Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Основные понятия: психолого-ориентированные теории социальной работы, психодинамическая модель социальной работы




И МОДЕЛИ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛЕКЦИЯ 15. ПСИХОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕОРИИ

 

Основные понятия: психолого-ориентированные теории социальной работы, психодинамическая модель социальной работы, экзистенциальная модель социальной работы, гуманистическая модель социальной работы, ролевая модель социальной работы, Я – концепция

 

1. Психологические основания теории и практики социальной работы

2. Типология психолого-ориентированных теорий и моделей практики социальной работы

3. Характеристика психолого-ориентированных теорий и моделей практики социальной работы

 

Основное содержание лекции

 

1. Психологические основания теории и практики социальной работы

 

Современная теория и практика социальной работы не может развиваться без учета психологических аспектов жизнедеятельности человека (на разных уровнях его социальной организации), его индивидуальности, личностных особенностей и проявлений. В этой связи психологические теории составляют базис теории и практики социальной работы. Однако роль тех или иных теорий, рожденных и развитых в психологической науке, по-разному включается в сферу теоретического осмысления социальной работы (а следовательно, и ее технологии).

В зарубежной научной литературе все большее распространение получает психосоциальная трактовка социальной работы, ориентированная преимущественно на концептуальное обоснование индивидуально-личностной психологической и социальной помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими различные виды социальной поддержки населения, по-прежнему актуальны. В этом есть определенный смысл и целесообразность прежде всего потому, что вполне очевидно взаимодействие таких форм социальной работы, как индивидуально-личностная и групповая помощь.

В российских моделях социальной работы велика доля психологического знания, разработанного отечественными психологическими школами. Наиболее отработанными, на наш взгляд, следует признать модели социальной работы, в основе которых лежит психологическая теория деятельности.

Основу психолого-ориентированного подхода составляет познание закономерностей и психологического развития и статуса человека в обществе. При этом выделяется несколько моделей его организации, на основе которых возникли такие виды социальной работы, как проблемно-ориентированная, функциональная, кризис-интервентная, эго-ориентированная и др.

Их особенности, в том числе и в целостном осознании, постижении человека, связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта». Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не соединяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также втом, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

В данном контексте можно говорить о том, что представляемый теоретический подход обусловливает и некоторую стратегию действий человека как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Еще одной весьма распространенной традицией в развитии психолого-ориентированных подходов к социальной работе является бихевиористский или бихевиорально-когнитивный подход. Он стал первым большим наступлением на психодинамические модели теории и практики социальной работы. В этой связи существенно изменились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов. Не случайно эту разновидность теоретического обоснования моделей помощи нуждающимся называют «психологией поведения».

Целостность видения человека здесь определяется в значительной мере осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской интеграции моделей социальной работы очень важен общий набор принципов, получивший название «социальное обучение».

Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. Иначе говоря, человек руководствуясь наблюдаемыми образцами поведения, моделирует и окружающий мир, и собственные действия. Основу социального обучения такого типа составляет процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность.

С другой стороны, человек как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, которые реализуют какую-либо модель оказания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с которым станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, стимyлы – реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками.

В последние три десятилетия в западной теоретической традиции сформировалась как относительно самостоятельная ветвь гуманистическая модель теории социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенциальной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, поддерживавшего традиции гештальттерапии.

Основные положения гуманистических моделей социальной работы исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность обеспечивается декларацией веры в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманистический подход к теоретическому оформлению знаний о социальной работе исходит из необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманитарных отношений, выбора, конструктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе, «Я – концепции», центральным звеном которой является понятие «самоценности». Постигая человека, гуманистические модели теории социальной работы видят в нем прежде всего именно его самоценность. На этой же основе выстраивается и стратегия действий человека уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

 

2. Типология психолого-ориентированных теорий и моделей практики социальной работы

 

К психолого-ориентированным теория социальной работы относят следующие:

- психодинамическую концепцию (модель) теории и практики социальной работы;

экзистенциальную модель теоретического обоснования социальной работы;

- гуманистическую модель концептуально-теоретического видения социальной работы;

- коммуникативную теорию концептуального видения социальной работы;

- ролевую модель теории и практики социальной работы;

- задаче-ориентированную модель теории и практики социальной работы;

- кризис-интервентную модель теории и практики социальной работы.

