаях бесплатно отпускалось молоко или другие равнозначные продукты.

После окончания училища государственная экзаменационная комиссия присваивала выпускникам различные разряды по специальности (в зависимости от уровня их профессиональной подготовки от 2 до 4 разряда); в некоторых случаях само предприятие могло ходатайствовать о присвоении конкретному выпускнику и более высокого разряда.

Кроме профессионально-технических училищ в стране имелись еще и просто технические училища, созданные в системе профессионально-технического образования. В них готовили молодых людей по наиболее сложным рабочим специальностям, которые требовали повышенного уровня общеобразовательной подготовки. Здесь учащиеся получали стипендии в зависимости от приобретаемой специальности; помимо этого учащимся выплачивали I/3 доходов, начисленных училищу за работы, выполненные учащимися за период прохождения ими производственной практики. Существовали и некоторые другие формы подготовки молодых работников.

Так, широко применялся институт ученичества, когда на завод или фабрику поступали люди без всякой специальности. Их зачисляли в штат учениками и обучали той или иной специальности, требующейся для данного конкретного предприятия. Поскольку в те времена не требовалось письменного заключения трудового договора, таких работников назначали приказом администрации в качестве учеников и направляли в бригады или на курсы либо проводили с ними индивидуальное обучение. Срок обучения устанавливался применительно к специальности. Обычно он составлял не более шести месяцев, однако по отдельным профессиям мог быть и больше. Как правило, такими учениками становились молодые граждане, только вступающие в трудовую жизнь; но были и лица старших возрастов, которые ранее трудились на неквалифицированных работах. В период ученичества эти категории работников полностью подчинялись трудовому распорядку, на них распространялся режим рабочего времени, установленный для работников соответствующих специальностей и возраста, они должны были подчиняться трудовой дисциплине. Оплата учеников производилась в порядке и размерах, установленных специальными нормативными правовыми актами. Например, согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. № 1369 оплата труда учеников производилась следующим образом.

При индивидуальном обучении учеников профессиям рабочих, оплачиваемых сдельно, им выплачивался так называемый гарантийный минимум: за первый месяц обучения – в размере 75 процентов тарифной ставки повременщика 1 разряда, за второй – 60, за третий – 40, за четвертый и все последующие – 20 процентов той же тарифной ставки. Помимо этого ученикам платили с первого же месяца заработную плату за изготовленную ими продукцию по сдельным расценкам на общих основаниях с другими рабочими, выполнявшими аналогичную работу. Именно поэтому гарантийный минимум и уменьшался по мере овладения учениками профессией.

При бригадном методе обучения ученикам платили так же, но кроме того, начиная со второго месяца обучения им доплачивалось 100 процентов ставки повременщика 1 разряда из сдельного заработка бригады.

Производственным бригадам в промышленности, находящимся на сдельной оплате труда, предоставлялось право увеличивать доплату ученикам сверх этих размеров. Сумма доплат определялась коллективом бригады с учетом вклада ученика в общие результаты работы и в пределах сдельного заработка бригады.

Если же ученики обучались рабочим профессиям, которые оплачивались повременно, то при индивидуальном обучении им выплачивались 75 процентов тарифной ставки повременщика 1 разряда в первые два месяца, в следующие третий и четвертый месяцы – до 80, а затем и до 90 процентов той же ставки.

Ученики, направляемые для обучения на курсы по подготовке квалифицированных работников с отрывом от производства, получали 50 процентов тарифной ставки или должностного оклада, установленных для той профессии (должности) и квалификации, на замещение которых они и готовились на указанных курсах.

Для несовершеннолетних учеников в возрасте 15-16 лет время обучения не должно было превышать 4 часов в день при шес­тидневной рабочей неделе и 5 часов при пятидневной рабочей неделе (но не более 24 часов в неделю), а для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – соответственно 6 и 7 часов. За сокращенные часы обучения им производилась доплата в таком же размере, который устанавливался для оплаты труда совершеннолетних учеников. В период обучения по любой форме запрещалось поручать ученикам выполнение работы, не относящейся к изучению выбранной специальности; администрация предприятия должна была устанавливать графики смен, дающие возможность проводить обуче­ние, как правило, в утренние смены.

Формы обучения учеников были разнообразными; некоторые из них уже упоминались – это бригадное, индивидуальное и курсовое обучение.

