Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 25 общие сведения об авиационных связных

Семья как важнейший социальный институт в обществе

План

Кишечный балантидий.

Инфузории

INFUSORIA

Toxoplasma gandi

Споровики.

SPOROZOA

Lamblia intestinalis

Trichomonas vaginalis

Trichomonas hominis

Трихомонады.

Возбудитель кишечного трихомониаза. Размер 5-15 мкм. Форма тела овально- уплощенная. Есть жгутики, ундулирующая мембрана. Питается бактериями, эритроцитами, обитает в толстом кишечнике.

Возбудитель урогенитального трихомониаза. Размер 15-20 мкм. Локализуется в мочеполовой системе мужчин и женщин. Зараженность женщин составляет 20-40%, мужчин – до 15%. Чаще всего заражаются в 18-45 лет. У женщин наблюдаются патологические явления во влагалище, у мужчин – повреждается предстательная железа, что ведет к бесплодию. Передается половым путем, а также при нестерильном гинекологическом осмотре.

Обнаружение происходит по мазку из выделений.

 

Открыта профессором Харьковского университета Лямблем в 1859 году. Мелкие жгутиконосцы – 10-20 мкм. Локализуются в ДПК. Имеет грушевидную форму, 2 ядра, все органеллы парные. На вентральной стороне имеется присасывательный диск. Облигатные паразиты. Заражение происходит при попадании цист. Лямблиоз широко распространен, особенно у детей. Зараженность достигает 50-80%. Интенсивность инвазии очень велика (на 1 кв. см. 1000000 особей).

Диагноз ставится по обнаружению вегетативных форм и цист в фекалиях и при дуоденальном зондировании.

 

Все паразиты. Отсутствуют органеллы движения у взрослых форм. Сложный цикл развития с чередованием полового и бесполого размножения. Есть споры. До 100 млн. человек в год болеют малярией.

Возбудитель токсоплазмоза. Открыт в 1908 году. Проникает через кожу, слизистые, пищеварительный тракт. Локализуется практически во всех органах. Бывает врожденные формы. Кошачьи – окончательный хозяин, а человек - промежуточный. Смертность очень велика, выжившие люди становятся инвалидами. Все беременные исследуются на носительство. Зооноз с частой природной очаговостью.

 

Есть 2 ядра (вегетативное и генеративное), реснички. Деление осуществляется под оболочкой. Питается углеводной пищей. Если углеводов поступает достаточно – не переходит к тканевой форме. Язвы в кишечнике – 3-4 см. главный источник - домашние животные, продукты и вода, зараженные фекалиями крыс, свиней.

Инкубационный период длится до 15 лет. Обитают в сигмовидной, прямой, слепой кишках.

Диагностика – по обнаружению в фекалиях.

  1. Понятие соц. институт.
  2. Типология соц. институтов и их ф-ции и дисфункции.
  3. Семья как важнейший соц. институт в обществе.

1) Понятие соц. институт.

Соц. институт – некие устоявшиеся взаимодействия людей в обществе. Первые соц. институты: семья, государство, религия. В социологич. лит-ре сущ. ряд определений соц. института.

Соц. институт (по учебнику Фролова) – организованная система связей и соц. норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Соц. институт можно также определить как организованное объединение людей, выполняющих определённые соц. значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами соц. института своих соц. ролей, задаваемых соц. ценностями, нормами и образцами поведения.

Процесс институционализации, т.е. образования (появления) соц. института, состоит из неск. этапов:

а) возникновение портретности, удовлетворение которой требует совместных усилий;

б) формирование общих целей;

в) появление соц. норм и правил в ходе стихийного соц. взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

д) институционализация норм и правил, т.е. их принятие и практическое применение;

е) установление системы санкций для поддержания норм и правил;

ж) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех, без исключения, членов данного института.

2) Типология социальных институтов, их функции и дисфункции.

Соц. институты разделяют на:

· главные (основные, фундаментальные);

· не главные (частные).

В качестве основных институтов как правило выделяют: экономические, политические, семейные, религиозные, институт образования (применительно к современному обществу).

