Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основоположники монтажа

Монтаж - одно из выразительных средств экрана.

Монтаж должен:

1) направлять внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;

2) помогать зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;

3) эмоционально воздействовать на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров, снятых с изменением темпа внутрикадрового действия или с иных точек, и т.д.

В творчестве и режиссёр, и драматург, и оператор задумывают и создают своё произведение, используя много или несколько выразительных средств (пластическая выразительность кадра, динамика кадра, изобразительно-звуковой образ) из общего арсенала искусства, в том числе и монтаж. Монтаж основан на методе сопоставления произведения из отдельных «кубиков».

Процесс, при котором проводится удаление лишних кадров, выстраивание эпизодов и создание переходов между ними, наложение титров, спецэффектов, звука, - называется ВИДЕОМОНТАЖ. Считается, что монтаж в кинопроизводстве не менее важен, чем киносъёмка: монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу. Если же в процессе работы над материалом вы хотите изменить какие-то зрительные параметры (яркость, контрастность, цветность) или создать компьютерные анимационные вставки, то это уже будет относиться к видеоредактированию. Надо помнить, что «нарезать» и склеить различные эпизоды, ещё не значит смонтировать фильм, грамотный монтаж подразумевает и творческое (а не просто механическое) применение целого набора правил.

Важно всей творческой группе пользоваться одной терминологией. Существует не только лексика и грамматика, но и своя орфография и даже пунктуация. Мы говорим о кадре-точке и кадре–многоточии, кадре-вопросе и кадре-восклицании. Но и монтажные «знаки препинания» так, же неотделимы от объекта, как и его действия и определения.

Лев Владимирович Кулешов (1899-1970)- советский кинорежиссёр, теоретик кино. Народный артист РСФСР. Кулешов — автор исследований по теории и практике киноискусства. Лев Владимирович являлся одним из пионеров советского и мирового киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок. Кулешов писал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребёнок сопоставляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу ».

«Эффект Кулешова» - смысл осуществлённого Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем: сначала была осуществлена съёмка крупного плана актёра Мозжухина, когда он сидит и просто смотрит куда-то. Для эксперимента были сняты также 3 другие плана: играющий ребенок, молодая девушка в гробу и тарелка горячего парящего супа, после чего плёнка с планом актёра была разрезана на три части и склеена отдельно с кадрами играющего ребёнка, с кадрами девушки в гробу и с кадрами тарелки наполненной супом. Каждый из получившихся монтажных кусков, с портретом Мозжухина в начале, Кулешов продемонстрировал небольшой аудитории состоящей из его коллег по кинопроизводству. Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой умиляется игрой младенца, во втором - печалится об умершей девушке, в третьем - хочет поесть, и привлечён хорошим обедом. Но на самом деле выражение лица актера во всех трех случаях было одинаковым. Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова». Эксперимент приобрёл мировую известность и стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.

Сергей Михайлович Эйзенште́йн (1898—1948) — советский режиссёр, сценарист, теоретик кино и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец „Потёмкин“» занял первое место.

Дзига Вертов (впоследствии известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич Кауфман; 1895/1896-1954)- советский кинорежиссёр. Один из основателей и теоретиков документального кино. Первым применил методику «скрытая камера».

Лекция № 2. Виды и приёмы монтажа. Крупность планов.

 

Прежде чем начать разговор о монтаже, нужно привести несколько определений из кинематографического и телевизионного лексикона.

Съемочный кадр или план - любой участок исходной видеоленты, с записью от нажатия кнопки RECORD до паузы, следующее нажатие - начинается следующий съемочный кадр. В секунде 24 кадра. Зрение человека способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране).

Монтажный кадр или план - элемент смонтированного видеофильма - то, что осталось от съемочного кадра после того как его “подрезали” и вставили в нужное место.

Композиция кадра обычно начинается с определения плана съемки. Каким планом снимать данный объ­ект: общим, средним, крупным? Этот вопрос решается по-разному в зависимости от творческой за­дачи, которую ставит перед собой автор.

Существует три вида видеомонтажа:

Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (видеомагнитофонов, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. Основной недостаток - потеря качества, высокая трудоемкость и большое количество видеоаппаратуры.

 

Нелинейный монтаж осуществляется на базе компьютерных систем. При этом исходные видеоматериалы сначала заносятся в компьютер, а затем над ними производятся процедуры монтажа. Достоинства - практически отсутствие потерь качества при многократных “перемещениях” видеосюжетов, значительная экономия видеоаппаратуры. Недостатки - работа не в реальном времени, большое время обработки видеоматериала, высокая трудоемкость, ограниченный объем заносимого в компьютер видеоматериала.

 

Гибридный монтаж сочетает в себе достоинства линейного и нелинейного монтажа (нелинейная видеомонтажная система выступает в роли видеоисточника). Недостаток - как правило, более высокая цена.

В последнее время нелинейный монтаж практически вытеснил из нашей жизни другие виды видеомонтажа.

Основные приёмы монтажа

Последовательно-временной монтаж, когда события монтируются в той же логи­ческой последовательности, в какой они происходят в действительности. Например, работает экскаватор, ковш набирает землю и сбрасывает ее в сторону. Кот­лован делается все глубже и глубже, И так далее в логической последовательности. Это самый простой по­вествовательный метод.