При бригадном обучении обучающиеся объединялись в учебные бригады. Их обучали опытные рабочие, которые освобождались от основной работы при численности бригады не менее 12-15 человек. Иногда эти рабочие не освобождались от основной работы; тогда им выплачивали дополнительное вознаграждение, размер которого зависел от условий работы, числа обучаемых и срока обучения. Наиболее высокая оплата предусматривалась за обучение учеников на подземных работах, на работах в горячих цехах, а также на других работах с тяжелыми или вредными условиями труда. Груд учеников, обучающихся в бригадах, тоже оплачивался. Обычно им платили столько же, как и неиндивидуально обучающимся (т.е. соответствующий процент от тарифной ставки повременщика 1 разряда), но вместо выплаты сумм за изготовленную годную продукцию начиная со второго месяца обучения им доплачивалось из сдельного заработка бригады 100 процентов ставки повременщика I разряда. В процессе обучения начинающие работники приобретали навыки последовательного выполнения операции осваиваемой ими специальности, воспитывались в духе рабочей солидарности, поддержки друг друга, становились патриотами своего трудового коллектива. По окончании срока обучения ученики сдавали квалификационный экзамен, по результатам которого им присваивался соответствующий тарифный разряд.

При индивидуальном обучении ученика (или работника, которому в связи с изменением характера производства потребовалось овладеть новой профессией или специальностью) прикрепляли к квалифицированному рабочему-инструктору или к другому специалисту. Иногда такого ученика включали в состав рабочей бригады, и он трудился вместе со всеми, обучаясь, так сказать, «на ходу», наглядно. Однако помимо выполнения учеником чисто трудовых процессов с ним в пределах рабочего времени проводились и теоретические занятия. После завершения индивидуального обучения ученики также сдавали экзамен и им присваивался тот или иной тарифный разряд.

При курсовом обучении обучающихся объединяли в учебные группы и проводили занятия по специальным учебным программам обычно непосредственно на предприятии. На крупных предприятиях это было особенно эффективно, поскольку они располагали большими экономическими ресурсами. Они могли создавать учебно-производственные мастерские, учебно-технические кабинеты, лекционные и спортивные залы, библиотеки, столовые. Учебные помещения оснащались современным оборудованием, подбирался и квалифицированный преподавательский состав. Но это было доступно не каждому предприятию, поэтому получили широкое распространение (особенно в 1960-е годы) курсы с отрывом от производства. В них приобретали специальности для работы в промышленности, строительстве, на транспорте. Срок обучения в зависимости от сложности осваиваемых профессий составлял 6-12 месяцев. Платили таким ученикам 50 процентов тарифной ставки (должностного оклада), установленной для той профессии (должности) и квалификации, на замещение которых они готовились.

Помимо названных форм обучения использовались и другие. Особенно широко применялся институт наставничества. Вновь поступающие работники закреплялись за опытными мастерами, которые помогали им быстрее адаптироваться в новом трудовом коллективе, овладеть новой (чаще всего первой) профессией, приемами труда, секретами мастерства. Наставники знакомили молодых работников с традициями коллектива, приобщали к общественной работе, оказывали помощь в учебе, в быту, становились для них своего рода «няньками», заменяли семью, опекали. В качестве наставников привлекались передовики производства, ветераны труда, мастера, начальники смен, представители общественных организаций, знатные люди города, района. Они не только являлись высококвалифицированными специалистами, но и обладали педагогическими способностями. Их самих обучали методам индивидуальной воспитательной работы, основам производственной педагогики и психологии, а также необходимым знаниям в сфере законодательства о труде. Труд наставников стимулировался как морально, так и материально. На предприятиях вводились почетные звания «Лучший шеф-наставник», «Лучший инструктор-наставник» и т.п. Между наставниками проводились различные соревнования и конкурсы, их опыт популяризировался и распространялся. Руководителям предприятий было предоставлено право освобождать квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников, занятых обучением и наставничеством не менее 12-15 человек (в зависимости от отрасли производства), от основной работы с сохранением среднего заработка, исчисленного за 3 месяца работы, предшествующие началу обучения. А в тех случаях, когда квалифицированные рабочие без отрыва от производства проводили занятия с рабочими, повышающими квалификацию или приобретающими вторую профессию, им сверх заработка за выполненную работу производилась дополнительная оплата. Размер дополнительной оплаты зависел от количества обучаемых и условий труда по профессиям, которые они осваивали. Для этого уже упоминаемым постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. № 1369 было утверждено Положение с таблицей размеров оплаты труда рабочих-инструкторов.