Следует отметить, что «масштабы» указанных моделей в отечественной теории и практике социальной работы различны. Так, опираясь на анализ научной и методической литературы, можно утверждать, что психодинамическая модель в отечественной социальной работе, в сравнении с масштабами ее использования в зарубежных теориях и технология социальной работы (особенно американской) играет значительно более скромную роль. В то время как на уровне целевых ориентиров социальной работы в России широкое распространение получила гуманистическая модель концептуально-теоретического видения социальной работы. Другие модели, перечисленные выше (а также сочетание их элементов), активно используются российскими специалистами, в особенности на микроуроне социальной работы.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

 

3. Характеристика психолого-ориентированных теорий и моделей

практики социальной работы

 

Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (case work): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.

Опираясь на анализ основных зарубежных исследований по использованию психодинамической теории в социальной практике, важно выделить основные тенденции связи психодинамической теории и отдельных технологий практики, представляющих собой своеобразную ее модель.

Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой более 50 лет назад профессионально разрабатывалась психодинамическая модель практики социальной работы. Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий теории социальной работы; психодинамическая теория выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы.

Одним из ее достоинств несомненно является интегративность, вообще свойственная теории социальной работы в целом как самостоятельной академической дисциплине.

Интегративность психодинамической модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента.

Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как: индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагностика ее и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

Глубокие и неблагоприятные социально-экономические и морально-психологические изменения в современном обществе обусловили потребность в целенаправленных, директивных методах оказания помощи клиентам, что привело к критике психодинамической модели практики социальной работы на данном этапе, но нельзя недооценивать ее классический характер и широкий диапазон применения. Она по-прежнему находится в действенном арсенале социальных работников.

«Живучесть» психодинамической модели во многом объясняется характером проникновения любой теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания. Ее жизнестойкость, по-видимому, объясняется также и тем, что психодинамическая теория – это целая совокупность разных идей, которые по мере развития отпочковывались от нее и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий, что в дальнейшем обусловило эффективность ее связей с другими отраслями социального знания. Эти вновь возникшие теории продолжали реализовываться именно через психодинамическую модель практики социальной работы, внося, естественно, в нее определенные изменения, не затрагивавшие ее сущности.

Экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные характеристики клиента, особенности его представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента.

В основу данной модели социальной работы, опирающейся на экзистенциальный и феноменологический подходы, положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус.

Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там.

Дальнейшее развитие экзистенциальная модель практики социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантным отношениям, а также с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы. Так, в частности, в 60-е годы социальные работники ряда стран пошли в общины, в районы проживания своих клиентов, и стали активизировать работу в «социальных сетях» клиента, анализируя причины возникающих у них конфликтов при общении с другими людьми.

Большое влияние на социального работника при выборе технологий и методик оказания помощи клиентам в данной модели практики имеет положение о том, что люди действуют в соответствии с определенными мотивами, обозначающими явления внешнего мира, которые удерживают в своей памяти. На основе этого создается в свою очередь некоторая символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, а также внешним миром в целом. Но для того чтобы эти взаимодействия возникали, человек должен иметь достаточно определенное для себя представление о внешнем мире, которое может возникнуть лишь на основе имеющихся у него представлений о себе.

Социальный работник учитывает эти личностные конструкции, имеющиеся у клиента, что помогает ему понять причины поведения, приведшего к личностному дискомфорту этого человека. Следует иметь в виду, что проблемы, с которыми клиент обратился, во многом детерминированы именно его прошлым опытом. Эффективность данной модели социальной работы наглядно проявляется при работе с этническими группами, вынужденными сменить место жительства, у представителей которых возникают конфликты в связи с тем, что их личностные реконструкции внешнего мира, основанные на их прошлом социальном опыте, вступают в противоречие с их новым социальным окружением.

По-видимому, эту модель можно эффективно использовать и при работе скатегориями социального риска, многие представители которых относятся к так называемым недооцененным группам. Важной в этом случае является работа по изменению смысла жизни клиента. Вопрос о смысле и ценности жизни, конечно, индивидуален, но он часто возникает в период, когда потребность человека в гарантии безопасности и сохранении его индивидуальной целостности вступает в противоречие с потребностью осуществления его притязаний и индивидуально-статусного развития.

В этом случае рекомендуется свободная (почти дружеская) манера общения с клиентом, комбинирование различных методик без акцентирования какой-то одной. Данная модель позволяет социальному работнику осуществлять гуманистическую интерпретацию представлений клиента в период кризиса, в состоянии отчаяния и страха.

Многие технологии и методики данной модели, используемые социальным работником, относятся также к моделям практики социальной работы, основанным на социально-психологических теориях. В частности, методика работы с социальными ожиданиями клиента относится к модели, разработанной на основе ролевой теории.

Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.

Это – одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «активного слушания», основными компонентами которой является эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.

Существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник через общение с ним, во-первых, должен донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим; что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначение в жизни.

