Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й учебный вопрос – Понятие внутрифирменного предпринимательства – 30 мин




Основная часть – до 80 мин.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Й учебный вопрос – Положительные и отрицательные стороны интрапренерства– 20 мин.

Й учебный вопрос –Понятие внутрифирменного предпринимательства – 30 мин.

ЛЕКЦИЯ № 5

 

ТЕМА «Внутрифирменное предпринимательство: сущность, цели и качественные признаки»

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

2-й учебный вопрос – Схема организации внутрифирменного предпринимательства - 30 мин.

 

 

Основная литература

1. Стрекалова Н.Д., Бизнес-планирование. Теория и практика(+CD). - СПб.: Питер, 2009

2.Бизнес-планирование: доп.МО РФ в кач. учеб. пособия для вузов / Черняк В.З., ред - 2-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ, 2007*

3. Козлова Г.Г., Основы бизнеса: учебно-методическое пособие по дисциплине "Основы бизнеса" для студентов, обучающихся по спец. 080801. - М.: МГУПИ, 2007**

4. Квитшау А., 100 важнейших правил бизнес-этикета / А. Квитшау, пер. с анг. 20-е изд., стереотип. - М.: SmartBOOK,. 2009*

 

 

Дополнительная литература

1. Aзоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М., 2007* *

2.Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 2008. *

3. Балабанов И. Г. Основы финансового менеджмента. Учеб­ное пособие. М.: Финансы и статистика, 2008. ***

4. Бизнес-план: Методические материалы/ Под ред. Р.Г. Маниловского М.: Финансы и статистика, 2009*.

5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. Л.Д. Стровского. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2009. *

* фонд НТБ МГУПИ

** фонд электронной библиотеки - http://www.iqlib.ru/

*** фонд электронной библиотеки - http://www.elibrary.ru/

**** фонд кафедры

 

Учебно-материальное обеспечение: занятие проводится в обычной аудитории.


 

Введение – до 5 мин.

Содержание лекции и методические рекомендации:

- показать актуальность темы для современного положения исследуемой дисциплины;

- довести целевую установку через основные положения лекции;

- охарактеризовать место и значение данной темы в курсе;

Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

В то же время многие традиционные предприятия недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:
· выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации;
· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
· активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
· повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
· быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);
· создание основы для дальнейшего развития производства.

 

2-й учебный вопрос – Схема организации внутрифирменного предпринимательства - 30 мин.

Элементы внутреннего предпринимательства – интрапренерства – представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Элементы интрапренерства

Таблица 1

Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа

Стадии жизнедеятельности Взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской структуры
1. Зарождение предпринимательской идеи Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала
2. Реализация предпринимательской идеи, создание предпринимательских хозяйственных структур Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур
3. Устойчивая работа, прибыльность Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды
4. Затухание Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 2). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.


Рис.2 Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (рис. 2).

Рис. 3 – Условия для становления интрапренерства


С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.