Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры восстановления исторических парков

От русского садово-паркового искусства XVI – XVII вв. до настоящего времени дошли лишь отдельные фрагменты в нескольких подмосковных усадьбах. К наиболее ранним памятникам этого вида искусства, сохранившимся целиком, относятся дворцово-парковые ансамбли С-Петербурга, созданные в первой половине XVIII в.: Летний сад, Верхний и Нижний парки Петродворца, Нижний сад в ансамбле Ораниенбаум, Старый сад в Царском Селе. Хотя часть этих ансамблей в последующие периоды и подверглась изменениям, основа их первоначального замысла не была полностью утрачена.

Восстановление дворцово-парковых ансамблей XVIII – XIX вв. проводится на основании научно обоснованных проектов, в соответствии с которыми некоторым ансамблям возвращается облик, близкий к тому, какой они имели в середине XVIII в.

Это дает возможность сохранить для истории единственные дошедшие до нас произведения садово-паркового искусства, относящиеся к периоду расцвета регулярных ансамблей России.

Приведем краткое описание проводимых в натуре работ по восстановлению исторических парков Ораниенбаума, Царского Села и Павловска.

Восстановление дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум.

Это единственный из пригородных ансамблей, не испытавший оккупации во время Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек и обстрелов, дворцы сохранили подлинное убранство интерьеров, тогда как во всех остальных ансамблях оно уцелело только частично.

Нижний сад дворцово-паркового ансамбля (площадь 4,8 га) был построен в первой четверти XVIII в. по проекту архитекторов И. Шеделя и Д. Фонтана.

В 1976 г. по проекту архитектора П.П, Ковалевского и паркостроителя К.Д. Агаповой Нижний сад был восстановлен. Основой проекта послужил чертеж Сент-Илера 1775 г. (рис. 15).

Необычайно нарядные кружевные партеры восстановлены в упрощенном виде: тонкий рисунок сделан не из строительных материалов, а их низко подстриженного кустарника (барбариса Тунберга), расположенного на фоне газона. Периметральная рабатка украшена фигурной стрижкой в виде шаров, выполненных из кизильника. Если центральная часть, на которой размещены партеры, до начала работ представляла открытое пространство, то по бокам, на месте исторических боскетов, росли большие деревья разных пород. Для восстановления облика сада первой четверти XVIII в. все деревья убраны. По периметру боскетов посажена липа крупнолистная, выросшая к 1980-м годам в плотные стены выше человеческого роста (рис. 12, 13, 14, 16, 17).

В этом регулярном ансамбле особенно ощущается композиционная связь дворца и сада, это как бы две части единого целого, и неразрывная связь дворца и сада с морем.

Восстановление только одного элемента ансамбля, т.е. сада, у которого нет четкого функционального назначения, ставит остро вопрос о необходимости скорейшей реставрации дворца.

Восстановление дворцово-паркового ансамбля Царское Село.

Ансамбль Царское Село включает Екатерининский, Александровский и Баболовский парки общей площадью 575 га.

Композиция парка построена на контрастном противопоставлении широкого, открытого пространства Большого озера и крупных полян по его северо-западному берегу камерным размерам Малых прудков и сопутствующим им небольшим открытым пространствам.

Характерной особенностью парка является его замкнутость: ни одна из парковых перспектив не выходит за пределы ансамбля. Этому способствует земляная насыпь вдоль юго-восточной границы (Трифонова горка) и высокий земляной пандус к Башне-руине.

По обилию всевозможных разностильных зданий и сооружений пейзажная часть Екатерининского парка выделяется из остальных петербуржских пригородных ансамблей и в этом отношении ближе к европейским пейзажным паркам.

Наиболее активно восстановительные работы проводятся в Екатерининском парке, состоящим из регулярной части – Старого сада и пейзажного парка площадью соответственно 30 и 70 га (рис. 4).

Автор проекта восстановления пейзажного парка – Н.Е. Туманова.