Некоторые представители гуманистического подхода предлагают использовать медитацию, предполагающую познание себя и своих возможностей. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников. Они, в частности, должны искренне сочувствовать проблемам клиента. Одна из основных задач социального работника, обусловленная сущностью гуманистической модели, – изменение позиции клиента, для чего социальный работник при организации взаимоотношений с каждым клиентом как бы строит свою персональную модель – технологию своих действий.

Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике.

Итак, существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.

Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации.

Ведущая технология данной модели – технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений).

Ролевая теория. Она построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Ее основателем считается Якоб Леви Морено (1892-1974). Многие исследователи возникновение ролевой теории связывают с именем Якоба Леей Морено признание не только основание социометрии, через которую он пытался описывать межличностные отношения, но и групповой психиатрии в целом.

Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего понимании роли личности. Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждом отдельном случае человек действует согласно своей оценке возникающей ситуации. Но эти оценки могут вступать в противоречия с оценками данной ситуации другими людьми. Но как же в этом случае достигается кооперация в группе?

Дж. Mид (1863-1931) считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. может представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, что ждут от него другие участники. Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других, формировать Я-образ с приписываемой им точки зрения и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям.

По мнению Мида, способность рассматривать самого себя как объект – это одно из специфических человеческих качеств, человек начинает осознавать себя как особую «единицу» в процессе принятия ролей. Он относится к своему поведению как к поведению других людей или так, как другие люди относятся к его поведению.

Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Можно сказать, что социальная роль – это поведение, которое ожидается от человека другими людьми при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесь может возникнуть расхождение в понимании им и другими людьми того, что он «обязан и не обязан» делать в соответствии с этой ролью, а это в дальнейшем может привести к конфликтам.

Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой между социальными и межличностными ролями возникают противоречия. Например, социальная роль – «любящая мать», «преданный сын», «строгий отец», а межличностная – «равнодушная мать», «дерзкий сын», «отец, не пользующийся уважением». И не всегда люди сами могут разрешить эту противоречивую ситуацию, в которую попали. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними.

В этом случае помочь им должны специалисты – социальные работники, учитывающие степень развитости обыденного уровня сознания клиентов, характер познавательных форм, свойственных этому уровню сознания, а именно стереотипов.

В рамках использования ролевой модели практики социальной работы проявляются некоторые компоненты социологического знания. Но в основном логика обоснования целесообразности той или иной деятельности социального работника здесь базируется на психологическом знании. Прежде всего это выражается в том, как понимается роль личности, а она, чаще всего, трактуется преимущественно в психологическом или социально-психологическом планах.

Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Ролевую игру социальный работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптивности. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные, профессиональные и родитель­ские, обусловливают формирование личности и ее поведения.

В технологическом плане весьма значительными являются методы освоения известных образцов поведения, моделей общения людей, играющих различные и идентичные роли. Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией:

- перемена ролей;

- групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.);

- групповая поведенческая терапия – ее цель состоит в освоении новых ролей в группе и с помощью группы коррекция поведения клиента. Для этого используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам;

- арттерапия – ее цель сконцентрирована на раскрытии клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента;

- методика «запрограммированных ролей» и др.

Одной из методик, в основе которой лежит технология ролевой игры, является психодрама. Психодрама, как подчеркивает К. Руддестам, основываясь на естественной способности людей к игре, «создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами».

Выбор методик, адекватных решению проблемы, а также сочетание различных методик в процессе работы с клиентом во многом определяются, как мы отмечали, с одной стороны, спецификой проблемы, с которой пришел клиент, с другой – приоритетом той теории, на которую опирается в своей профессиональной деятельности специалист-практик.

Некоторые исследователи считают, что социальные работники должны выбирать определенную роль, обусловливающую тактику их взаимоотношений с клиентом в процессе общения. Например, социальный работник может выступать в роли посредника, друга либо наставника. Эти роли могут меняться на разных этапах общения социального работника с клиентом. В этой связи существенно важны установки и практика определенного стиля общения, коммуникаций людей в соответствии с их представлениями о социальной роли в жизни.

Ситуативно-ролевая игра может использоваться и в процессе подготовки специалистов в области социальной работы.

Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник - клиент».

Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим теоретикам и практикам относить такой подход к комплексно-ориентированным, связывая его с социально-психологической разновидностью комплексно-ориентированных теорий социальной работы.

Итак, в ролевой модели используется конструкции, имеющиеся у клиента по поводу его представления о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни.

Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента.

Подведем итоги сказанному на этой лекции.

Психолого-ориентированные моделисоциальной работы получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям.

Психолого-ориентированные модели социальной работы создают возможность средствами социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.