Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Проблема бытия не случайно считается исходной в построении философской картины мира




Проблема бытия не случайно считается исходной в построении философской картины мира. В Библии 1книга называется «Бытие» и описывает сотворения мира «из ничего». В древности под бытием понималось - все то, что существует (конкретные, индивидуальные вещи, люди, феномены). Простой жизненный опыт любого человека опирается на предпосылку, что мир «есть», все существующее в нем находится «здесь» и «теперь». И при всех изменениях мир сохраняется как целое. См.Схему 1.

Логично предположить, что если мир существует «здесь» - значит он существует и «там», где нас нет. И если он существует «теперь», то возможно существовал и раньше и будет существовать «в будущем». Отсюда три модуса бытия, описанные К. Ясперсом «бытие - в - прошлом», «бытие - в - настоящем» и «бытие – в – будущем», раскрывают нам существование мира во времени, аналогично его существованию в пространстве. Как же в настоящем существует прошлое? Как писал Паскаль –«Традиции мертвых вечным кошмаром тяготеют в сознании живых» «И не думайте, что И. Христа распяли тысячу лет назад – его распинают каждый день». А как в настоящем существует будущее? - В потенции, как возможность.

Но что значит «быть», существовать? Как можно проверить, доказать что нечто существует? Сомнения такого рода привели Беркли к формуле «Мир есть совокупность моих ощущений» а Декарта к сомнению… и тезису «Мыслю следовательно существую»

Видимо существование вещей, предметов материального мира в целом, качественно отличается от существования бытия наших внутренних мыслей, переживаний, образов.Но как отличить предмет существующий в реальности от миража, фантазии, мечты существующей только в нашем воображении. Есть ли между ними что - то общее или граница не преодолима?

ВЫВОД 1. Бытие – это все то, что существовало, существует и будет существовать. Бытие воплощает универсальное свойство всех предметов, существ, организмов и людей – СУЩЕСТВОВАТЬ. Это и есть философский смысл БЫТИЯ.

Давайте рассмотрим это более конкретно.

На уровне всеобщего Мир существует объективно – не зависимо от воли и сознания отдельного человека, человечества. В этом сходятся взгляды философов всех эпох, школ, течений. Исключение - течение субъект идеализма (Юм, Фихте, Беркли – но про это в теме бытие идеального).

Проблема единства Мира в многообразии и сохранении этого единства в процессе постоянного изменений будет нами рассмотрена чуть позже. Но прежде чем быть единым, Мир должен БЫТЬ, СУЩЕСТВОВАТЬ. Бытие есть предпосылка единства и развития Мира.

Хотя бытие мира на уровне всеобщего отличается от бытия отдельных, конечных процессов, состояний, предметов и живых существ, которые существуют на уровне ОСОБЕННОГО и ЕДИНИЧНОГО БЫТИЯ,- все уровни бытия Мира связаны в целостную систему.Формы бытия возникая и исчезая (сменясь другими) такими же конечными и особенными – «встраиваются» в совокупную субъективно – объективную реальность, составляя «фрагменты» общей картины бытия Мира.

При размышлении о проблемах Бытия возникает много других вопросов:

1.Был ли Мир сотворен или существует вечно?

2.Если он имел начало то что было, до того как Мира не было?

3.Если Мир имел начало то должен быть и конец. Что после конца?

4.Если же Мир существует вечно – то един ли он, или есть бесконечное множество миров во вселенных.

5.Как может быть вечным и бесконечным Мир, если он есть совокупность всего отдельного, конечного и приходящего?

6.Может ли человек своим ограниченным разумом понять все многообразие бытия Мира и постичь законы его развития?

ВЫВОД 2. Философский смысл понятия «Бытие» состоит в противоречивом единстве вечного непреходящего существования Мира как целого в постоянном изменении, появлении и исчезновении множества конечных форм его Бытия.