На основании проведенного анализа парк условно разделен на пять районов, композиционно отличающихся друг от друга: Большое озеро, Каскадные пруды, Кагульский обелиск, Малые прудки и Розовое поле. По проекту восстанавливаются характерные особенности каждого района, утраченные перспективы на отдельные здания и сооружения, приводится в соответствие с историческими данными соотношение хвойных и лиственных пород (рис. 9). В парке периода его расцвета было неизмеримо больше елей и сосен, придававших ему совершенно особый колорит. Во время войны больше всего пострадали хвойные породы.

В качестве примера раскрытия одной из утраченных перспектив можно привести работы, проведенные в районе Малых прудков, в результате которых открылась перспектива на Скрипучую (Китайскую) беседку (рис. 8). О наличии такой перспективы свидетельствует акварель художника конца XVIII в. М.М. Иванова (оригинал хранится в Государственном Русском музее). При изучении места в натуре были выявлены деревья, изображенные на акварели, и деревья, подлежащие сохранению. После того как все лишние деревья были вырублены и прилегающая территория расчищена от кустарников, в парке вновь появилась видовая точка на декоративный павильон Скрипучей беседки.

Восстановление дворцово-паркового ансамбля Павловск.

Павловск – один из самых прекрасных дворцово-парковых ансамблей в мире (площадь 600 га). Благодаря хорошо найденным соотношениям разных по масштабу и трактовке открытых пространств, чередованию их с лесными массивами, умело вписанными в пейзажами архитектурными сооружениями и скульптурой созданы живописные картины, передающие очарование северной скромной природы.

В строительстве ансамбля принимали участие многие архитекторы: Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси, Тома де Томон. В создании парка ведущая роль принадлежала трем авторам: архитекторам Ч. Камерону и В. Бренне и декоратору П. Гонзаго.

После Великой Отечественной войны в ансамбле развернулись восстановительные работы: приступили к реставрации дворца и павильонов, были починены или построены заново мосты и плотины, начались работы по приведению в порядок парка. Была проведена инвентаризация сохранившихся деревьев и на базе материалов аэрофотосъемки 1935 г. сделан сравнительный анализ с состоянием насаждений в предвоенный период. Проведенные исследования по каждому району парка явились основанием для проведения работ по восстановлению древесных насаждений.

Приведены в порядок и другие районы ансамбля: в Придворцовом районе восстановлен декоративной вид Тройной аллеи, Больших кругов и Вольерного участка.

В 1960-1962 гг. по проекту Е.А. Комаровой осуществлена реставрация Собственного садика, построенного Камероном, а в 1982 г. произведен его капитальный ремонт.

С 1964 г. ведется восстановление района Белой березы (рис. 28). В основу проекта положены планы 1825 и 1858 гг., использованы данные аэрофотосъемки 1935 г.

Район Белой березы – это крупномасштабная композиция (площадь 250 га), состоящая всего из двух полян (Большой и Северной) и лесного пояса.

В процессе работы над проектом выяснилась необходимость проведения предварительных вырубок.

Осуществление проекта в натуре делится на два этапа: вначале восстанавливается объемно-пространственная композиция, а затем первоначальный природный состав.

 

Исторически насаждения района состояли на 80% из хвойных (в основном из сосны), берез было 18% и 2% составляли дубы и рябины. Название же «Белая береза» произошло от оформления центральной площадки, метко названной О.А. Ивановой «хороводом берез» (рис. 29).

В основном восстанавливается композиция, построенная Гонзаго. Однако вернуться к ней во всех без исключения деталей практически невозможно, так как приходится считаться с большими красивыми деревьями (рис. 30, 31).

Для создания крупномасштабной композиции полян Гонзаго использовал различные приемы размещения массивов, групп и солитеров по отношениям к видовым точкам.

К основным приемам относятся: расположение групп по сторонам открытого пространства подобно боковым кулисам на сцене, чем достигается впечатление очень глубоких перспектив; расположение компактной группы или солитера на открытом пространстве между боковыми кулисами, что сосредоточивает внимание именно на них, а боковые кулисы и задний план приобретают подчиненное значение.

 

В 1970 г. была закончена реставрация Павловского дворца – первого и пока единственного целиком восстановленного из всех больших пригородных дворцов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод архитектурно-пейзажного анализа Л.М. Тверского | Практическое занятие по старению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.