Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

 

1 вопрос. Инновации: сущность, признаки, классификация

2 вопрос. Жизненный цикл инновации и инновационная деятельность предприятия

3 вопрос. Измерение и оценка рисков и эффектов инноваций

4 вопрос. Инвестиции и их классификация. Инвестиционная политика предприятия

5 вопрос. Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии

6 вопрос. Анализ эффективности инвестиционных проектов

 

1 вопрос. Инновация: сущность, признаки, классификация. Инновационная деятельность предприятия направлена на исполь­зование результатов научных исследований и опытно-конструктор­ских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разра­ботки, коммерческого использования и распространения новше­ства, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают эконо­мическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Схематически нововведение может быть представлено в виде си­стемы, имеющей прямые и обратные связи (рис.).

 

Технический прогресс включает следующие основ­ные фазы: инвенция, инновация, имитация и модификация. Данные понятия являются базовыми для инноватики – области знаний, охватывающей вопросы методологии и органи­зации инновационной деятельности.

Под инновацией можно понимать любые процессы, приво­дящие к появлению новшеств. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает:

- абсолютная – если отсутствуют аналоги конкретному новшеству;

- относительная – ка­сается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях;

- частичная – это обновление какого-либо элемента, узла изделия.

К инвенциям относятся новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полу­ченные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ. Наличие у предприятия инвенции не означает, что осуществлена инно­вация; в этом случае можно говорить лишь о необходимых, но недостаточных предпосылках для реализации инновационно­го процесса.

Имитация – копия апробированной на рынке инновации.

Модификация – физические изменения в объекте нововве­дения, которые не связаны с расширением базиса научно-тех­нических знаний. В качестве примеров модификации можно назвать изменение формы продукта, качества, упаковки и т. п. Благодаря модификации можно сдвинуть вправо последнюю стадию жизненного цикла продукции.

Инновационный процесс – совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации. Предложенное определение инновационного процесса предполагает четкое разграничение понятий цели и результатов инноваций.

Цель – как сформулированное желание в определенной сфере деятельности предприятия – может достигаться за счет разработки и внедрения различных видов конкретных продук­тов и технологий материального и нематериального характе­ра, которые нами определяются как результат инновации. Це­ли инновации обязательно корреспондируются с целями пред­приятия и могут достигаться с помощью различных видов новых продуктов и технологий. Следует заметить, что постав­ленная цель могла быть достигнута за счет других результатов инновации. Корректировка цели инновации, как правило, приводит к корректировке результатов.

В табл. приведена классификация определений иннова­ций по различным признакам. Приведенные примеры опреде­лений инноваций показывают многоаспектность, комплекс­ность и неоднозначность научных и практических подходов к инновационной деятельности.

Таблица

Классификация определений инноваций

Признак Примеры определений
Факт и масштаб новшества   Инновация – важное изменение в status quo социальной системы, опирающееся на новые знания социальных отношений, новые материалы и машины и имеющее целью прямое или косвенное улучшение внутри и (или) вне системы
Восприятие новизны   Инновацией является то, что предлагается или может быть пред­ставлено как новшество для предприятия. (Важны не научно-технические новшества, а изменения в сознании.) Под инноваци­ей следует понимать все изменения процессов, которые происхо­дят на предприятии впервые
Новая комбинация целей и средств   Инновация представляется результатом двух процессов: с одной стороны, возникают предложения по решению проблем с помощью новых идей, открытий и изобретений, а с другой сторо­ны, спрос на решение проблем, который постоянно меняется. Если обе стороны накладываются и при этом хотя бы с одной стороны используется что-то новое, то имеет место инновация
Реализуемость   Если имеется изобретение, обещающее экономический эффект, то необходимы инвестиции для подготовки производства и вхож­дения на рынок. Если при этом достигается внедрение на рынке новых продуктов или появляется новая технология, то говорят об осуществлении продуктовой или технологической инновации
Новшество как процесс   Инновация представляет собой совокупный процесс исследова­ния, разработок и применения технологии. Этот процесс, как сле­дует из определения, состоит из нескольких логически следую­щих друг за другом фаз (субпроцессов), различающихся по содержанию  

 

Инновационный процесс можно представить в следующей очередности этапов (табл.)

Таблица

Характеристика этапов инновационного процесса

Этапы инновационного процесса Характеристика этапов инновационного процесса
Идея Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономиче­скую выгоду
Открытие Установление существования ранее неизвест­ных явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п.
Исследование Теоретическое обоснование и эксперимен­тальная проверка открытия или наблюдения, выявление при­чин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров
Разработка Превращение результатов исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прото­тип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать по­лезными для достижения определенных целей
Изобретение Выявление свойств и признаков иннова­ции, пригодных для патентирования или публикации
Внедрение Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствую­щими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке
Текущая реализация Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п.

 

Инновационная деятельность предполагает выполнение paбот и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание этих работ зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия. Рассмотрим основные признаки инноваций, позволяющие отнести ее конкретному виду, что определяет в значительной мере подход к управлению инновационным процессом на предприятии.

Новизна. Этот признак в наибольшей степени характеризует процесс изменений. Чем выше уровень новизны, тем боль­ше величина инвестиций в материально-вещественные и чело­веческие ресурсы.

Неопределенность и риски. Уровень новизны определяет также степень неопределенности, которая объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с опозданием, что в первую очередь влияет на имидж предприятия. Возможна ситуация, когда результаты достигаются с существенным превышением фактических затрат (выплат) над плановыми, что в конечном итоге снижает уровень конкурентоспособности продукции и ведет к потере позиций на рынке.