Мир не исчезает, потому что одни виды и формы бытия пропадают и заменяются другими. Существует и другая версия – никакого единого универсума нет, есть множество миров – «Мультиверсум»; наш Мир – один из возможных. Но и с этой точки зрения вывод тот же, на уровне всеобщего. НЕБЫТИЕ – это лишь переход из одной формы Мира в другую. Одни миры исчезают, другие приходят на смену первым. Бесконечное множество миров в пространстве, дополняется бесконечным множеством миров во времени.(Дж.Бруно)

ВЫВОД 3:

Единство многообразия мира с неизбежностью добавляется идеей постоянного становления и обновления мира. Существование Универсума / Мультиверсума есть непрерывное само развитие всех его форм.

Как пишет Елена Рерих: «Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. Только примкнувшие к этому закону могут принадлежать космическому сотрудничеству. Каждое зерно духа принадлежит Космическому единству, в котором заключено все Космическое Творчество. Человечество лишает себя этой истины, принимая закон обособления. Непреложный Закон Единства во всем своем разнообразии есть Венец Космоса.»

Бытие мира выступает реальностью для человеческого сознания и практического действия, поскольку предпослано ему (Мир - как текст, послание, как вселенская библиотека, которая должна быть прочитана.)

2 Смысл проблемы бытия состоит так же в том, что наше сознание, есть ничто иное как осознанное бытие и главное предназначение человека постичь смысл бытия (как мир может существовать) Хайдеггер …

А бытие людей – есть реальный процесс их жизни.(К.Маркс) Жить, существовать не взаимодействуя с бытием (мысленно или практически) – невозможно. СХЕМА 2

Сознание, психика и их продукты существуют так же реально как и окружающий нас природный и социальный мир, но их существование отличается и по форме, и по сущности от существ и внешних материальных объектов. Поэтому в философии разграничивают объективную и субъективную реальности. Первая существует независимо от нашего сознания и воли. Вторая – порождается ими. Но есть и третья реальность. Субъективно – объективная – это бытие общества и культура,, где идеальные идеи и желания опредмечиваясь, воплощаются в объектах, структурах и процессах общественной практики.

ВЫВОД 4:

Категория «Бытие» соединила все остальные философские категории: Бытие – Небытие, Жизнь – смерть, начало – конец, реально - не реально, возможно – действительно, причина – следствие, объект – субъект, материальное – идеальное и т.д.

Хотя само понятие «Бытие» кажется малосодержательным и пустым. «Вещь (мир) существует, он (она) есть» - из этой фразы трудно понять что именно есть и как оно существует. И. Кант писал, что «бытие – это лишь связка в суждении id(is) – это положение вещи, ничего не добавляющее к представлению о ней».Поэтому некоторые философы отождествляют «Бытие» и «Ничто» (Ж.П. Сартр), а другие предлагают отбросить как ненужную. Категория «Бытие» помимо фактора существования, указывает на взаимосвязь вещей и их единство, на универсальность бытия. Любой объект познания и действия и сам человек не существуют изолировано. Они включены в некую систему связей и отношений, выступающую условием их бытия. Мое существование и развитие связано с существованием и развитием множества других людей, вещей, процессов, систем. Все горести и радости, сложности и переходы в процессе жизни, все многообразные связи несет в себя категория «Бытие». В книге «Бытие и время» М. Хайдеггер писал: «Бытие никакая не вещь, следовательно бытие не будет ничем временным, но при этом определяется как присутствие через время» (8 с.82) «Человек заброшен в этот мир. И никто нас не спрашивал хотели бы мы родится «здесь и сейчас» или нет? Но наше присутствие во времени имеет свою цель специфику. Предназначение человека – постичь смысл бытия». Для этого необходимо рассмотреть взаимосвязь и особенности Бытия

II в. Единство мира и многообразие форм Бытия.

Мы уже обсуждали что мир существует в разных формах и уровнях

Уровни Бытия связаны друг с другом: через категории всеобщее, особенное, единичное.

Выделяют основные специфические Формы и виды Бытия.

Формами Бытия являются:

1) Бытие вещейтел, процессов, которые в своих сочетаниях составляют природное бытие, геобиосистемы и бытие материальных предметов созданных людьми - искуственная среда (например архитектурная) – и процессы на разных уровнях:

  • Всеобщего (абсолют, универсум, субстанция),
  • Особенного (дух, материя, системы)
  • Единичного (отдельные, конкретные предметы, особенные, индивидуальные).

