Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления конкурентного законодательства

В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Понятие конкуренции и монополии

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ

В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

 

1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;

 

2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;

 

3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

 

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

Монополия означает:

 

1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;

 

2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;

 

3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

 

В юридической литературе выделяют:

 

а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

 

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

 

в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

Типы монополии:

1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

 

2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);

 

3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

 

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".

 

Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".

 

Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.

 

Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").

 

Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).

 

Показательным примером является дело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования.

 

§ 3. Антимонопольное законодательство РФ

 

Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.

 

2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

 

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.

 

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительная характеристика некроза и апоптоза | Доминирующее положение на товарных рынках
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.