Комплексность. Инновации нельзя рассматривать как изолированные мероприятия. Необходимость координации различных участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной организационной структуры по управлению) инновационными процессами.

Конфликтность. Перечисленные выше признаки инноваций являются с высокой степенью вероятности причинами межличностных и деловых конфликтов. Практически всегда возникают конфликты, когда сотрудники предприятия в ре­зультате реализации нововведения кроме своей paботы должны будут выполнять новые функции и иметь допол­нительные обязанности.

Существуют различные подходы к классификации инно­ваций.

Классификация инноваций по степени новизны:

- базисные инновации – реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений раз­вития техники;

- улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и ста­бильного развития научно-технического цикла;

- псевдоинновации – направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

Классификация инноваций по причинам возникновения:

- реактивные инновации направлены на выживание фирмы, появляются как реакция на радикальные инновационные преоб­разования, осуществляемые конкурентами.

- стратегические инновации носят упреждающий характер и на­правлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Классификация инноваций по характеру применения (направленности) различают:

- продуктовые инновации, которые направлены на производ­ство и использование новых продуктов и услуг;

- рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;

- инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;

- социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;

- комплексные инновации, представляющие единство не­скольких видов изменений.

Классификация инноваций по функциональным областям дея­тельности предприятия:

- инновации в производство;

- инновации в закупки, сбыт, персонал и т.д.

По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или масштабу) – на сложные (синтетические) и простые инновации.

Целесообразно классифицировать инновации по уровню инновативности, оцениваемому уровнем неопределенности и риска инновации, а также потребной суммы инвестиций, тесно кор­релируемой с размерами предприятия. По сути дела выделя­ются зоны инноваций.

Уровень неопределенности и риска оценивается эмпирически: низкий, средний, высокий. Аналогично оценивается потреб­ная сумма инвестиций на реализацию инновации: малая, средняя, большая. Если быть точным, то надо было бы гово­рить об относительной сумме инвестиций, так как большая сумма для мелких предприятий может перейти в разряд ма­лых для крупных предприятий, и наоборот. По уровню инновативности выделяют три вида инноваций: моди­фикация, имитация и собственно инновация.

Модификации существующих продуктов, технологий или систем управления характеризуются, как правило, низким уровнем рисков и малыми затратами.

Имитации относятся к инновациям со средним уровнем ри­сков, так как в большинстве случаев реализуются уже апробированные на других предприятиях новшества. Потребная сумма инвестиций обычно гораздо выше, чем у модификации, так как зачастую необходимо вкладывать средства на освоение новых рынков. Зона имитации по горизонтальной оси существенно шире по сравнению с зоной модификации. Это объясняется тем, что имитации в области управления или схем организации не требуют больших инвестиций.

Модификации целесообразно осуществлять в рамках существующей на предприятии системы управления текущей деятельностью, используя для оценки точные методы количественной оценки эффективности инвестиций: статические и динамические.

Реализация имитации будет более успешной в рамках специально выделенного подразделения из имеющихся в структуре предприятия, например, отдела научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР), отдела учета и анализа, отдела персонала и т.д.

 

2 вопрос. Жизненный цикл инновации и инновационная деятельность предприятия.

Период времени от зарождения идеи до практическо­го внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре этапа, последова­тельность которых представлена на рис.

 
 

 

 


Рис. Функциональная последовательность инновационного процесса

На первом этапе осуществляются фундаментальные исследова­ния в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.

Для второго этапа характерны прикладные и эксперименталь­ные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных ре­зультатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.

На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.

Четвертый этап – коммерциализация новшества – продолжа­лся от момента запуска его в производство до появления на рын­ке в качестве товара.

Жизненный цикл товара завершается исчезновением этого товара с рынков сбыта. Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара графически представлена на рис.

Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспе­чить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий.

На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политичес­кие, правовые, организационно-управленческие, социально-пси­хологические, культурные. Одни факторы способствуют иннова­ционной деятельности, другие – препятствуют. В группе экономических и технологических факторов влияние на инновационную деятельность предприятия оказы­вают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Инновационная активность в современных условиях непосред­ственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего:

- научно-технические и инженерные кадры;

- материально-техническую базу научно-технической деятельно­сти, т.е. совокупность средств труда в области научных исследо­ваний, в том числе научное оборудование и установки и техни­ку в экспериментальных цехах, лабораториях, вычислительных центрах и т.д.;

- информационное обеспечение – отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;

- систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала, т.е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и тех­нологий.

Научно-технический потенциал предприятия характеризуется следующими показателями:

1. Кадровые – число научно-технических специалистов, их ква­лификация, творческие способности, опыт, эрудиция, стремле­ние к дальнейшему повышению квалификации, готовность к раз­работке и внедрению нового и восприимчивость к нововведениям, приходящим в организацию извне.

2. Материально-технические – величина затрат на НИОКР, уро­вень оснащенности сотрудников, занимающихся научными и тех­ническими разработками, оборудованием, материалами, прибора­ми, электронно-вычислительной и организационной техникой и т.п.

3. Уровень развития и возможности системы научно-технической информации – количество и качество накопленных информацион­ных фондов; возможности и качество работы органов распростра­нения научно-технической информации; степень удовлетворения потребностей научно-технических специалистов в необходимой для работы информации.

4. Организационно-управленческие, отражающие состояние пла­нирования и управления в сфере НИОКР – степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам; система мотивации и стимулирования пер­сонала в осуществлении научно-технической и конструкторской
деятельности и т.д.

5. Инновационные – количество открытий и изобретений за период; число полученных патентов на изобретения и промышлен­ные образцы, свидетельств на полезные модели, проданных, и при­обретенных предприятием лицензий, в том числе за пределами стра­ны; показатели патентной чистоты и патентной защиты новых из­делий.