2) Бытие человека разделяется на бытие человека как природного существа

и бытие человека в социуме (собственно человек только так и существует) как существа социального и как духовного творческого уникального индивида (личность).

3) Бытие духовного, идеального существует на уровне индивида (душа, психика) и на уровне особенного (общественное сознание, духовная культура) и на уровне Всеобщего (Дух, Бог, Разум)

4) Бытие социального тоже состоит из диалект. единства индивидуального бытия

(человек в истории),особенного (трудовой коллектив, этнос, территориальная община) и всеобщего (развитие общества, человечества).

Все формы и уровни бытия пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Соединяющая нить всех форм – человек, т. к. он существует во всех четырех формах.

Схема 3

Бытие духовного- Бытие человека- Бытие социального

Бытие природы

Дж. Бруно бесконечность миров во времени и пространстве обосновал так: «бесконечность это окружность, центр которой везде, а круг нигде. С той же непреложностью а в ту же секунду как исчезают одни миры – из них порождаются новые, такое же бесконечное множество миров во Вселенной».

Философия иудаизма ХХ века. Книга Роза о 13ти лепестках. А.Щтензальц. Иерусалим. 1989г. рисует такую картину мира. Идея Эманации (Разбиения сосудов) создает 10 сфирот, каждая соответствует мирам и сущностям Всевышнего, каждая из сфирот воплощает его противоположные качества. Уменьшение святости идет по мере нисхождения. Высший мир – мир творения Всевышнего, второй Мир- Мир Его Божественного света. Следующий - мир ангелов и т.д., 4 – й снизу – мир Праведников, наш физический мир = мир действия, предпоследний снизу. Последний - мир темных тонких сил и энергий. Всевышний не может в нашем мире присутствовать. Наш мир несовершенен, он отделен «Шхиной». Таким образом, Физический мир, в котором мы живем и который воспринимаем органами чувств – лишь часть огромного множества Системы миров, существующих в других измерениях, но все миры соединены между собой энергетическими каналами. Они глубоко проникают и являются частью друг друга, при этом каждый из миров служит отражением другого, и сам отражается в них, изменяясь и преобразуя, даже искажаясь под влиянием такого воздействия. Реальный мир - интегрированный результат бесконечно сложного комплекса взаимодействующих разных областей мироздания. В физическом мире каждый предмет и человек имеет место в своей телесности, материальности. Пространство – это среда, где функционируют и передвигаются сознание и все объекты. В более высших мирах и духовной Деятельности есть структуры, где разные формы и сущности преобразуются между собой (зеркально, подобно Экранам сознания) Математически такие структуры называются «группами» или «полями», структурами, где каждый элемент связан с каждым другим и с системой в целом. Близко к этому теория морфогенетических порождающих структур современного биолога Р.Шелдрейка (США): особенности формирования молекул, тканей, органов и организмов формируется и поддерживается морфогенетическими полями. Структура полей зависит от предшествующих систем: поля прошлых систем взаимодействует с последующими (ничто не исчезает бесследно) через ПРОЦЕССЫ «МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РЕЗОНАНСА», подобно энергетическому резонансу. Морфогенетические поля – новый вид физического поля, эффекты которого фиксируется экспериментально. Это пока гипотеза, но она вызвала бурную дискуссию. Механизм формообразования на уровне эмбриона может объяснить механизм обучаемости у животных и людей. «В яйцеклетки заложено общая картина развития организма с признаками наследуемыми от родителей, но реализация этой программы, связана с восприятием зародыша от других систем закодированных информационных сигналов от более сложных организмов биосферы»,пишет Шейдолк. С точки зрения иудаизма, Мир созидания или творения – мир духовности, где эмоции через импульсы побуждают человека к действию и животным проявлениям (страх и любовь). Душа человека – тоже сложный мир, состоящий из Божественной души (сострадание и добродетельность, любовь), душ ангелов и животной души, а также Дурных намерений (злоба, зависть, гордыня). Все поступки и мысли человека влияют на все 10 сфирот (миров) через энергетические каналы, поэтому надо не только поступать праведно, но и в мыслях и словах воздерживаться от негативных проявлений.

Представления о единстве многообразного мира привели к поиску его обоснования.