Параллельный монтаж, наиболее распространенный. Здесь можно показать параллельно два и больше совершенно различных события, соверша­ющихся в разных местах, но так, чтобы зритель воспри­нял их происходящими в одно и то же время. Напри­мер: война, фронт, ночь, землянка, солдат при свете коптилки пишет письмо домой. А в следующем кадре вы видите далекий тыл, село, ночь, колхозный дом, жена солдата убаюкивает в люльке ребенка. По смыслу кадр как бы говорит: «А в это время...»

Ассоциативный монтаж, когда кадры ассоциируются друг с другом. Например: вращающаяся патефонная пластинка и вращающееся колесо автобуса. Зима, лыжный трамплин, лыжник пры­гает, летит в воздухе, раскинув руки; следующий кадр - парящая в воздухе птица. Возможен и сатири­ческий вариант: человек поет - кричит, осел; человек ру­гается - лает собака; лицо в злой усмешке - оскал вол­чьей пасти, и так далее. Такие приемы невольно вызывают у зрителя ассоциации—сопоставления. Но, конечно, монтаж, построенный на сравнениях, должен быть хорошо мотивированным, иначе он может «не дойти до зрителя», остаться непонятным.

 

Внутрикадровый монтаж Термин — «внутрикадровый монтаж» — не имеет никакого отношения к процессу разрезания пленки (тем более — не кино -, а видеопленки) на куски и склеиванию их в другом порядке (такой монтаж сегодня применяют только на очень отсталых в техническом отношении кинопроизводствах). Внутрикадровый монтаж — это разные приемы, которыми пользуется оператор в течение одного кадра: «переход фокуса», «панорама», «наезд», «отъезд», «движение камеры». Такой кадр называется «сложным». Внутрикадровый монтаж — это результат работы оператора с камерой в течение съемки одного кадра, от «REC-старт» до «RЕС-СТОП». Чем больше в кадре естественного движения, тем он интереснее. Ваша собака, например, получится гораздо живее в кадре, если будет прыгать, лаять и носиться по двору, нежели будет сидеть на поводке у конуры с высунутым языком. Чем меньше заметно движение камеры в кадре, тем он естественнее и проще для зрительного восприятия. Всякая панорама, наезд-отъезд или переход глубины резкости равны движению головы или глаз вашего будущего зрителя, если бы он рассматривал сцену так, как вы ему предлагаете в своем кадре. Не заставляйте зрителя крутить головой и бегать глазами, это очень раздражает. Любое движение камеры должно быть точно обусловлено содержанием кадра. И нужно учитывать очень важный момент, что в соседних кадрах НЕ ДОЛЖЕН использоваться один и тот же прием внутрикадрового монтажа (переход глубины резкости, панорама, наезд или отъезд) Представьте два кадра, склеенных друг с другом: 1-й — «панорама слежения» за автомобилем, едущим по улице, + 2-й — «панорама слежения» за другим автомобилем, проехавшим по той же- улице, но в противоположном направлении. — Получается довольно глупо, не правда ли? Таким монтажом вы ставите зрителя в положение дебила, который провожает бессмысленным взглядом «машинки», ездящие перед ними взад-вперед. Если же вы задумали сюжет на тему «и разошлись, как в море корабли» (герой разминулся с героиней), то гораздо точнее была бы не панорама «туда-сюда», а один статичный кадр, посреди которого разъехались бы в разные стороны в своих авто он и она. Примерно то же самое можно сказать и о двух соседних кадрах с наездом: вы словно уговариваете зрителя, словно малое дитя: «посмотри внимательно сюда,… а теперь сюда…» — Вряд ли кому из зрителей это понравится. Вообще старайтесь перемежать сложные кадры с операторскими приемами простыми и статичными кадрами, «картинами» — это позволит зрительскому вниманию отдохнуть и «переварить», расшифровать тот, допустим, «наезд с панорамой и переходом глубины резкости», что вы сделали в предыдущем кадре.

Крупность планов по Л. Кулешову

1. Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.

2. Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали (над головой и под подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра)

3. 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.

4. 2-й средний план. Фигура человека по колено.

5. Общий план. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остаётся небольшое пространство рамки.

В режиссёрских сценариях обычно употребляется деление на «крупный», «средний» и «общий». Но для монтажа сцены, для точного стилистического решения, для комфортности восприятия стыка кадров, это необходимо. В ходу у работников кино и ТВ есть ещё два вида крупности планов: микро и макро. Эти термины применяются для обозначения крупности при проведении спецсъёмок. Микро – это план, снятый через микроскоп, когда объект нельзя увидеть невооружённым глазом. Так снимают микроорганизмы, бактерии, инфузории и т.д. Макро – это как бы промежуточная крупность плана между деталью и микросъёмкой. Это плпн снятый через увеличительное стекло или с применением насадочных линз, позволяющих снять, например, глаза бабочки или «подкованную блоху».

Протагор, виднейший из софистов, сказал - «Человек – мера всех вещей!» Лев Кулешов выбрал эталоном крупности, единой мерой масштаба изображения объекта в кадреглавный объект искусства – человека. Поставьте человека в кадр рядом с локомотивом. Крупность плана сразу станет очевидной: общий план.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История появления ценных бумаг | Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.