Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические методы




Методологическая основа отечественной методики.

Методы исследования в науке составляют важнейший элемент её мето­дологии. В современную эпоху вопросы методологии науки приобретают всё большее значение. Разрабатывается как общая (философская) методология научного познания, так и специальная методология каждой науки.

В качестве нового средства реализации законов диалектики выступает системно-структурный подход. Понятие структуры как выражение функцио­нального единства элементов, их взаимосвязей и целостности делает возмож­ным использование в общественных науках математических и кибернетических методов.

4. Методы исследования, используемые в методике как науке.

Методы исследования представляют собой научно разработанные спо­собы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте, они выступают как своего рода правила действия в познании.

Методы исследования подразделяются на теоретические и опытные в зависимости от того, каким путём приобретаются знания в процессе обучения: непосредственно или опосредованно.

К теоретическим методам в методике обучения ИЯ относят анализ и син­тез, построение гипотез, моделирование; к опытным - эксперимент, опытную работу, наблюдение. Перечисленные методы являются основными (или общи­ми); имеются ещё вспомогательные (или частные) методы (последние иногда именуются методиками),

К вспомогательным методам относятся анкетирование, тестирование (или метод срезов), хронометраж, метод интервью и метод компетентных су­дей, а также наблюдение.

К методам исследования относятся также ретроспективное изучение опыта отечественных и зарубежных школ, обобщение современного положи­тельного опыта преподавания, пробное обучение и анализ литературных ис­точников.

Методы используются в исследованиях не изолированно, а в сочетании друг с другом. Это обусловлено общей методологией наук, особенностями крайне сложного в методике обучения И Я объекта исследования, наличием 7 различных источников получения знаний.

1) Анализ и синтез как методы исследования обычно сочетаются с изу­чением литературных источников, т.е. с работой над теми материалами, кото­рые уже имеются в науке по разрабатываемой исследователем теме. Подвер­гаться анализу и синтезу может также и эмпирический материал (методические концепции, факты опыта, ошибки учащихся и т.д.)

Анализ и синтез в исследовании должны носить творческий характер, их результатом должно явиться новое знание. Вместе с тем обзор литературных источников позволяет не тратить силы на "открытия", которые уже давно сде­ланы в методике.

Планирование исследованиятесно связано с разработкой его гипотезы. Гипотезой в науке называют такое предположение, которое, с одной стороны, содержит новые, ещё не проведённые наукой утверждения, но основанные на прочной научной базе, а с другой поддаются проверке с помощью уже извест­ных или новых методов исследования. Как правило, проверка гипотезы произ­водится с помощью эксперимента или опытной работы.

Гипотеза может быть также разработана в виде модели определённого процесса или явления. Модель представляет собой такое точное и корректное описание строения и закономерностей функционирования объекта, которое допускает его формацию.

Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда мы имеем дело с целостным объектом и есть возможность создать структурно-функциональную модель исследуемого процесса.

Моделирование находит своё выражение в программном обучении. Про­граммирование как метод исследования сочетает в себе элементы теоретиче­ских и опытных методов. То же самое можно сказать и об эксперименте - од­ном из основных способов проверки гипотез.

Эксперимент есть средство материализации гипотезы. В эксперименте всё осуществляется не умозрительно, а чувственно, предметно. В этом дока­зательная сила эксперимента.

Опытная работа во многом сходна с экспериментом, она служит для про­верки гипотезы. В ходе опытной работы учителя ведут преподавание по научно разработанному плану; результаты обучения контролируются, подвергаются качественному и количественному анализу. Опытная работа обычно служит для того, чтобы проверить, насколько разработанная методика доступна для массовой школы, какие результаты она может дать, если ею пользуются учи­теля, работающие в разных условиях.

Пробное обучение - исследование, построенное с целью осуществления научного поиска. В этом случае подвергается испытанию рабочая гипотеза. Учитель предпринимает поиск, благодаря которому подтверждается или опровергается выдвинутое или первично обоснованное предположение, направ­ленное на усовершенствование фрагмента процесса обучения ИЯ.

Изучение и обобщение положительного опыта преподавания передовых учителей - весьма важный метод исследования. Он позволяет выявить приё­мы и методические решения, использование которых приводит к значительно­му повышению эффективности учебного процесса.

Наблюдение нельзя смешивать с обобщением опыта. Наблюдение все­гда связано с анализом, с выделением тех или иных сторон сложного явления. Необходимо составлять программу наблюдений. Непосредственное наблюде­ние дополняется изучением школьной документации, планов, конспектов уро­ков, отчётов, докладов, дневников учителей и учащихся. Существенное значе­ние имеют беседы с учителями и учащимися, выяснение их отношения к тем или иным методам и формам преподавания.

Метод интервью состоит в том, что с каждым представителем той или иной группы людей, мнение которых изучается, проводится беседа по заранее разработанному плану. Ответы интервьюированного фиксируются. Затем про­водится их сравнение и анализ.

Более обширный и статистически значимый материал может быть полу­чен с помощью анкетирования, однако составление анкет требует специальной подготовки, а их размножение, сбор и отработка результатов - большого труда и специальных усилий.

Тестирование как вспомогательный метод исследования приобрёл в по­следнее время большую популярность. С помощью тестов в короткие сроки оказывается возможным проконтролировать знания и речевые умения большо­го количества учащихся. Стандартная форма заданий обеспечивает оператив­ность тестирования и лёгкость подсчёта результатов.

Хронометрирование используется в тех случаях, когда необходимо доку­ментально зарегистрировать течение всего учебного процесса или определён­ной его части на практических занятиях. В методическом исследовании это за­пись на магнитофонную (видео) плёнку хода учебного процесса, благодаря ко­торому могут измеряться различные параметры деятельности учителя и уча­щихся,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.