Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналогия. Мыслительные операции на эмпирическом уровне исследования

Индукция.

Абстрагирование.

Мыслительные операции на эмпирическом уровне исследования

1. Абстрагирование – (от лат. abstractio – отвлечение) формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т.е. путем использования лишь части из множества соответствующих данных об объекте и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных.

В процессе абстрагирования мы отвлекаемся от некоторых свойств объекта. Выделенные свойства объекта мыслятся обособленно не только от других свойств этого объекта, но и от их носителя. В этом проявляется своеобразный, «коварный» характер абстракций.

Например, создавая такие абстрактные объекты, как геометрические фигуры (треугольники, квадраты, ромбы, параллелепипеды), мы отвлекаемся от материала, веса объектов и занимаемся только их формой и размерами. Кроме этого мы дополняем эмпирические свойства теоретическими, например свойствами непрерывности, неограниченной протяженности, параллельности.

При построении абстракции всегда нужно помнить о том, что область применения абстракции ограничена. Это обстоятельство получило название интервал абстракции. Интервал абстракций содержит информацию о свойствах возможных моделей этой абстракции. Отношение между абстракцией и опытом определяется не только характером моделей абстракции, но и метрической организацией опыта, поставляющего эти модели. Любая абстракция зависит от области ее применения и способа ее конструирования.

Абстракции, применяемые к непосредственно чувственным данным, называются абстракциями первого порядка или реальными абстракциями. Абстрагирование по отношению к абстракциям первого порядка ведет к образованию абстракций второго порядка и т.д. Абстракции второго и более высокого порядка называются идеализациями.

Серьезной методологической проблемой является замена абстракций более высокого порядка реальными абстракциями.

2. Индукция – (от лат. induction – наведение) способ рассуждения, когда мы переходим от единичных утверждений к общему положению.

В философской литературе индукция была исследована еще в работах Ф. Бэкона и Милля.

Исторически первой схемой индукции является перечислительная индукция (популярная). Она устанавливается, когда в частных случаях усматривается какая-либо регулярность. Установление регулярности служит основанием для построения индуктивной гипотезы.

Различают полную и неполную индукции. Индуктивные гипотезы всегда носят статистический, вероятностный характер, и не могут быть абсолютно надежно обоснованы.

Индукция через элиминацию. Идея индукции через элиминацию принадлежала Ф. Бэкону, он считал ее более предпочтительной, чем индукцию через перечисление, так как она вскрывает причинно-следственные связи явлений. Развил эту идею Милль уже в 19 веке. Основное правило этого метода гласит: «Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором это явление не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, встречающемся лишь в первом случае, то это обстоятельства есть причина или необходимая часть причины явления». Кроме этого, Милль сформулировал метод остатков, метод сопутствующих изменений и объединенный метод сходства и различия для индукции. Индукция через элиминацию, как и перечислительная индукция дают вероятностное знание.

Индукция как обратная дедукция. Этот метод разработан Ст. Джевонсом и В. Уэвеллом в конце 19 века. Лишь то индуктивное восхождение мысли от частного к общему является логически правильным, которое в обратном направлении является строго логическим, дедуктивным. Понимание индукции как обратной дедукции позволило применять индукцию не только на эмпирическом уровне исследования. Но большой проблемой в использовании индукции как обратной дедукции является то обстоятельство, что становится возможным бесконечное число правильных индуктивных восхождений от одних и тех же фактов. Поэтому возникает сложная методологическая проблема выбора одной гипотезы из множества предложенных. Джевонс предложил считать количество фактов и наблюдений, дедуктивно выводимых из гипотезы, критерием их объясняющей силы.

 

Уже к середине 19 века стало ясно, что эксперименты, наблюдения, сколь бы многочисленными они ни были, принципиально не способны доказать истинность научных законов и теорий, которые имеют характер универсальных, всеобщих утверждений. Научное знание – принципиально гипотетично.

3. Аналогия – умозаключение, индуктивный вывод о принадлежности определенных признаков объекту на основе сходства данного объекта с другим объектом.

По характеру соотносимых объектов различают а) аналогию свойств предметов и б) аналогию отношений. Аналогия свойств предметов связана с переносом свойств с одного предмета на другой. Аналогия отношений предполагает, что сравниваются не свойства, а отношения между предметами. Переносимым признаком является качество или свойство отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль приборов в эксперименте | Проблемы эмпирического исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.