Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации работы учащихся на уроке

Структура комбинированного урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление нового материала.

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

 

Наиболее полно формы организации учебной деятельности учащихся представлены в работах И.М.Чередова, Х.И.Лийметса, В.К.Дьяченко В.В.Котова, И.Э.Унт, М.Н.Скаткина и др.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа и т.д.

От учителя требуется большое умение найти работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока, умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. Эта форма организации учебной работы учащихся является наиболее распространенной в работе современной школы.

Она имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе наделена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы часто проявляются тенденции к невелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.

Индивидуальная форма организации работы учащихся. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе; вторая предполагает учебно-познавательную деятелъность учащихся над выполнением специфических заданий.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу

Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях.

Коллективная форма работы учащихся на уроке применяется, когда необходим общеколлективный поиск: при проблемном обучении; при анализе художественного произведения; в ходе дидактической игры и т.д.

Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов определяется учителем в зависимости от цели и задач урока, специфики содержания, его объёма и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, от стиля отношений учителя и учащихся, учащихся между собой.

 

Ю.Л.Львова предлагает алгоритм непосредственной подготовки учителя к уроку:

1. Вчитайся в раздел программы, который надлежит изучить на данном уроке.

2. Изучи материал этого раздела, вопроса, темы.

3. Сформулируй замысел урока, ответив на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате его.

4. Представь коллектив класса, мысленно нарисуй конкретных учеников, постарайся наметить их путь к поставленной цели.

5. Выбери самые результативные для данного материала и для данных учащихся методы, формы и средства обучения.

6. Продумай структуру урока и зафиксируй всё найденное в плане-конспекте.

7. Подготовь наглядные пособия, не забудь настроить, подготовить и проверить исправность ТСО.

8. Проверь про себя или вслух узловые элементы плана.

9. Спроси себя:

- Ты готов к уроку?

- Готов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2.9. Формы организации учебного процесса | Введення
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.