До начала обучения рабочих администрация предприятия заключала трудовые соглашения с инженерно-техническими работниками и другими специалистами, а также с квалифицированными рабочими, рекомендованными профсоюзами для преподавательской и наставнической работы и производственного обучения. Порядок заключения таких соглашений, их правовая природа не предусматривались Кодексом законов о труде или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового законодательства союзного или республиканского уровня. Однако он регламентировался локальными нормами, принимаемыми отдельными предприятиями. В некоторых локальных актах предусматривалось заключение индивидуальных соглашений между наставником и подшефным работником.

Основой таких локальных актов служили методические рекомендации ВЦСПС, Госплана СССР, Госкомтруда СССР по анализу и планированию социального развития коллектива предприятия. Недостатком локальных актов, как, собственно, и всего трудового законодательства, являлось отсутствие существенных негативных правовых последствий в случае нарушения условий упомянутых индивидуальных соглашений. Ученики состояли с предприятием не в гражданско-правовых, а в трудовых правоотношениях, поэтому, если они бросали учебу, не соблюдали трудовую дисциплину, плохо учились или по каким-либо причинам не смогли сдать квалификационного экзамена, к ним невозможно было применять меры гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, взыскание неустойки и др.). Иногда они могли нести и ограниченную материальную ответственность (например, за порчу предоставленного на период обучения производственного оборудования, инструментов, спецодежды); другой мерой было расторжение с ними трудового договора. Правда, в условиях советского времени увольнение работника по отрицательным мотивам нередко становилось более суровым последствием, чем взыскание убытков в гражданско-правовом аспекте. Но случаи неисполнения условий обучения все же не были массовым явлением. В целом институт ученичества был вполне доброкачественным и эффективным средством подготовки квалифицированных рабочих кадров для многих отраслей народного хозяйства. И разумеется, он коренным, принципиальным образом отличался от тех методов обучения, которые существовали в дореволюционной России. Конечно, не все наставники были идеальными; нередко и среди них попадались люди аморальные, с отрицательными социальными установками, обучающие своих подшефных и пьянству, и мелкому воровству, и нечестности; нередко такие наставники сами обворовывали своих учеников, да и поколачивали их. И на солнце бывают пятна. Однако общая картина подготовки и воспитания рабочих кадров была все же благоприятной. Не следует забывать и о мощном идеологическом воспитании общества того времени. Система профессионально-технического образования активно создавалась и поддерживалась государством, ученичество и наставничество составляли значительную ее часть.

Другой частью этой системы была переподготовка и повышение квалификации работников. Помимо тех форм, которые использовались и при первоначальном обучении (индивидуальное, бригадное, курсовое, а также обучение в профтехучилищах), работникам предоставлялись возможности обучаться в различных учебных заведениях с отрывом или без отрыва от производства. С этой целью им устанавливались различные льготы. Так, работникам, обучающимся в общеобразовательных школах, в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от производства, предоставлялись учебные оплачиваемые отпуска, в необходимых случаях сокращалось их рабочее время; при повышении квалификационных разрядов или при продвижении по работе обязательно учитывались успехи работников в учебе. Предусматривались и некоторые другие льготы.

Широко практиковалась и такая форма, как направление работников на обучение с отрывом от производства. Это происходило по решению администрации и общественных организаций предприятий, строек, совхозов и колхозов. Лица, направленные таким образом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения и сдавшие вступительные экзамены, зачислялись в них в первоочередном порядке. Всем студентам, успешно обучавшимся, предприятия и организации, которые направляли их на учебу, выплачивали дополнительную стипендию. После окончания обучения выпускники возвращались в свои организации (предприятия, стройки, колхозы, совхозы) уже подготовленными специалистами. В некоторых случаях на таких же условиях направлялись на учебу с отрывом от работы работники, которые первоначально обучались в вечерних и заочных учебных заведениях (т.е. без отрыва от производства). Более того, при многих учебных заведениях были организованы подготовительные отделения (рабочие факультеты), на которые предприятия и организации направляли своих работников. После их окончания и сдачи выпускных экзаменов такие работники принимались в эти учебные заведения без вступительных экзаменов.

