Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задавание урока на дом

Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

Этот этап урока связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений.

При организации упражнений учителю следует соблюдать два положения:

— во-первых, нельзя переходить на уроке к упражнениям, если учащиеся не усвоили теоретический материал, ко­торый им нужно применять на практике;

— во-вторых, по­скольку применение знаний на практике вызывает у уча­щихся затруднения, следует особое внимание обращать на осмысление ими способов выполнения практических упражнений.

Очень важно, чтобы тренировочные упражнения, носи­ли творческий характер, побуждали учащихся к размышлениям, к применению знаний в видоизмененных условиях.

Этот этап урока может завершаться небольшой про­верочной работой, показывающей, как учащиеся усвоили новый материал.

 

Как бы ни хорошо была поставлена работа по изучению нового учебного материала на уроке, все же она является формой кон­центрированного усвоения знаний.

Для прочного же и глубокого овладения изучаемым материалом сущест­венное значение имеет рассредоточенная во времени ра­бота по его осмыслению и запоминанию. Вот почему на каждом уроке, как правило, учителя дают учащимся до­машние задания. Обычно эти задания включают в себя:

— изучение текста учебника, в котором излагается новый материал,

— различного рода письменные и прак­тические упражнения, связанные с решением задач и примеров, ответами на вопросы, написанием сочинений и т. д.

Какие же дидак­тические требования предъявляются к задаванию урока на дом?

Первое требование состоит в том, чтобы учитель в процессе работы по изучению нового материала обра­щал внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания.

Второе требование заключается в том, чтобы домаш­нее задание не сводилось лишь к репродуктивной (вос­производящей) деятельности учащихся, а включало в се­бя элементы творческой работы. Например, при изучении урока по учебнику можно предложить учащимся допол­нить изучаемый материал своими примерами, провести наблюдение или собрать фактический материал по от­дельным вопросам. Задаваемые на дом письменные зада­ния по языку, а также задачи и примеры по математике, физике и химии должны быть видоизмененными вариан­тами тех, которые выполнялись или решались на уроке.

В этой связи возникает вопрос о дифференциации до­машних заданий. Некоторые учителя, наряду с общим заданием для всего класса, отдельно дают более услож­ненные задания для учащихся, проявляющих повышен­ные способности в овладении знаниями по их предмету. Другие дают трехступенчатое до­машнее задание, причем за выполнение первого задания учащийся может получить только «3», за выполнение двух заданий — «4». а за выполнение трех заданий—«5». Такое задание существенно увеличивает объем трениро­вочных упражнений и позволяет учитывать индивидуаль­ные особенности учащихся.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности:

— это уроки сообщения и изучения новых знаний, закрепления изученного материала, формирования умений и навыков, применения знаний и умений, повторения, систематизации и обобщения изученного материала, проверки и оценки знаний.

 

Нетрудно заметить, что все названные типы уроков представляют собой “укороченный” комбинированный урок.

 

Структура выделенных типов уроков обычно состоит из трех частей:

1. Организация работы (1 — 3 мин.)

2. Главная часть (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35 — 40 мин.).

3. Подведение итогов и задания на дом (2 — 3 мин.)

 

2. Уроки сообщения и изучения новых знаний. Уроки-лекции.

 

Еще эти уроки называют уроками предъявления и усвоения учебного материала. Са­мо их название говорит о том, что они посвящаются глав­ным образом работе над новым материалом.

Урок изучения новых знаний — такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

 

Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, гимназиях, лицеях, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рас­сказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонст­рацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включаю­щие в себя элементы беседы.

Методы, используемые на таком уроке — лекции, беседы, рассказы, иллюстрации, демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы работы под руководством преподавателя и методы самостоятельной работы.

На таких уроках учитель в зависимости от их содержания, дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе:

— в одних случаях сам излагает учебный материал,

— в других — проводит самостоятельную работу,

— в третьих — комбинирует и то и другое.

По сравнению с комбини­рованными структура этих уроков выглядит проще.

Структура урока сообщения новых знаний:

1) организация уча­щихся к занятиям;

2) краткий опрос учащихся (фрон­тальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ра­нее изученным;

3) постановка темы и определение основ­ных целей занятий, а также сообщение плана нового материала;

4) изложение новой темы;

5) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов — обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний;

6) задавание урока на дом.

Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничи­вается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся.

Большое значение имеет применение на этих уроках приемов активизации позна­вательной деятельности учащихся:

— умение учителя придавать изложению нового материала про­блемный характер,

— насыщение лекции яркими фактами и примерами,

— включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры,

— применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Таким образом, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала | Уроки закрепления изучаемого материала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.