Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка преподавателя и учащихся к уроку

 

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к уроку.

Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

 

Виды подготовки

В подготовке преподавателя к занятиям различают несколько ее видов:

— подготовка к учебному году,

— подготовка к разделу или теме программы,

— подготовка к уроку.

Подготовка также бывает — предварительная и — непосредственная.

Предварительная подготовка состоит:

— в изучении преподавателем специальной и методической литературы,

— в детальном ознакомлении с требованиями учебной программы и объяснительной запиской,

— в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании.

Перед началом учебного года преподаватель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом и расписания учебных занятий.

Размеченная таким образом программа служит календарным планом работы преподавателя по предмету и контролирует прохождение программы, не допуская излишней поспешности и отставания.

Перед изучением раздела или темы программы преподаватель планирует систему уроков, которая будет обеспечивать строго логическое изучение материала, правильное развитие процесса обучения на основе дидактических принципов. При тематическом планировании определяются общие задачи и примерное содержание отдельных уроков, методика их проведения.

Таким образом, предварительная подготовка включает в себя подготовку к началу учебного года и подготовку к изучению раздела или темы программы.

Непосредственная подготовка преподавателя к уроку — заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку — это продумывание и составление плана, отбор пособий и оборудования.

На этом этапе подготовки создается план урока. План урока составляется в произвольной форме, но обязательными должны быть следующие элементы:

— дата урока и его номер по тематическому плану,

— название темы урока,

— основные и дополнительные цели урока,

— структура урока, т.е. определение этапов урока с примерным распределением времени урока по этапам,

— краткое содержание урока,

— методы и приемы работы преподавателя и учащихся в каждой части урока,

— учебное оборудование и домашнее задание.

 

Этапы подготовки.

 

В подготовке преподавателя к уроку выделяются три этапа:

— диагностика,

— прогнозирование,

— проектирование (планирование).

При этом предполагается, что преподаватель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого предмета.

Все этапы подготовки сводятся к приспособлению учебной информации к возможностям класса (группы), оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Первый этап — диагностика — заключается в определении всех обстоятельств проведения урока:

— возможностей учащихся,

— мотивов их деятельности и поведения.

— запросов и наклонностей,

— интересов и способностей,

— требуемого уровня обученности,

— характера учебного материала, его особенностей и практической значимости,

— структуры урока,

— анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение информации, закрепление, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений.

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие факторов, определяющих эффективность занятия. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Этап прогнозирования — направлен на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Современная технология прогнозирования позволяет выводит количественный показатель эффективности урока следующим образом.

Объем знаний (умений) формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь, определяемая по специальной методике, вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет преподавателя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную форму организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) — это завершающий этап подготовки урока, и заканчивается он созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления — это краткий и произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные моменты управления процессом:

— кого и когда спросить,

— где вводить проблему,

— как перейти к следующему этапу занятия,

— по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений.

Программа управления отличается от традиционного плана урока четким конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики — еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки преподавателя, но и от подготовки учащихся.

Подготовка учащихся к предстоящим урокам предполагает:

— ознакомление их с планом изучения программного материала на предстоящих уроках, т.е. ознакомление их с перспективным (тематическим) планированием,

— рекомендации научно-популярной и другой литературы для предварительного ознакомления с некоторыми вопросами, которые будут изучаться,

— выполнение домашних заданий, рассчитанных на преемственность перехода от ранее изученного материала к новому,

— проведение предварительных опытов и наблюдений (расширение воды при замерзании и т. д.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Урок — выставка | Золотой (золотомонетный) стандарт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.