Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к уроку

Урок — основной компонент

Организация деятельности учащихся на уроке.

Подготовка преподавателя и учащихся к уроку.

Современные тенденции развития уроков и пути повышения их эффективности. Нестандартные уроки.

Характеристика типов уроков.

Типы и структуры уроков.

Урок — основной компонент классно-урочной системы обучения. Требования, предъявляемые к уроку.

Урок — основная Форма организации обучения

ЛЕКЦИЯ 22

 

 

 

классно-урочной системы обучения.

 

Формы организации обучения в различных типах учебных заведений также различны: в школах и училищах — уроки, в техникумах и вузах — лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия.

Лекция будет посвящена уроку — как ключевому компоненту классно-урочной системы обучения, рассмотренной на прошлом занятии, является урок.

Урок является формой обучения в средних школах, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах. Поскольку значительную часть учебного времени учащие­ся проводят на уроке, он счита­ется основной формой организации теоретического обучения.

Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Урок — это форма организации целенап­равленного взаимодействия (деятельности и общения) определен­ного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивиду­ального решения задач обучения, воспитания и развития.

Итак, урок является коллективной формой организации обучения, которой присущ:

постоянный состав учащихся,

— определенные временные рамки занятий (45 мин),

— твердо установленное расписа­ние,

— организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Сущ­ность и назначение урока — состоит во взаимодействии педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и об­щения.

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество образовательной подготовки. Поэтому основ­ные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляют­ся на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обуче­ния данного состава учащихся.

Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое за­висит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, зако­номерностями и принципами учебного процесса.

 

Среди общих требований, которым должен отвечать каче­ственный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо­мерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-вос­питательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, лич­ным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, уме­ний, навыков, рациональных приемов мышления и деятель­ности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образова­тельным) требованиям относятся:

* четкое определение образовательных задач каждого урока;

*рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

* внедрение новейших технологий познавательной деятель­ности;

* рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

* творческий подход к формированию структуры урока;

* сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

* обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

* научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

* определение воспитательных возможностей учебного ма­териала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

* постановку только тех воспитательных задач, которые ор­ганически вытекают из целей и содержания учебной работы;

* воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоя­тельности, работоспособности, внимательности, честности, кол­лективизма и др.;

* внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюде­ние требований педагогического такта, сотрудничество с уча­щимися и заинтересованность в их успехах.

К Развивающим тре­бованиям относятся:

* формирование и развитие у учащихся положительных мо­тивов учебно-познавательной деятельности, интересов, твор­ческой инициативы и активности;

* изучение и учет уровня развития и психологических осо­бенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего раз­вития»;

* проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

* прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоцио­нальном, социальном развитии учащихся и оперативная пере­стройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Организационные требования к уроку:

* наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.

* организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и четкость, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).

* подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие:

— психологические,

— управленческие,

— требования оптимального общения учителя с учащимися,

— тре­бования сотрудничества,

— санитарно-гигиенические,

— этические и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физический вакуум | Пример конкретизации целей урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.