6. Обобщающие – количество осуществленных за период научно-технических мероприятий; экономия от снижения себе­стоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.

В совокупности все перечисленные параметры научно-техничес­кого потенциала предприятия можно рассматривать как его техно­логический капитал.

Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновацион­ном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рис.

Предприятие-инноватор заключает с инновационным пред­принимателем контракт (договор) на осуществление инновацион­ных разработок. Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчи­ку для дальнейшего использования.

Финансирование инноваций осуществляется из тех же источ­ников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинан­сирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие сме­шанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.

В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжиниринг, считающийся одной из наиболее эффективных инноваций в управлении. Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку (перепроектирование) деловых про­весов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.

Выделяют два вида деятельности по реинжинирингу: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации и необходимы решительные меры. Реинжиниринг развития при­емлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения эко­номических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбы­та конкурентами.

В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, характера продукции, традицион­ных форм организации научно-технической деятельности в отрас­ли и ряда других факторов предприятие может осуществлять следую­щие виды инновационной деятельности:

- полный инновационный цикл (фундаментальные исследования — поисковые исследования — прикладные научно-исследовательские работы (НИР) — опытно-конструкторские работы (ОКР) — про­мышленное освоение — производство — сбыт);

- поисковые исследования — прикладные НИР — ОКР — промыш­ленное освоение — производство — сбыт;

- прикладные НИР — ОКР — промышленное освоение — производ­ство — сбыт;

- ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;

- только промышленное освоение;

- только производство.

Фундаментальные научные исследования – теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально новых знаний об основных закономерностях раз­вития природы, общества, человека. Результаты фундаментальных исследований не являются носи­телями стоимости. Превращение их в товар происходит лишь тогда, когда определено их прикладное значение и уже на этой основе – возможность использовать их в коммерческих целях.

Поисковые научные исследования направлены на определение возможностей использования новых теоретических знаний в целях удовлетворения конкретных общественных потребностей. Именно с проведения поисковых исследований начинается непосредствен­ная инновационная деятельность предприятий.

Прикладные научные исследования направлены преимуществен­но на достижение практических целей и решение конкретных задач и четко ориентированы на удовлетворение определенных обществен­ных потребностей. В значительной степени прикладные НИР являются продолже­нием поисковых исследований и предшествуют опытно-конструк­торским работам (ОКР). Результатом выполнения прикладных НИР является количественное определение той или иной общественной потребности (нового продукта, процесса, новой техники). На ос­нове этих характеристик составляется техническое задание на вы­полнение ОКР.

Опытно-конструкторские работы имеют целью создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов их дальнейшего совершенствования; выполнение ОКР ба­зируется на знаниях, приобретенных в результате предшествующих научных исследований. Выделяются следующие основные стадии выполнения ОКР:

- разработка проекта;

- эскизно-техническое проектирование;

- разработка рабочей конструкторской и технологической доку­ментации на технологические процессы, опытные образцы, их изготовление и испытание;

- корректировка технической документации в процессе освоения производства новой продукции.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новше­ства от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основ­ных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инноваци­онного отличает:

1. Относительно меньшая достоверность предварительной эко­номической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, пред­стоящих затрат, будущих доходов), что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора.

2. Участие высококвалифицированных специалистов и использо­вание уникальных ресурсов, что, в свою очередь, требует тщатель­ной разработки отдельных этапов всего проекта.

3. Возможность прекращения инновационного проекта без «физи­ческого связывания» инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь.

4. Вероятность получения представляющих потенциальную ком­мерческую ценность побочных результатов, что, в свою очередь, требует гибкости управления проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

 

 

3 вопрос. Измерение и оценка рисков и эффектов инноваций. Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:

- стоимости проекта с учетом источников его финансирования;

- чистой текущей стоимости;

- уровня рентабельности капитала;

- внутренней нормы рентабельности;

- срока окупаемости капиталовложений.

Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффек­тивности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность про­екта к категориям риска, так как риск может быть подчинен опре­деленному закону распределения вероятностей и поэтому, в прин­ципе, быть управляемым.

Любой риск может быть количественно охарактеризован веро­ятностью наступления нежелательного исхода. Цена риска может быть выражена следующей формулой:

ЦР = П - ПХ,

где П – планируемая прибыль без учета риска; ПХ – вероятная прибыль с учетом данного вида риска.

Таблица

Классификация рисков в инновационной деятельности

Возможные причины риска Примеры последствий наличия риска
Технические риски
Неудачи при проведении НИОКР и освоении новшества - Отрицательный результат НИР - Недостижение запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технических разработок - Опережение технического уровня производства и технологических возможностей освоения результатов - Опережение возможностей эксплуатации новшества у потребителя - Возникновение побочных проблем, не решаемых при современном уровне науки и техники
Коммерческие риски
Неправильный выбор экономических целей инновационного проекта - Необоснованное определение стратегических приоритетов - Неправильный прогноз конъюнктуры на рынках ресурсов - Неадекватная оценка спроса и потребностей собственного производства
Неудовлетво­рительное финансирование - Неэффективность выбранного метода финансирования - Ненадежность источника финансирования
Нарушение сроков реализации проекта - Нарушение графика расходов - Нарушение графика поступления доходов - Неправильная оценка длительности проекта
Маркетинговые риски (риски закупок оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий) - Ненахождение поставщиков ресурсов - Изменение цен на ресурсы по сравнению с теми, которые были заложены в технико-экономическом обосновании проекта - Отказ предполагаемых поставщиков от предварительных договоренностей по заключению контракта - Заключение контракта на невыгодных неценовых условиях
Маркетинговые риски сбыта - Недостаточная сегментация рынка - Неправильный выбор сегмента рынка - Неудачная стратегия сбыта - Неправильная организация и получение неадекватных результатов маркетингового исследования - Неудачная ценовая политика - Неэффективная реклама
Нарушение кооперации с контрагентами и партнерами - Нарушение условий договоров со стороны контрагентов - Неплатежеспособность партнеров - Выход партнеров из совместного предприятия или работы над проектом
Непредви­денные расходы и превышение сметы проекта - Неблагоприятные изменения внешних условий (ставок налогов, рефинансирования, кредитов и т.д.) - Вынужденное увеличение выплат акционерам до окончания работы по проекту