При наиболее крупных предприятиях создавались так называемые заводы-втузы. Они обладали статусом самостоятельного высшего технического учебного заведения или филиала (факультета) стационарного вуза. В них на обучение направлялись, как правило, передовики производства, положительно характеризуемые администрацией и общественными организациями, наиболее подготовленные и способные. Учебный процесс в заводах-втузах был организован путем сочетания теоретических занятий с производственной работой на предприятии. Всем успевающим студентам выплачивалась повышенная стипендия.

Помимо этого на самих крупных предприятиях организовывались в целях повышения квалификации кадров различные формы обучения. Так, для повышения квалификации рабочих создавались производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда, курсы по обучению вторым профессиям и др. Для повышения технического и делового уровня руководящих и инженерно-технических работников существовали различные постоянно действующие курсы по изучению новой техники, технологии, организации производства, функционировали кабинеты передового опыта и т.п.

Если же по разным причинам на том или ином предприятии не оказывалось возможности организовать подготовку, переподготовку или повышение квалификации кадров, такое предприятие на договорных началах направляло своих работников для обучения на другое действующее предприятие, а также на различные курсы или так называемые учебно-курсовые комбинаты (пункты) даже других министерств и ведомств.

Существовала и целая система контроля за эффективностью подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В нее были включены и представители администрации, и общественные организации (партийные, комсомольские, профсоюзные), и некоторые службы (кадров, технического обучения и др.).

В годы перестройки и резкого спада производства, закрытия многих предприятий, их перепрофилирования и передачи посредством приватизации в частные руки общегосударственная система профессионально-технического образования фактически перестала быть востребованной. Роль трудовых коллективов и профсоюзных организаций была принижена, а многие работодатели всерьез не интересовались повышением профессионального уровня своих работников. Поэтому подготовка новых рабочих, повышение их квалификации были пущены на самотек.

Однако в настоящее время эти проблемы вновь возникли и актуализировались. В новом Трудовом кодексе Российской Федерации целый раздел посвящен вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Особое место здесь уделено ученическому договору. Нормы, регулирующие ученический договор, содержатся в гл. 32 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 198-208).

Их появлению предшествовало утверждение постановлением Министерства труда Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7 Типового контракта между студентом и работодателем, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием1. Типовой контракт разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»2. Работодатель в соответствии со своими потребностями в квалифицированной профессиональной рабочей силе заключает различные ученические договоры, предметом которых является подготовка специалистов необходимой профессиональной специализации. С лицами, нуждающимися в трудоустройстве, заключается ученический договор на профессиональное обучение. А если речь идет о работниках, которых с работодателем связывают трудовые отношения, заключается ученический договор на переобучение. Этот договор корреспондирует с трудовым договором и становится производным от него, поскольку вначале между сторонами устанавливаются трудовые правовые связи, в развитие которых заключается дополнительный ученический договор.

 

1 Бюллетень Минтруда РФ. – 1996. – № 2.

2 Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 39. – Ст. 3777.

 

Несмотря на единый предмет договорных отношений и общие цели, связанные с получением необходимых профессиональных навыков и соответствующего образования, первый вид договора с лицами, не состоящими в трудовых отношениях с работодателем, предусматривает установление между сторонами гражданско-правовых отношений. А договорные отношения по обучению работников регламентируются нормами трудового права.

Трудовым законодательством установлены необходимые реквизиты и условия, которые подлежат обязательному включению в ученический договор. Согласно ст. 199 Трудового кодекса РФ ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную приобретаемую специальность или профессию, обязанность работодателя по обеспечению обучения и обязанность работника по освоению необходимых знаний и умений в соответствии с приобретаемой специализацией.

Существенным условием такого договорного соглашения является определение конкретного срока, в течение которого лицо, прошедшее профессиональное обучение, обязывается проработать по трудовому договору с работодателем, обеспечившим получение работником профессионального образования. В договоре также указываются срок обучения и размер оплаты в период обучения. Стороны вправе включить в письменный текст договора и другие условия, отражающие специфику обучения и условия дальнейшего установления или продолжения существования трудовых отношений.