Р. Мертон, в своё время, разделил ф-ции и дисфункции на:

§ явные и латентные (скрытые, неявные);

§ позитивные и негативные.

Властные структуры, в случае их коррумпированности, дисфункциональны. Перераспределение ролей в семье – эволюция института. Увеличение кол-ва разводов, насилие в семье – дисфункциональное развитие института.

Институт образования. Явная ф-ция – передача знаний. Латентная – общение, выбор брачного партнёра.

Семья в социальных науках рассматривается:

1) как соц. институт;

2) как малая соц. группа.

Изучение семьи как соц. института предполагает:

§ эволюционный подход к семье, т.е. в рамках институционального анализа необходимо изучать изменение брачно-семейных отношений в истории общества;

§ функциональный анализ семьи, т.е. изучение взаимодействия семьи с другими социальными институтами (например, взаимодействие с государством).

Изучение семьи, как соц. института, тесно пересекается с демографией, правом и др.

Изучение семьи как малой соц. группы означает изучение, прежде всего внутрисемейных отношений, выделение определённых типов семей, находящихся в конкретной жизненной ситуации (например, семья после развода, многодетная семья и др.).

Под малой соц. группой традиционно понимается небольшая по численности группа людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении, что служит основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Можно обозначить различные подходы к семье:

Ø семья, как малая соц. институт – макроподход;

Ø как соц. группа – микроподход.

Антонов А. И., Меуков В. И. «Социология семьи»

Антонов А. И. «Микросоциология семьи»

Для примера рассмотрим немногодетную полную семью и выделим пары социальных ролей:

· мама-папа;

· муж-жена;

· брат-брат;

· мать-сын;

· отец-сын;

· мужчина-женщина.

Изучение семьи, как соц. института, предполагает исследование семьи через брачное, сексуальное и репродуктивное поведение.

Брачное поведение – определённые взаимоотношения (союз) между мужчиной и женщиной, санкционированные обществом, государством, выражающиеся в определённых взаимных правах и обязанностях. Понятие семья гораздо шире.

Семья – группа людей, связанных кровно-родственными, а также брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственности.

По характеру выбора брачного партнёра брак можно разделить на экзогамный (выбор партнёра осуществлялся вне социальной группы) и эндогамный (внутри группы).

Репродуктивное и сексуальное поведение в браке. Долгое время эти 2 вида поведения существовали слитно (причины: религиозные нормы, социальные нормы). Долгое время в обществе существовала система соц. норм, предполагающих многодетность. Высокая рождаемость была обусловлена высокой смертностью. На сегодняшний день, период репродуктивного поведения женщины (хочет и может иметь детей) составляет 3-4 года. Многодетность ранее также подкрепляли установки на многодетность и резко отрицательное отношение общества к разводам.

Основные функции семьи:

§ репродуктивная;

§ воспитательная (или шире – социализирующая), т.е. не только биологическое, но и культурное воспроизводство общества;

§ хозяйственно-бытовая;

§ экономическая;

§ социально-статусная;

§ досуговая;

§ эмоциональная и др.

Типология семейных структур.

1) экзо- и эндогамные браки;

2) моно- и полигамные (полигения – брак одного мужчины с неск. женщинами и полиандрия – брак одной женщины с неск. мужчинами) браки;

3) по характеру властных отношений в семье:

§ матриархат;

§ патриархат;

§ эгалитарная семья (равноправная);

4) нуклеарная семья и расширенная (двухпоколенная – родители и дети).

Преобладающим типом семей в современном обществе является моногамная, эгалитарная, нуклеарная семья.

 

 


Домашнее задание

· семья, как важнейший институт общества;

· обосновать систему социальных норм малодетности современной семьи (европейская, американская и российская традиции);

· каждую из функций семьи проанализировать с точки зрения индивидуального содержания и общественного;

· анализируя семью, рассмотреть такое понятие как жизненный цикл или этапы жизненного цикла семьи;

· типология семейных структур

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос 1 Структурные схемы связных и навигационных приемников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.