 

В результате анализа рисков предприятие должно сделать вы­воды о своем принципиальном решении: принимать или не при­нимать данный проект. При положительном решении в рамках бюд­жета инновационного проекта выделяется определенная доступная предприятию или инвестору сумма. При условии действенных мето­дов страхования и защиты от рисков эта сумма должна позволить снизить риск до уровня, отвечающего наиболее высоким предпоч­тениям фирмы или инвестора по поводу сочетания доходности и надежности инвестиций.

К эффектам инновации относятся технические, экономические, социальные, экологические и прочие результаты инновационного процесса.

Измерению и оценке должны подлежать все виды результатов инновационного процесса. Классификация эффектов инновационной деятельности по видам и формам проявления представлена в табл.

 

Таблица

Эффекты от инновационной деятельности

Технические эффекты Экономические эффекты Прочие эффекты
Прямой Косвенный Прямой Косвенный Системные Индиви- дуальные
определяется в специфических для объекта единицах обучение новым технологиям; ноу-хау; патенты и приоритеты; выявление слабых мест увеличение оборота; повышение прибыли; снижение издержек; рост доли рынка снижение объемов продаж у конкурентов; повышение издержек у конкурентов экологические; социальные; управленческие научное признание; самоутверж-дение

 

Технические эффекты. Для каждого инновационного про­екта должны быть определены собственные специфические из­мерители технических эффектов. Например, в процессе реали­зации технических инноваций могут быть достигнуты задан­ные характеристики надежности, прочности, быстродействия, срока годности и т. п.

К техническим эффектам в сфере управленческих иннова­ций можно отнести повышение точности исчисле­ния затрат по местам их возникновения, сокращение времени документооборота и т.п. Объективная оценка прямых техни­ческих эффектов может быть получена при участии исследова­телей, инженеров, технологов и других специалистов по объ­екту инноваций.

Наряду с прямыми эффектами могут иметь место косвенные технические эффекты. Даже если инновация не достигла за­планированного технического эффекта, возникают обучаю­щие эффекты в области освоения новых продуктов, услуг, ме­тодов и способов. Кроме того, возможны патентование отдель­ных ноу-хау и фиксация приоритетов, а также выявление слабых мест в технике, технологии и организации предприя­тия.

Экономические эффекты. Следует различать оценочные расчеты экономической эффективности инноваций на стадии принятия решения и экономические эффекты, оцениваемые на фазе начала коммерческой реализации инноваций. Первые используются для выбора наиболее предпочтительных альтер­натив инноваций, вторые – для оценки результатов реализа­ции выбранной альтернативы с учетом конкретных условий функционирования предприятия.

Экономические эффекты, так же, как и технические, мож­но разложить на прямые и косвенные. К числу прямых эффек­тов в первую очередь можно отнести рост прибыли или маржи­нальной прибыли, увеличение оборота и доли рынка, сниже­ние издержек и т.п. Перечисленные виды экономических эффектов можно измерять как за определенный промежуток времени, так и на единицу продукции. Выбор способа измере­ния зависит от вида инновации. Например, если речь идет об инновациях в новые продукты или услуги, то наиболее под­ходящими измерителями коммерческого успеха следует счи­тать рост объемов продаж и доли рынка. Эффективность тех­нологических и организационных инноваций рекомендуется оценивать по показателю снижения затрат на процесс. Раци­онализация процессов закупки, производства и сбыта за счет соответствующих видов инноваций может способствовать сни­жению объемов брака, сокращению сроков выполнения за­каза, росту стабильности и гибкости, а также снижению вред­ного воздействия на окружающую среду. Например, смена упаковочных материалов, изготавливаемых из прочных, тех­нологичных и относительно дешевых полимеров, на упаковку из более дорогих, но легко утилизируемых и безопасных для окружающей среды материалов приведет к экономическому эффекту, исчисляемому в виде разницы затрат на материалы и стоимости услуг по утилизации. Таким образом, рост прямых затрат на материалы в результате реализации инновации ком­пенсируется гораздо большим снижением затрат на утилиза­цию. Этот пример иллюстрирует подход к оценке экономиче­ского эффекта на весь жизненный цикл инновации.

Косвенные экономические эффекты проявляются, прежде всего, в области конкуренции: снижение объемов продаж у конкурентов; повышение издержек у конкурентов и т.п. Та­кого вида эффекты далеко не всегда можно с высокой сте­пенью надежности измерить количественно. Однако благода­ря использованию математического аппарата измерения и оценки данных нечисловой природы можно перевести качест­венные характеристики результата в количественные, что по­зволит провести их сравнение.

Прочие эффекты. Следует выявлять и оценивать в систем­ной или индивидуальной областях. Если говорить об индиви­дуальных аспектах измерения успеха инноваторов, то для по­следних важно признание в публикациях, получении пре­стижных премий и т.п. В настоящее время практически бесспорным показателем успеха инноваций в области создания новых продуктов и технологий является снижение вред­ного воздействия на окружающую среду.