Срок действия ученического договора должен быть адекватен и соразмерен необходимому периоду обучения для приобретения соответствующей квалификации, специальности или профессии. Действие договора начинается со дня, указанного в нем, а при отсутствии такого специального указания – с момента подписания его сторонами. Учитывая, что во время действия договора могут возникнуть обстоятельства, объективно препятствующие осуществле­нию учебного процесса и выполнению сторонами принятых на себя обязанностей по договору, закон предусматривает возможность продления срока действия договора в случаях болезни обучаемого, прохождения им военных сборов и в иных ситуациях, предусмотренных законодательством. Считаем целесообразным учитывать в договорно-ученических соглашениях условия продления периода обучения и срока действия договора. Естественно, что в процессе исполнения договорных обязанностей может возникнуть необходимость изменить отдельные договорные условия. Все изменения содержания договора производятся только по соглашению сторон.

Процесс обучения может осуществляться индивидуально при потребности работодателя в единичных специалистах, а при необходимости подготовки групп специалистов организуется бригадное, курсовое обучение или обучение в иных формах.

Статья 203 Трудового кодекса РФ содержит определенные гарантии осуществления субъективных прав обучаемых. Они аналогичны тем гарантиям, которые распространяются на работников. Гак, продолжительность обучения в течение недели не должна превышать норм еженедельного рабочего времени для работников соответствующего возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. В целом продолжительность предельного учебного времени при любых ситуациях не может быть более продолжительности рабочего времени, т.е. 40 часов.

Если обучение осуществляется в организации, где трудится работник, то работодатель в целях более плодотворного и эффективного получения знаний и соответствующей квалификации может установить для обучаемых неполный рабочий день, полностью освободить их от работы или предоставить определенные учебные дни.

Еще одной важной гарантией прав обучаемых работников, совмещающих работу с учебой, является запрет на привлечение их к сверхурочным работам и направление в служебные командировки, не предусмотренные программой обучения.

Стимулирующим элементом ученического договора является условие о выплате стипендии в период обучения. Она согласно ст. 204 Трудового кодекса РФ определяется договорным соглашением сторон в зависимости от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. В большей степени это касается тех категорий обучаемых, которые не состоят с работодателем в трудовых отношениях. Если в процессе обучения ученики на практических занятиях, в процессе производственной практики или стажировки выполняют оплачиваемую работу, им начисляется заработная плата по установленным нормативам и расценкам.

На обучающихся по ученическому договору распространяется законодательство в сфере труда, локальные нормативные акты о труде, договоры о социальном партнерстве. Поэтому признаются недействительными и не применяются те условия ученических договоров, которые противоречат указанным нормативным правовым актам.

В тех случаях, когда установлению трудовых отношений предшествуют ученические отношения с тем же работодателем, заключение трудового договора между этим работодателем и лицом, прошедшим обучение и получившим соответствующую квалификацию, не предусматривает включения в него условия об испытательном сроке для такого работника.

Комплексный характер правоотношений, связанных с обучением, обусловливает применение норм гражданского права в случаях отказа ученика без уважительных причин от выполнения своих договорных обязанностей, включая уклонение от работы после завершения обучения у работодателя, с которым его связывали договорно-ученические отношения. Взаимосвязь с гражданским правом проявляется в том, что невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданско-правовых договорных обязательств одной из сторон влечет для нее наступление неблагоприятных имущественных последствий, как правило, выплату неустойки, возмещение убытков. При наступлении нарушений со стороны ученика в описанных случаях работодатель в силу ст. 207 Трудового кодекса РФ обретает права кредитора в отношении должника-работника и может потребовать от него возврата денежных средств, затраченных на обучение, выплату стипендии в период ученичества и других понесенных расходов в связи с обучением. Однако закон не предусматривает востребования неполученных доходов (упущенной выгоды) от неиспользования по назначению подготовленного специалиста в организации работодателя, хотя работодатель может испытывать определенные материальные потери, особенно при индивидуальной подготовке единичных специалистов, когда требуется некоторое время для поиска работника соответствующей квалификации или профессии. Данное обстоятельство разграничивает применение норм гражданского и трудового права в договорно-ученических отношениях.

Кроме того, необходимо отметить, что прекращение ученического договора осуществляется по основаниям, предусмотренным для прекращения трудового договора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.