Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Тема. Психология толпы, психология слухов

Основная

План

Тема. Психология толпы, психология слухов

Лекция 24.

Цель: сформировать представление о психологии толпы и психологии слухов

 

1. История вопроса: классические и современные исследования

2. Основные признаки, виды и структурные характеристики толпы

3. Психология слухов

4. Психология паники

 

Литература

1. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005.

1. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА –М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000.

2. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998.

3. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

 

1. История вопроса: классические и современные исследования

Классические теории толпы: Развитие психологии «толп» или «масс» в определенном смысле связано как с историческим развитием и функционированием общества в целом, так и с теорией и практикой политической деятельности и государственного управления, в частности. Психология толпы получает свое оформление в Европе, во Франции, в конце XIX — начале XX вв.

Г. Лебон (1903, 1910) был первым, кто начал изучать эту проблематику. Именно он обратил внимание правящих политических элит ту опасность и угрозу, которую представлял рост массовых явлений по отношению к стабильности общества и развитию цивилизации в целом, и рассмотрел феномен толпы как существенный элемент социального поведения в социальной динамике общества.

Основной постулат его описательной теории толпы, которая и сегодня стоит выше банальных рассуждений здравого смысла, состоит в том, что существует кардинальное различие между психикой индивида, находящегося в спокойном, сознательном состоянии, и его психическим состоянием в толпе, спонтанным, не полностью осознаваемым, импульсивным и часто агрессивным. Возбужденность и эмоциональная «разгоряченность», возникающие в толпе, ощущение слитности и единения с ней в общем настроении или «духе» стирают личностные различия, нивелируют социальный статус индивидов, притупляют их интеллектуальные способности. И люди «сбившись в кучу», в массовом порядке начинают прибегать к таким формам поведения, которое иногда имеет героический оттенок, но намного чаще анархический и деструктивный.

Для объяснения различий между сознательным и бессознательным (подсознательным) состоянием психики, коллективная природа которого проявляется в толпе, Лебон привлек теорию гипноза, повальное увлечение которым в тот период было сильно распространено как среди ученых, так и у образованной публики в целом. Гипноз помогал объяснить две вещи: во-первых, состояние внушаемости (суггестии) и восприимчивости индивидов, находящихся в толпе; во-вторых, психологический механизм (или способ, путь), при помощи которого лидер удерживает контроль над толпой. По мнению Лебона (1896), лидер часто начинает участвовать в толпе как рядовой участник. Затем он сам попадает в состояние гипноза под воздействием проповедуемых им же идей, которые толпа возвращает ему в ответ на его призывы и лозунги.

Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом (1901, 1910), теория которого имеет достаточно общий характер и может применяться для анализа всех форм социального поведения. Главной темой его исследовательского интереса становятся искусственно создаваемые или организованные толпы, в последующем называемые массами, или массовыми движениями. Массы, т. е. организованные виды толп, становятся движущей силой эволюции общества. В модели Тарда толпа должна обладать способностью к творчеству, т. е. качеством, которое отсутствовало в объяснительной системе Лебона. Решение, предложенное Тардом, заранее наделяет массы людей (человечество) способностью к прогрессу во главе с лидером, провоцирующим их движение. Благодаря аналогии с внушаемостью возможна, образно говоря, имитация поведения, которая обеспечивает одновременное когнитивное и аффективное единообразие массы людей, поскольку они подчиняются лидеру.

В определенной мере Тард стал предвестником теорий массовой коммуникации. Он описал тип массовой, долговременной и подражательной суггестии, сравнивая журналиста с гипнотизером, которого мы сегодня назвали бы лидером общественного, мнения. Следовательно, он предвосхитил наступление эпохи, в которой главное место в общественной жизни с триумфом займут средства массовой коммуникации и толпы, трансформированные в публику, сидящую дома у телевизоров и «поглощающую» «нужную» информацию.

Признавая оригинальность и пророческую природу работ Лебона и Тарда, следует отметить, что только с появлением теории групповой психологии 3. Фрейда (1921) их гипотезы превратились в положения всеохватывающей теоретической системы. Основной вопрос, решению которого посвятил себя Фрейд в своей психоаналитической теории, это история происхождения таких фундаментальных социальных, институтов общества, как семья и церковь (религия), которые он, как и его предшественники, рассматривали как прототип всех коллективных образований.

Фрейд не принял идею Лебона о коллективном бессознательном как объяснительном принципе изменений, происходящих в психике индивидов, находящихся в толпе. Для него проявление бессознательного в коллективных действиях толпы возникает не из группового заражения и гипноза, а как следствие освобождения (релаксации) индивида от своего подавления. Толпа является лишь условием, способствующим этому процессу. Поведение индивида в толпе — это регрессия к примитивному «стадному состоянию», дающему индивиду чувство релаксации.

Вопрос о природе механизмов, которые объясняют формирование толпы и формирующую роль лидера, Фрейд решает с помощью концепций либидо и идентификации. Концепция либидо описывает как бы двойную реальность существования толпы — нарцисстическое либидо обеспечивает любовь индивида к себе, которая неизбежно присуща и лидеру, а эротическое — социальное место своего проявления, саму толпу. Концепция идентификации является раз­витием теории имитации Тарда и объясняет изменение психики и поведения людей посредством интериоризации внешней власти, социальных идеалов и соответствующих моделей поведения. Как отметил сам Фрейд, давая общую оценку своей теории: «Наш вклад в объяснение либидоинальной структуры групп возвращает нас опять к разграничению между эго и идеалом и к двойной связи, которая оказывается возможной, — идентификации и помещению объекта вместо этого идеала».

Современные теории. Классические теории психологии толпы дали толчок развитию других направлений исследовательской мысли. Но в целом все эти теории по своей природе продолжают оставаться, скорее, на описательном уровне и имеют предположительный характер. Как отметил С. Московичи (1996), явление, которое они анализируют, все еще остается не раскрытым и, следовательно, обладает абсолютной исторической новизной.

Наиболее значимые и влиятельные тенденции в этом плане были выражены в работе Рейха «Массовая психология фашизма» (1933) и разработках франкфуртской школы, отразившихся в социальных движениях 60-х гг. Другая научная традиция, основанная на эмпиричеcкой и экспериментальной психологии и сформировавшаяся за период второй мировой войны, внесла важный вклад в понимание конкретных аспектов массовых явлений. Многократно были изучены, сфотографированы, измерены, оценены и проанализированы размер, форма, движении циркулирование информации и распространение слухов, а также другие параметры феномена толпы. Экспериментальные работы привели к формулировке частных гипотез, таких, как «кристаллизация толпы» для описания ее перво­начального формирования (Канетти, Мильгрэм). Есть теории, считающие групповые образования типа толпы отклоняющимися и патологическими явлениями. Теория возникающих норм, развитая в русле групповой динамики (Тернер, Кил лиан), предлагает модель, которая исключает гомогенность поведения толпы как простую иллюзию наблюдателя. Согласно этой теории, небольшое количество активных участников навязывают основной массе ту модель действия, с которой она конформно соглашается и которая не воспринимается как доминантная норма поведения.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в социальной психологии существует два отдельных направления исследований в области психологии толпы — классическая объяснительная теория, научный статус которой до сих пор не определен, и корпус исследований, основанный на более строгих методах, но их значение и применение ограничено теоретическими и идеологическими предпосылками.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оплата труда при простое | Основные признаки, виды и структурные характеристики толпы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.