В качестве социальных результатов реализации инноваций можно считать создание новых рабочих мест, улучшение усло­вий труда, создание «человеческих отношений» внутри кол­лектива за счет внедрения новых методов управления.

Инновации в области совершенствования системы менедж­мента на предприятии направлены на получение управленче­ских эффектов, к числу которых можно отнести:

- ускорение прохождения заказа и улучшение контроля по фазам его реализации;

- прозрачность затрат и результатов для руководства пред­приятия в разрезе: центры ответственности, продукты, клиенты, регионы и т. п.;

- увеличение гибкости предприятия и скорости реакции с точки зрения адаптации к изменяющимся внешним усло­виям.

Достижение управленческих эффектов, как правило, труд­но зафиксировать количественно, и они проявляются в виде возникновения новых шансов, потенциалов и сильных сторон предприятия, что способствует успеху в стратегической перс­пективе. Неудачные в коммерческом плане инновации также имеют результат, который выражается в создании инноваци­онного климата на предприятии. В свою очередь, это способст­вует инициированию новых инновационных процессов, кото­рые, как правило, благодаря накопленному опыту, протекают гораздо более эффективно.

Правильность заключения успешна инновация или нет зависит от того, в какой момент времени измеряется показа­тель успеха. Например, если измеряют прямой экономиче­ский эффект от реализации инновационного процесса, то из­мерение необходимо проводить «после» выхода продукта или услуги на рынок. При этом следует уточнить, что понимается под термином «после»: год спустя, два года спустя, при дости­жении определенного объема продаж за год и т.п.

Суждение об успешности инновации предполагает не толь­ко измерение, но и оценку полученного результата. Как из­вестно, для проведения оценки необходимо выбрать базу для сравнения, в качестве которой может быть принято:

- сравнение с альтернативным вариантом инновации;

- сравнение с поставленной целью и отдельными подцелями инновации, сформулированными для каждой из фаз инно­вационного процесса;

- сравнение с определенным состоянием: с достигнутыми ранее результатами;

- с результатами других предприятий;

- с условным результатом, который был бы возможным, если бы инновации не осуществлялись.

Сравнение с альтернативным вариантом наиболее целесооб­разно проводить на фазе генерирования и оценки инновацион­ных идей.

Решение о начале инновационного процесса может быть принято на основе фактов успешной реализации инновации на другом предприятии. Однако это вовсе не означает, что в каче­стве базы сравнения будут выступать результаты, полученные другим предприятием. Возможно, что базой для срав­нения послужат достигнутые ранее результаты на самом предприятии.

Концепция измерения эффекта инноваций, осно­вывающаяся на последовательном рассмотрении всех фаз ин­новационного процесса предполагает, измерения сопровождают процесс, а результаты служат для принятия управленческих решений относительно целесообразности про­должения инновационного процесса. Название этапа, вид промежуточного результата, количественный измеритель и субъ­ект оценки представлены в табл.

Таблица

Оценка и измерение по этапам инновационного процесса

Название этапа Вид промежуточного результата Количественное измерение результата Субъект оценки (оценивающая инстанция)
Идея продукта (услуги) Протокол, описа­ние нескольких проработанных идеи и предложении Число идей, альтернатив Эксперты в области техники
Исследования и разработки Конструкции, прототипы, экспериментальные установки Рост производитель­ности и выхода годных изделии, снижение расхода ресурсов, улучшение технических характеристик Эксперты в области техники
Изобретение Патенты, публикации, премии, индекс цитируемости Количество перечисленных результатов Научные сотрудники
Инвестиции, изготовление и маркетинг Рыночные продукты и реализуемые технологии Детальное описание технико-экономиче­ских улучшений по сравнению с существующими решениями Менеджеры по маркетингу Инженеры
Выведение инноваций на рынок или в производство Обороты, экономия затрат, прибыль, маржинальная прибыль Абсолютные суммы денежных средств; индексы; сравни­тельные величины по времени; рост курса ценных бумаг   Отделы маркетинга и производства   Контроллеры   Эксперты по отраслям   Банкиры
Текущие продажи или применение Изменение доли рынка, затрат, маржинальной прибыли

 

Представленные в таблице этапы и их измерители имеют наибольшую ценность для предприятий, осуществляющих регуляторную и систематическую инновационную деятельность. Для разовых инноваций первые четыре этапа не очень четко различимы, а следовательно, трудноизмеримы.

Начало инновационного процесса достаточно трудно изме­рить и оценить, так как речь идет о творческом процессе поис­ка идеи. Ведение базы данных и оценка предложений и идей возможна на предприятиях с высоким уровнем организации рационализаторского дела.

На этапе «Исследования и разработки» проверке подверга­ется техническая реализуемость идеи нового продукта, техно­логии или услуги. В качестве результата этого этапа выступа­ют конструкции, модели, схемы, экспериментальные установ­ки и другие факторы, оцениваемые экспертами-техниками.

Этап «Изобретение» не всегда имеет место в инновационном процессе. Результат может измеряться количеством патентов, приоритетов, авторских свидетельств, публикаций, индексов цитируемости и т. д.

С четвертого этапа начинается переход к экономическим оценкам. На всех последующих этапах измеряются величины оборотов, доли рынка, прибыли, курсы ценных бумаг, а также динамика этих показателей по жизненному циклу инноваций.

 

4 вопрос. Инвестиции и их классификация. Инвестиционная политика предприятия. Одна из важнейших сторон производственно-хозяйственной дея­тельности предприятия – сохранение и развитие своего производст­венно-экономического потенциала. Деятельность предприятий в этом плане называется инвестиционной деятельностью.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкла­дываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.