1. Субстратная модель мира. Сначала философы искали единый «субстрат» (состав). У древних философов таким субстратом выступали какие-то определенные элементы: вода (Фалес), «огонь мерами затухающий и мерами разгорающийся» (Гераклит), все четыре стихии (веды) инь-янь (м/ж начала)- буддизм) Айперон (беспредельное Анаксимандр) атомы (неделимое Демокрит, Эпикур. В средние века – Эманация духовной энергии.

2. Субстанциональная модель единства мира. Понятие «Субстанция» появляется в 17- 18 в.в. и олицетворяло категорию «Сущность. Первооснова, причина самой себя, носительница всех свойств». Встречается в работах Лейбница (идеальная субстанция), Спинозы, Декарта, Канта, Гегеля. Субстанция – не только основа мира. Она основа его самоорганизации и развития.

Вы уже знаете, что философские учения построенные на идее единства мира называют – монизмом, а учения настаивающие на множестве миров – плюрализмом. Среди сторонников монизма есть материалисты и идеалисты. Но есть еще и 3-ий подход – Дуализм. Они считают, что мир устроен на 2-х равноправных началах (субстанциях). Они взаимодействуют и не существуют друг без друга. Например Декарт считал 1-ой субстанцией (материальное начало) протяженность 2-ой – мышление (дух, начало), они связаны как вдох и выдох.

Представление о Мультиверсууме – множестве субстанций, существующих независимо друг от друга в современной философии представлено в учении космопсихологизма Уайтхеда..

3 модель. Атрибутивное единство мира (марксизм)это единство субстанции и ее атрибутов. После философов Нового времени идею монизма развивала марксистская философия: Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали. Что единственно реальной субстанцией само развивающейся порождающей на высших ступенях мыслящий Дух (человека-общества) - это материя и ее атрибуты (неотъемлемого свойства и качества Движение, пространство и время)

Ленинское определение Материя –это «объективная реальность, данная нам в ощущениях» до сих пор полностью охватывает все виды материи. Сравните чем оно отличается от естественнонаучного понимания материи. Если остановиться на том, что эта субстанция в нашем мире – материальна (это не противоречит религии) то можно выделить два основных признака материи как субстанции:

1) Существовать вне и независимо от сознания человека, но (т.е. быть объективной реальностью)

2) Сознание человека (ограниченные и конечные) может познавать материальный мир, существующий вне и независимо от сознания. (подробно об этом в лекции бытия Духовного, Сознание…)

4.Релятивистская модель мира. Современная наука дополнила и изменила представление от видах, формах, типах, строении и уровнях организации материи, известные, наукам 19 в и объяснили новые свойства, вызвавшие кризис физики в конце 19, когда объявили, что «Материя исчезла» (она переходит в чистую энергию как утверждал физик Мах и др.). Выяснилось, что материя не исчезает, она превращается, меняется в новые формы. Сегодняшние представления построены на идее многоуровневости организации материи. Это называется релятивистской моделью мира. Существует множество классификаций видов и форм материи. Для начала можно выделить: микро – макро – мега миры в их специфике и взаимосвязи. Более детально рассмотрим в схеме 4. Каждый уровень бытия мира имеет специфического носителя, структуру, формы движения и пространственно-временную организацию. Проверим так ли это в след. лекции.

Лекция 6. Бытие мира (часть 2)

1. Движение – способ существования мира.

2. Пространство – временные атрибуты бытия мира.

3. Пространственно временные формы бытия мира на разных уровнях.

 

1. Движение как способ существования мира.

Опера Драгомыжского «Русалка» ария Мельника

«В движении мельник жизнь ведет в движении…»

Фактически все мы и весь мир существует только благодаря движению. Но что же такое Д вижение, по сути? Существование любого объекта или системы возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия существует взаимодействие с другими объектами (системами), с внешней средой. Взаимодействие приводит к изменению свойств, состояний и процессов системы. Вся совокупность изменений структурных компонентов и обозначается в философии категорией «движение».

