Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления в психологии ХХ века




В конце XIX в. в США возникло новое научное направление в психологии – бихевиоризм (поведение, наука о поведении). Возникновение этого направления связано с именами Э. Торндайка и Д. Уотсона. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание, а поведение. Ввиду того, что традиционно психическое отождествлялось с сознанием, бихевиоризм стали назы­вать «психологией без психики».

Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации – это стимулы; ответные движения – реакции. Предложенная Уотсоном схема означает, что каждой ситуации (или стимулу) соответствует определенное поведение (или реакция): Стимул – Мотив – Реакция.

Все поведение человека бихевиористы рассматривают как ре­зультат обучения, с помощью которого можно всего достичь. В этой связи основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека. Бихевиоризм упростил природу человека, поставил его на одну ступень с животными. В нем качественно не­различимы простейшие формы поведения и высшие духовные спо­собности человека. Хотя бихевиоризм и оказался неспособным объяснить поведение человека во всей его полноте, главная его заслуга состоит в том, что он внес вклад в его изучение и разработку проблемы научения.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. возникло новое научное направление, получившее название психоанализа, который был создан и разработан австрийским врачом и психотерапевтом З.Фрейдом. Это направление называют также его именем – фрейдизмом.

Ядро психоанализа составило учение о бессознательном. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами -– влечениями, инстинктами, подавленными желаниями, вытесненными в область подсознательного. Эти желания продолжают, по мнению З. Фрейда, действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на мотивы деятельности человека..Психоанализ дал свое истолкование важнейшей сфере челове­ческой жизни – сексуальной, которая, по мнению З. Фрейда, побуждает людей действовать. Именно благодаря энергии либидо происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вьзванными под давлением этих влечений в детстве. Кроме того он выделил энергию мортидо или стремление к разрушению.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. И хотя с момента объявления своей научной программы и до сего дня он подвергается серьезной критике, благодаря З. Фрейду было введено немало понятий, вошедших в современную психологию, побудивших к изучению многих проявлений психики. Завершающим этапом развития психоанализа стало превраще­ние его в философскую доктрину, где основные понятия и теорети­ческие конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на все сферы человеческой культуры.

В середине 60-х годов в США оформилась новая научная школа – когнитивная психология. Видным ее представителем являлся У. Найссер. Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы – ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации.

Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, переработка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако предлагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от реальной жизни человека. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и мура­вей.

Гештальтпсихология. Немецкое слово «гештальт» означаетформу, организацию или конфигурацию. Гештальтизм, или психология формы, – течение, возникшее в Германии в начале XX века. Видными ее представителями являются М. Вертгеймер, В. Келлер,

К. Коффка, К. Левин. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окружающая нас реальная среда, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных элементов, а как целостные структуры, в принципе не выводимые из образующих гештальт-компонентов и не сводимые к ним.

В исследовании восприятия гештальтпсихологами был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т. п. Исследования мышления выявили феномен "инсайга" как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры, ситуации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, а также в оригинальных исследовательских методиках, в утверждении системного подхода в изучении психических явлений.

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. Она представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями этого направления выступают Г. Олпорт, А. Маслоу.Г. Мерфи, К. Роджерс.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, что делает его способным управлять ими. Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и воспитания, в рамках которых необходимо создать педагогические условия, благоприятные для развития и саморазвития личности. Возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких, как самоуважение и самореализация.

Гуманистическая психология представляет собой одно из наиболее перспективных направлений современной науки о человеке. Основные её положения легли в основу многих преобразований в современной системе образования.

Завершая краткий исторический обзор развития психологии как науки, приведем основные её направления и соответствующий им предмет психологии:

Направление психологии Предмет исследования

Психология сознания Сознание  
Бихевиоризм Поведение
Фрейдизм Бессознательное
Гештальтпсихология Целостные структуры психики
Гуманистическая психология Личность. Индивидуальность
Когнитивная психология Познавательные процессы

История мировой психологии насыщена, кроме названных, другими концепциями, также сыгравшими существенную роль в ее становлениии и развитии (ассоциативная психология, глубинная психология, экзистенциальная психология и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.