Различают реальные (капиталообразующие) инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих предприятий, производств и финансовые (прямые и портфельные) вложения в покупку ценных бумаг государства, пред­приятий, инвестиционных фондов. В первом случае предприятие-инвестор, вкладывающее средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Во втором случае инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход на ценные бумаги. Вложения денежных средств в создание производств при этом осуществляют другие предприятия и организации, выпус­тившие акции для привлечения финансовых средств на осуществление их инвестиционных проектов.

Инвестиции, вкладываемые в создание новых и воспроизводство действующих основных фондов без вложений в оборотные средства, имеют форму капитальных вложений. Капитальные вложе­ния составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных фондов. К ним относятся все вложения в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий, их капитальный ремонт, модернизацию, приобретение машин, обору­дования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиции могут быть классифицированы в соответствии со сле­дующими признаками:

- объект инвестирования;

- фазы инвестиционного цикла;

- область инвестирования;

- форма собственности инвестиций;

- территориальный характер инвестиций;

- источники инвестиций.

По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:

инвестиции в нефинансовые активы:

- инвестиции в основной капитал;
инвестиции на капитальный ремонт основных фондов;

- инвестиции в нематериальные активы;

- инвестиции в прирост запасов оборотных фондов;

- инвестиции в другие нефинансовые активы (включая приобре­тение земельных участков и объектов природопользования и др.);

финансовые инвестиции (вложения):

- инвестиции в ценные бумаги других предприятий;

- инвестиции в процентные облигации государственных и мест­ных займов;

- инвестиции в форме вложений в уставные капиталы других пред­приятий;

- предоставление другим предприятиям займов;

инвестиции в человеческий капитал:

- инвестиции в образование фактически занятых или потенци­альных работников предприятия;

- инвестиции в повышение квалификации работников предприя­тия;

- инвестиции в социальную сферу предприятия.

В рыночной экономике значительную роль играют финансовые инвестиции, поскольку финансовый капитал в отличие от произ­водственного характеризуется повышенной мобильностью. Поэто­му финансовые инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги являются лучшим средством перелива капитала из одних сфер экономики в другие, что способствует структурным сдвигам в самой экономике.

По критерию «фазы инвестиционного цикла» выделяются началь­ные, текущие и дополнительные инвестиции.

Начальные – инвестиции в создание предприятия или смежно­го производства.

Текущие – инвестиции, обеспечивающие деятельность предприя­тия путем поддержания основных фондов в рабочем состоянии с помощью модернизации или капитального ремонта.

Дополнительные – инвестиции в действующее производство, предусматривающие увеличение мощностей предприятия (расши­рение), совершенствование производственных процессов в целях снижения издержек, изменение производственного профиля предприятия и диверсификацию для расширения номенклатуры про­изводимой продукции и проникновения в новые сферы сбыта.

По третьему признаку - «область инвестирования» - инвес­тиции классифицируются по фазам производственно-сбытового процесса предприятия (организации), в которую эти средства на­правляются. Для производственного предприятия выделяются фазы:

- материально-техническое снабжение, т.е. обеспечение материа­лами, техникой, транспортом, полуфабрикатами;

- собственно производство;

- реализация.

По четвертому признаку - «форма собственности инвестиций» - выделяются:

- государственные – инвестиции, осуществляемые государствен­ными органами власти различных уровней за счет соответству­ющих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также инвестиции, реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собствен­ных и заемных средств;

- иностранные – инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и международными организа­циями;

- частные – инвестиции, осуществляемые физическими лицами и юридическими лицами, представляющими предприятия и орга­низации негосударственной формы собственности;

- смешанные – осуществляемые государственными структурами, совместно с частными лицами и/или предприятиями негосу­дарственной формы собственности;

- совместные – осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами.

Пятый признак - «территориальный характер инвестиций» - предполагает выделение трех групп:

- региональные инвестиции – вложение средств в пределах конк­ретного региона страны;

- внутренние инвестиции – вложение средств в объекты, разме­щенные на территории страны в целом;

- инвестиции за границей – вложение средств в объекты инвести­рования, размещенные за пределами государственных границ страны.

Шестой признак – источники финансирования:

- собственные средства, в том числе прибыль, остающаяся в рас­поряжении организации, амортизационные отчисления и др.;

- привлеченные средства, в том числе бюджетные.

Таблица

Классификация инвестиций

 

Признаки классификации Виды инвестиций Цели классификации
Объект инвестирования Производственные: - вложения в основные фонды; - инвестиции в запасы товарно-ма­териальных ценностей; Финансовые (вклады): - в сберегательные банки; - в облигации, акции и другие цен­ные бумаги; - в валюту; - в депозиты; Человеческий капитал: - в образование; - в повышение квалификации; - в социальную сферу Направленность инвестиций позво­ляет определить предпочтения инвестора и сформировать соответст­вующий рынок предложений
Фаза инвестиционного цикла Начальные Текущие Дополнительные Характеризуют стадии жизненного цикла предприятия, на которых делаются инвестиции: создание, текущая деятельность, рост
Область инвестирования Снабжение Производство Сбыт Управление Характеризует инвестиции на различ­ных стадиях производственно- сбытового цикла
Форма собственности Государственные Частные Иностранные Совместные Характеризует степень развитости рыночных отношений (на государст­венном и региональном уровнях) или инвестиционную привлекатель­ность объекта (на уровне предпри­ятия)
Региональный аспект инвестиций Внутренние Региональные За рубежом  
Степень подверженности влиянию других инвестиций Независимые Требующие сопутствующих инвестиций Чувствительные к принятию конкурирующих инвестиционных решений Дает возможность оценить инвести­ционную стратегию предприятия
Форма эффекта Экономический Социальный Технический Экологический  
Источники финансирования Собственные средства Привлеченные средства Характеризуют возможности пред­приятия инвестировать за счет собст­венных средств

 

Под инвестиционным объектом понимается объект предприни­мательской деятельности, на который направлены инвестиции. Инвестиционный объект существует исключительно в процессе про­ведения инвестиционной деятельности и представляет для инвестора интерес только в той мере, в которой обеспечивает удовлетворение его целей. Поэтому инвестиционный объект представляет для инвес­тора временный интерес: объект продается или ликвидируется, как только перестает соответствовать поставленным целям.

