Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные предпосылки становления и развития психологиче­ской службы




Объектом психологической службы является личность, которая в настоящее время насчитывает многие десятки определений.

Достаточно четко отражен исторический аспект исследования этого по­нятия у Дубровиной И.В. /14, с. 23-31/. Капитальное исследование проблемы личности проведено Смирновым М.И. (1994).При этом следует учесть различные толкования проблемы личностного развития ведущими представителями различных школ психологии.

В нашем курсе, мы коснемся этой проблемы только с позиции профессиональной дея­тельности практического психолога, которая должна быть исключительно гибкой.

· с одной стороны, он должен способствовать выполнению социаль­ного заказа по теории социализации личности;

· с другой - учитывать ее ин­дивидуальность.

Согласно теории Слободчикова В.И. (1995) в течение всей жизни чело­век вполне закономерно несколько раз качественно меняет свою позицию по отношению к окружающей среде (индивид - субъект - личность - индивиду­альность — универсум).

Соответственно меняются его ведущие потребности и ведущий тип деятельности, Э. Эриксон, выделяет восемь закономерных периодов его жизни, а В. Вульф - пять.

Таким образом, формирование личности - это процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, а личность - это результат такого процесса.

Но поскольку одинаковые факторы среды разными индиви­дами воспринимаются по-разному, то отсюда и формируются личности - ин­дивидуальности, имеющие порой резко противоположные качества (лично­сти - антиподы). Поэтому психолог должен тонко анализировать ход рас­сматриваемого процесса и умело регулировать его, что рассматривается в содержании курса дифференциальной психологии.

Развитие личности предполагает процесс оптимального взаимодейст­вия индивида с окружающей средой. Значит, для того, чтобы помочь инди­виду оптимально самореализовать себя, психологу следует четко разбирать­ся в структуре личности.

В ней выделяются три ведущих компонента:

а) интроструктура, т.е. ее генетический потенциал;

б) метаструктура, т.е. ее гармоническое состояние в социальной сфере;

в) интерструктура, т.е. именно те взаимообусловленные психические
процессы, с помощью которых индивид - личность может рационально ориентироваться в массе обрушивающейся на него информации.

Таким образом, понятия «формирование» и «развитие» объединяет об­щую направленность на реализацию индивидом природных задатков. Разде­ляет же их степень сложности и рациональности. Получается, что «формиро­вание» - процесс более общий, а «развитие» является его наиболее опти­мальным компонентом.

Понятие «гармонически развитой личности» зачастую отожествляют свсесторонне развитой.

Всесторонность личностного развития - это максимальное развитие ее всех потенциальных качеств, что не всегда целесообразно.

Гармоничность развития личности - это взаимообусловленное развитие ее потенциаль­ных качеств, что наиболее желательно.

Процесс формирования гармонически развитой личности очень труден для реализации еще потому, что долгое время считалось, что личностное развитие в основном характерно лишь для юного возраста. На самом же деле личность формируется всю жизнь и часто меняет свою позицию.

Таким образом, если индивид рождается только один раз в жизни, то рождении личности может происходить несколько раз. Иногда такое рожде­ние может быть вызвано существенными изменениями социальной среды (война, революция и др.), иногда же происходит закономерно согласно сис­теме развития.

В работе В. Вульфа «Холодинамика вашей жизни» (М., 1994) выделяет­ся пять закономерных рождений личности в течении одной жизни. Развитие же между этими рождениями имеет свои особенности, что важно знать пси­хологу.

Согласно теории холодинамики (система последовательного лич­ностного развития) выделяются следующие этапы рождения личности и своеобразие развития между этапами:

1. Клеточный, происходящий при зачатии. Успешность его зависит от эмоционального состояния родителей (будущий ребенок должен
быть желанным). Далее идет внутриутробное развитие.

2. Физический, т.е. появление на свет индивида. Большую роль в успешности его дальнейшего развития (физического и эмоционально­
го) играет состояние окружающей среды. Например, неприятные
следы в формирующейся психике ребенка (инграммы) могут оста­
вить излишний шум, раздражающие запахи, стрессовое состояние
матери и т.п.

3. Личностный, т.е. проявление собственной позиции ребенка (кризис
3-х лет). Далее идет личностное развитие, способствующее формированию необходимых личностных свойств.

4. Социальный, т.е. нахождение гармонии (равновесия) в социальной
сфере. Затем начинается личностно-профессиональное развитие.

5. Вселенский, т.к. оптимальная реализация потенциальных задатков,
имеющая глобальное значение, этого достигают не многие.

Постепенный переход от одного этапа к другому во многом зависит от профессиональной компетенции психолога. Для оптимального овладения процессом управления правильным психическим развитием личности психо­логу важно соблюдать поэтапность этого процесса, т.е. овладеть определен­ным алгоритмом профессиональной деятельности:

1. Выявление интроструктуры личности.

2. Соотнесение особенностей интроструктуры личности с окружающими условиями.

3. Определение условий для оптимального личностного развития.

4. Создание условий для оптимального личностного развития.

5. Стимулирование развития.

6. Коррекция развития.

Отсюда можно более конкретно определить главную задачу психологи­ческой службы - это требование жизни.

И, конечно, существенным фактором, стимулирующим введение психо­логической службы, является учет региональной психологии. Как показала практика, механический перенос психологической модели из одной страны в Другую дает положительный результат только при условии ее научной мо­дификации.

Таким образом, основными предпосылками организации психологиче­ской службы являются необходимость более высокого научного уровня и решению проблемы управления правильным психическим развитием лично­сти, создания оптимальных учебных и рабочих групп и удовлетворение за­просов общества в психологизации его деятельности.


Психологическая служба Лекция 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.