Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Предмет и задачи экономики устойчивого развития

 

Все подчинено в этом мире законам природы: люди одарены достаточным разумом, чтобы постигнуть эти законы и соблюдать их.

Ф.Кенэ

 

Давайте признаем очевидное, если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, пищу нельзя есть, то весь наш прогресс — технический, экономический, социальный — теряет свой положительный знак.

П.Г.Олдак, 1990

 

Актуальность курса «Экономики устойчивого развития». О кризисе современной парадигмы развития. Необходимость расширения предмета экономической теории. Основные методы и задачи экономики устойчивого развития

1.1. Актуальность курса «Экономики устойчивого развития»

В середине 70-х гг. мировое сообщество вступило в полосу так называемого экосистемного кризиса. Это новое явление сразу же привлекло внимание ученых и политиков, а теперь уже и широкой общественности не только своей новизной и масштабностью, а и, прежде всего, своими разрушительными последствиями для экономики и населения, как в развитом, так и в развивающемся мире. Между тем, если исходной точкой и конечной целью экономического развития является сам человек, то ясно, что эта цель никогда не может быть достигнута в экологически ухудшающейся среде.

Среди признаков кризиса современной парадигмы развития можно обозначить главный - это неспособность решать новые задачи, встающие на пути развития человеческого хозяйства в пределах биосферы. Очередная научная парадигма испытывает кризис, когда практика предъявляет все больше фактов – аномалий, которые не вписываются в систему законов и правил действующей парадигмы. Какое-то время общество не обращает внимания на эти аномалии: новые наблюдения не сразу осознаются как закономерности, которые следует учитывать при принятии решений. Так, например, на протяжении последних тридцати лет констатируются очевидные факты, убедительно доказывающие деградацию природных комплексов и ухудшение среды обитания. Человеческое сообщество начинает корректировать существующую парадигму с помощью новых инструментов: пытаются платить штрафы, учитывать затраты на охрану окружающей среды в себестоимости, в цене и пр. и пр. Начинают размножаться разные методы административного, экономического начета, учета, вычета, призванные включить аномалии в состав действующей парадигмы. Но после этих действий факты-аномалии не прекращаются. Каждая новая аномалия – это свидетельство против устаревшей парадигмы. Косметический ремонт не помогает – нужна смена самой парадигмы развития[1].

Сбалансированная оценка причин этого кризиса и путей выхода был предложен таким образом – переход мировой экономики от современного техногенного, то есть природоемкого типа экономического развития к устойчивому, социо-эколого-сбалансированному.

Термин «устойчивое развитие общества» предложен Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию, возглавляемой Гру Харлем Брундтланд, в 1987 году. После опубликования в 1987 г. доклада тогдашнего премьер-министра Норвегии Г.Х.Брундтланд «Наше общее будущее» большую популярность приобрела идея устойчивого развития. «Устойчивое развитие, – говорилось в докладе, – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения без подрыва способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности»[2].

Весь доклад был пронизан тревогой за будущее человечества. Прежде всего отмечены нависшие над человечеством экологические угрозы. Стремясь полней удовлетворить свои потребности, человечество наращивает масштабы производства и тем самым подрывает природные основы развития будущих поколений жителей нашей планеты. Вот только некоторые из отмеченных в докладе экологических угроз: распространение на планете пустынь со скоростью 60 тыс. км2 в год и еще более быстрое уменьшение площади лесов – 150 тыс. км2 в год, ежегодное исчезновение 150 видов растений и животных, уменьшение плодородия пахотных земель, растущее загрязнение атмосферы, вод и земли, рост озоновых дыр, неблагоприятное изменение климата. Эти и другие опасные тенденции в состоянии природной среды – прямая угроза будущему человечества, не позволяющая характери­зовать положение современного мирового сообщества как устойчивое. Антропогенная нагрузка на биосферу достигла своих пределов и ее дальнейшее увеличение может привести к непредсказуемой по своему масштабу и характеру обратной реакции биосферы на общественную систему. Очевидно, что развитие человеческого общества должно происходить не на пути увеличения нагрузки на биосферу, а при ее стабилизации и даже сокращении.

Неустойчивость положения мирового сообщества усиливается тем, что даже сверхэксплуатация природы в целях роста производства до сих пор не позволила решить многие социально-экономические проблемы, прежде всего, проблему бед­ности. «Мы продолжаем жить в мире, где изобилие существует рядом с необычай­ной бедностью, – отмечала Г.Х.Брундтланд. – Несмотря на весь технологический и научный триумф настоящего столетия, в мире никогда не было так много бедных, неграмотных и безработных людей и число их растет»[3]. Такое положение рассматривается как результат порочности самой системы экономических, в том числе международных, отношений, ведущих к сосуществованию сверхбогатых и сверхбедных людей и стран, и его также нельзя считать устойчивым. Вот почему автор доклада сделала вполне обоснованный вывод: «Само наше существование находится под угрозой из-за неверного управления и сверхэксплуатации окружаю­щей среды»[4].

Состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, представленная главами почти двух сотен государств и правительств, подтвердила вывод Г.Х.Брундтланд о неустойчивости современного мира. При открытии конференции ее генеральный секретарь М.Стронг отмечал: «Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рис­кам и дисбалансам, в одинаковой мере угрожающим и богатым, и бедным. Такая модель развития и соответствующий характер производства и потребления не явля­ются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху».

Реальность угроз человечеству, подтвержденная авторитетом международной конференции в Рио, ставит вопрос об ответственности науки за их возникновение и поиск путей их устранения. В первую очередь такая ответственность накладывается на экономическую науку, поскольку глобальная неустойчивость – прямой результат экономического развития.

.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | О кризисе современной парадигмы развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.