Инвестиционная деятельность подразумевает наличие множества участников. В качестве ее субъектов выступают, с одной стороны, банки, финансовые компании, а также частные инвесторы, госу­дарство и другие инвестиционные институты, т.е. участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами, с другой – предприятия и организации, испытывающие потребность в этих ресурсах.

Инвестиционная политика предприятия представляет собой одну из составляющих его финансовой стратегии. Суть инвестиционной политики заключается в формировании комплекса мероприятий по привлечению и мобилизации инвестиционных ресурсов – с одной стороны, и оптимизации инвестиционных целей и инвес­тиционного процесса для обеспечения экономического развития предприятия – с другой.

Совокупность инвестиционных проектов или предложений с определенной целевой направленностью представляет собой инвестиционную программу. Инвестиционная программа представляет собой план реализации совокупности инвестиционных проектов на предприятии. Содержание инвестиционной программы определяется инвестиционной политикой предприятия, которая, в свою очередь, зависит от стратегии предприятия в рассматривае­мом периоде.

Инвестиционная программа предприятия предусматривает оп­ределение величины и структуры капитала, необходимого для реа­лизации входящих в нее инвестиционных проектов.

Выбор формы финансирования и селекция инвестиционных про­ектов (или проекта) для включения в инвестиционную программу имеет принципиальные значения для ее оптимизации. Оптимальной следует считать такую инвестиционную программу, которая наилуч­шим образом обеспечивает достижение стратегических целей пред­приятия при соблюдении существующих ограничений по времени и ресурсам. На рис. приведен алгоритм формирования инвести­ционной программы предприятия.

Рис. Алгоритм формирования инвестиционной программы предприятия

 

 

5 вопрос. Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии. Инвестиционный проект – планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения. По форме он представляет собой комплекс документов по обоснованию экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утверж­денными в установленном порядке стандартами (нормами и прави­лами). Создание и реализация инвестиционного проекта включает в себя следующие этапы:

1) формирование инвестиционного замысла (идеи);

2) исследование инвестиционных возможностей;

3) технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;

4) приобретение или аренда и отвод земельного участка;

5) подготовка контрактной документации;

6) подготовка проектной документации;

7) осуществление строительно-монтажных работ, включая пусконаладочные;

8) эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

Инвестиции предприятия могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции, так и его элемент (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение и реконструкция действующего производства, создание нового производства, организация выпуск новой продукции.

Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает: рождение и предварительное обоснование замысла; инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом.

Предпроектное исследование инвестиционных возможностей со­стоит из: предварительного изучения спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта; оценки уровня базисных, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги); подготовки предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников; оценки предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нор­мативам и предварительной оценки их коммерческой эффективности.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта включает в себя: проведение полномасштабного маркетингового исследования; подготовку программы выпуска продукции; сметно-финансовую документацию, в том числе: расчет капиталь­ных затрат, оценку издержек производства, расчет годовых поступле­ний от деятельности предприятия (производства), расчет потребности в оборотных средствах, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта, предполагаемые потребности в иностран­ной валюте, источники и условия инвестирования, выбор кредиторов, оформление соглашений; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; планирование сроков осуществления проекта; оценку коммерческой эффективности проекта; анализ бюджетной и (или) экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций); формулирование условий прекращения реализации проекта.

Подготовка контрактной документации включает: подготовку тендерных торгов и подготовку по их результатам конт­рактных соглашений; проведение договоров с потенциальными инвесторами.

Подготовка рабочей документации включает: подготовку проектно-сметной документации на стадии рабочих чертежей; определение изготовителей и поставщиков техно­логического оборудования.

На этапе осуществления производства строительных и монтажных работ помимо непосредственного их выполнения производятся: наладка оборудования; обучение персонала; подготовка контрактной документации на поставку сырья, комплек­тующих и энергоносителей; подготовка контрактов на поставку продукции.

На этапе эксплуатации объекта и мониторинга экономических пока­зателей проводятся: сертификация продукции; создание дилерской сети; создание центров сервисного обслуживания и ремонта; текущий мониторинг экономических показателей созданного пред­приятия, производства, объекта.

Инвестиционные ресурсы предприятия и финансовые источники инвестиций. Под инвестиционными ресурсами предприятий и организаций принято понимать форму и величину капиталов, которые они могут вложить в осуществление различных инвестиционных проектов и про­грамм. К ним относятся:

- денежные средства;

- права владения или распоряжения земельными участками;

- существующие здания и сооружения с коммуникациями к ним;

- установленное и неустановленное технологическое и другое обору­дование, силовые установки, транспортные средства;

- приобретенные у государства права на разработку полезных иско­паемых;

- приобретенные у государства права на разработку лесного фонда и пользование водными ресурсами;

- патенты и права на промышленные образцы продукции, новые технологии ее производства;

- торговые марки и сертификаты продукции и т.д.

Основополагающим инвестиционным ресурсом являются денежные средства. Они всегда составляют значительную часть всех инвестици­онных вложений предприятий-инвесторов. Все финансовые источники инвестиций подразделяются на собст­венные (внутренние) и внешние.