Под движением понимается не только механическое передвижение в пространстве (классическая физика), но все формы взаимодействий, любые изменения свойств и состояний: взаимопревращение элементарных частиц, колебание молекул в кристаллической решетке, обмен веществ в организме, энергетический обмен, расширение и сжатие метагалактик, обмен информацией, товарами и деятельностью между людьми, движение мысли и многое другое…

Е.Рерих в кн.. «Агни-Йога» писала: «Каким земным словом выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утверждать, что та же энергия приводит в движение все миры? Как пояснить, что она же и в мыслях и в действии? Она же и побуждающая и устанавливающая причина. Она же мерит малое и великое, то поймет где первопричина всего? Кто же может пронести знание о великой энергии по всему свету? Умейте помыслить о великой энергии.»

Движение – внутреннее свойство мира. Обыденное сознание отождествляет его только с явной формой – механической, а так как тела относительно поверхности земли могут либо покоится, либо двигаются, то движение противопоставляется покою. Но покой относителен, можно сказать, что покоя не существует. Тело покоится на одном – макроуровне, а в тоже время на уровне – микро – электроны движутся, или мега – движется вся планета Земля… В неподвижно сидящем человеке меняется настроение, текут воспоминания, строятся планы, обрабатывается информация, идет внутриклеточные обмены, работает кровяная система, пищеварительная и др.. системы… Детский стишок «Я росту» (когда я сплю, когда сижу, когда иду.)

Вывод 1. На разных уровнях организации материи мира существуют разные специфические (со своими законами и носителями) формы и типы движения.

Типы движения. Принято говорить о 2-х типах движения:

1) Связанное с сохранением свойства и устойчивостью предмета (обратимое). Границы устойчивости вещь сложная, но эти изменения обратимые в рамках одного и того же качества (смена дня и ночи, времени года поездки, дом, работы).

2) Качественные необратимые изменения, именно последний тип называется развитием. (об этом в следующей лекции).

Развитие может не выходить за рамки уровня организации материи (эволюция живых организмов или эволюция звезд), а может а может быть связано с переходом от неживой к живой материи, развитию самой субстанции.

Форм движения материи в философии выделяют разное число (Аристотель – 4,а у Бэкон – 19). Аристотель выделял такие формы движения:1.Возникновение и уничтожение,2.Качественные изменения(изменение свойств),3.Количественные изменения:увеличение и уменьшение,рост и убыль. Энгельс в сер. 19 века выделил 5 форм движения: механическое, социальное движение, биологическое – движение организмов, химическое – движение молекул и атомов, физическое – двигатель планет. Принципы его классификации сохраняют свое значение до сих пор:

1.Каждый уровень организации материи имеет свою форму движения и пространственно временные формы.

2.Между формами существует генетическая связь (они взаимно порождают друг друга) и последующая не существует без предыдущей…

3.Высшие формы движения не сводимы к низшим (это принцип наиболее важен) Современная научная биология и социология используют этот принцип как основу своих исследований. Высшие формы содержат низшие как говориться в «снятом виде» (в теме диалектика)

Макс Шеллер персоналист – философ 20-го века в работе «Положение человека в космосе» писал: «Каждая высшая форма бессильна пред низшей и создается не собственными силами; а силами предшествующих жизни процессов, имеет свою структуру, но обеспечивает ее т., материалом и силами неорганического мира».

Современная наука дополнила классификацию форм движения 19-го века: квантово – механическое развитие, молекулярно–физическое, гравитационно-галактическое, движение базируется не только на белках и клетках, а и генах, отвечающих за процессы, обмена, размножения защиты, обновление (жизни) и более сложных биологических систем (целостность биогеоцинозов), всей биосферы. Биополе пока до конца не изучено, оно является соединением разных видов энергии и форм движения в целостную систему бытия живого.

Новые открытия: космологические учения о происхождении и строении Вселенной: «Большой взрыв и растекающиеся Галактики», «Пульсирующая Вселенная». И антропологический принцип согласно которому появление человека как цель творения уже было заложено как принцип в основу эволюции Космоса как закономерное звено (Из 4-е постоянных Вселенной 1-о из которых антропологическое). Возможны и другие миры которые проявляют себя в нашем мире как «антитела», «черная дыра» «иные миры, где существование людей не возможно».

Вывод 2. Движение – это атрибутивное свойство существования мира и его составляющих, движение-это любое изменение во времени и пространстве. Одной из форм движения является развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.