К собственным средствам предприятий и организаций, осуществля­ющих инвестиционные проекты, относятся:

- амортизационные начисления на существующие фонды (на их реновацию);

- прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, направ­ляемая на производственное развитие;

- суммы, полученные от страховых компаний в виде возмещения ущерба за понесенные убытки в результате стихийных бедствий и не­счастных случаев;

- средства от продажи ненужных излишков основных средств и иммо­билизация излишков оборотных средств;

- средства от реализации нематериальных активов (государственных ценных бумаг, ценных бумаг других предприятий, патентов, прав владения промышленными образцами продукции, способами произ­водства продукции и т.д.).

К собственным источникам инвестирования предприятий и органи­заций относятся также и привлекаемые ими из различных источников.

К привлеченным средствам финансирования инвестиционных про­ектов относятся:

- средства, вырученные в результате выпуска и продажи инвестором акций и других ценных бумаг;

- средства других предприятий и организаций, привлеченных к учас­тию в инвестиционном проекте на правах компаньонов и на соответст­вующих условиях участия в распределении дивидендов;

- средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

- государственные субсидии, различного рода денежные взносы и по­жертвования из региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства и др., предоставляемые на безвозмездной основе.

К внешним источникам инвестиций относятся различные формы заемных средств, а также:

- ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капи­тале совместных предприятий.

Заемные средства включают в себя бюджетные кредиты, предостав­ляемые на возвратной основе, банковские и коммерческие кредиты различных финансовых и страховых компаний, инвестиционных, пен­сионных фондов и других институциональных инвесторов.

 

6 вопрос. Анализ эффективности инвестиционных проектов. Основу оценки эффективности инвестиционных проектов состав­ляет определение и соотнесение затрат и результатов от его осущест­вления. Оценку инвестиционных проектов, сравнение вариантов проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием следующих показателей:

- чистого дохода (интегрального эффекта);

- индекса доходности (ИД);

- внутренней нормы доходности (ВИД);

- срока окупаемости инвестиций;

- других показателей, отражающих интересы участников или специ­фику проекта.

Чистый доход предприятия от реализации инвестиционного про­екта представляет собой разницу между поступлениями (притоком средств) и выплатами (оттоком средств) предприятия в процессе реализации проекта применительно к каждому интервалу планиро­вания.

Выплаты предприятия делятся на капитальные (единовременные) затраты и текущие затраты. К капитальным затратам относятся расходы, которые направлены на создание производствен­ных мощностей и разработку продукции. Капитальные затраты но­сят единовременный характер и производятся, как правило, на начальном этапе реализации проекта, который принято считать нулевым этапом.

Текущие затраты – это расходы на приобретение сырья, мате­риалов и комплектующих, оплату труда работников предприятия, другие виды затрат, относимые на себестоимость продукции. Теку­щие затраты осуществляются в течение всего времени жизни про­екта.

Поступления – это результат деятельности предприятия в про­цессе осуществления проекта в виде выручки от реализации произ­веденной продукции.

Разница между результатами деятельности предприятия и его текущими затратами составляет доход от текущей деятельности предприятия.

Для оценки величины реального дохода, полученного предприя­тием за период реализации проекта (его жизненный цикл), необ­ходимо уменьшить суммарный текущий доход предприятия на ве­личину капитальных затрат, т.е. «очистить» результаты деятельнос­ти предприятия от всех затрат, связанных с их достижением. Полу­ченная разность и представляет собой чистый доход от реализации проекта.

Использование в практике оценки инвестиционных проектов ве­личины чистого дисконтированного дохода как производного от рас­смотренного выше показателя чистого дохода вызвано очевидной неравноценностью для инвестора сегодняшних и будущих доходов. Иными словами, доходы инвестора, полученные в результате реа­лизации проекта, подлежат корректировке на величину упущенной выгоды в связи с «замораживанием» денежных средств, отказом от их использования в других сферах применения капитала.

Для оценки коммерческой эффективности проекта используются различные методы (табл.)

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов

Простые (статические) Динамические (методы дисконтирования)
Простая норма прибыли (AROR) Простой срок окупаемости проекта (РР) Чистый приведенный доход (NPV) Индекс рентабельности (PI) Внутренняя норма рентабельности (IRR) Дисконтированный срок окупаемости (DPP)
           

 

Для того чтобы отразить уменьшение абсолютной величины чи­стого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценно­сти» денег с течением времени, используют коэффициент дискон­тирования (α), который рассчитывается по формуле:

r – норма дисконтирования (ставка дисконта);

t – порядковый номер временного интервала получения дохода.

Принятый способ расчета коэффициента дисконтирования ис­ходит из того, что наибольшей «ценностью» денежные средства обладают в настоящий момент. Чем больше отнесен в будущее срок возврата вложенных денежных средств от момента их инвестирова­ния в проект (настоящего момента), тем ниже «ценность» денеж­ных средств. Значения коэффициента дисконтирования для задан­ного интервала (периода) реализации проекта определяются выб­ранным значением нормы дисконтирования.

Норма дисконтирования (ставка дисконта) рассматривается в общем случае как норма прибыли на вложенный капитал, т.е. как процент прибыли, который инвестор или предприятие хочет полу­чить в результате реализации проекта.

Если норма дисконтирования отражает интересы предприятия – инициатора проекта, она принимается на уровне средней нормы прибыли для данного предприятия. При учете интересов другого пред­приятия, вложившего деньги в проект, норма дисконтирования рас­сматривается

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 14 | Устройство сегментных затворов и их разновидности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.323 сек.