Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнические группы. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты. Социометрический метод исследования малых групп

Социометрический метод исследования малых групп

Малые социальные группы. Понятие. Виды. Организация

Этнические группы. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты

Лекция 2. Социальные общности и группы

 

 

•Раса- является одним из самых сложных понятий социологии, что в немалой степени связано с расхождением между его исполь­зованием в обыденной жизни и его науч­ным обоснованием (или отсутствием оного). Многие люди в наши дни полагают, причем полагаю ошибочно, что людей можно лег­ко разделить на биологически различающиеся расы:

Граф Жозеф Артюрде Гобино (1816-1882), которого иногда называют отцом современного расиз­ма, предложил различать три расы: белую (кав­казскую), черную (негроидную) и желтею (мон­голоидную). Согласно Гобино, представители белой расы обладают наиболее высоким интеллектом, моральными убеждениями и силой воли. именно благодаря эти передаваемым по наследству качествам влияние запада распространилось по всему миру. Напротив, черные близки по своей природе к животным, не имеют моральных устоев.

В годы, последовавшие за Второй мировой войной, «наука о расах- была полностью дискредитирована. С точки зрения био­логии не существует четко отграниченных друг от друга рас существует только некоторый ряд физических разновидностей че­ловеческих существ. Различия в физической типе между разными группами людей возни­кают из-за близкородственных браков среди населения, которые варьируют в зависимости от степени контактов между различными соци­альными и культурными группами. Население Земли представляет собой некую непрерыв­ность. Генетическое разнообразие в группа людей, обладающих видимыми общими фи­зическими чертами, столько же велико, ка и различие между самими этими группами. В силу указанных причин научное сообще­ство фактически отказалось от понятия расы. Многие представители социальных наук схо­дятся во мнении, что раса — это не что иное, как идеологический конструкт, использование которого в научных кругах способствует уве­ковечиванию распространенного мнения, буд­то бы «раса» имеет биологическое обоснова­ние (Miles 1993). Другие ученые не согласны с этим и утверждают, что раса как понятие имеет смысл для многих людей, пусть да-^ же оно утратило свою биологическую основу.

Расу можно трактовать как со­вокупность социальных отношений, которые позволяют определить отдельных людей или их группы, исходя из признаков, имеющих биологическую основу, и приписать людям исходя из этого же, различные характеристи­ки и особенности. Расовые различия представ­ляют собой нечто большее, чем способы опи­сания различий между людьми - они служат также важными факторами в воспроизводстве моделей власти и неравенства в обществе.

Процесс, в ходе которого то или иное понимание расы используется для классифи­кации отдельных людей или групп людей, называется установлением расовой принад­лежности (racialization).

Для существования расизма - предубеждения, основанного на социально значимых физиче­ских различиях, - принципиально важным является понятие расы. Расист — это человек, считающий, что некоторые люди стоят выше или ниже других в силу особенностей, свя­зываемых с расой. Расизм обычно понимают как поведение или отношение, npnqmee опре­деленным людям или группам людей. Так, от­дельный человек может проповедовать расист­ские взгляды или он может присоединиться к группе, например, к организации сторонни­ков превосходства белых, деятельность кото­рой носит расистский характер. Подобно тому, как дискредитировало себя по­нятие биологической расы, в наши дни в об­ществе редко находит открытое выражение и 'биологический» расизм старого толка, осно­ванный на различиях в физических свойствах людей. Откровенно расистские идеи редко высказываются се­годня, за исключением случаев преступлений на почве расовой ненависти или политиче­ских программ определенных экстремистских группировок. Но это вовсе не означает, что ра­систских взглядов в современных обществах больше не существует. Скорее, как утверждают некоторые ученые, на смену им пришел более изощренный новый расизм, который использует идею различий в культуре для изоляции определенных групп населения (Barker 1981).

 

Теоретическое обоснование» расизма во многом явилось ответом на практический социальный запрос, который был вызван реальной практикой колониализма, и отражал, прежде всего, интересы белых колонизаторов. Постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. Это движение также выдвинуло социальный запрос на собственное теоретическое «оправдание». В итоге формировались новые «теории» о расовой исключительности, но уже не белой расы, а прежде колонизируемых народов: появились идеи превосходства индийских, африканских, китайских народов и их культур над белой европейской расой.

Борцы за равноправие негров в США выступали под девизом «черное — прекрасно», однако черные расисты преобразовали его значение в однозначно реакционном смысле: «белое — отвратительно». В Африке после освобождения в 60-х годах многочисленных стран этого континента от колониальной зависимости была сформирована афро-центристская концепция культуры, получившая название «негритюд», поскольку содержала идею превосходства негров над другими расами. Создание этой концепции обычно связывают с именем бывшего президента Сенегала Л.С. Сенгору.

 

Те, кто говорит о возникновении «нового расизма», указывают на то, что теперь вместо аргументов биологических для дискри­минации определенных частей населения ис­пользуются аргументы от культуры. Согласно этим взглядам, иерархии по шкале высший -низший строятся исходя из ценностей куль­туры большинства населения. Группы людей, стоящие обособленно от большинства, мо­гут оттесняться на периферию общества или подвергаться очернению за отказ от ассими­ляции. Высказывается предположение о том, что «новый расизм» имеет явную политиче­скую окраску. В Великобритании это можно наблюдать в содержании учебных планов го­сударственных школ, в котором упор делается на творчество «коренных» британских писате­лей и на британскую историю, а не на мно­гообразие культур, а также в политике огра­ничения иммиграции, направленной на со­кращение числа небелых иммигрантов. Други­ми очевидными примерами «нового расизма» являются попытки некоторых американских политиков проводить в области языка офици­альную политику «только английский», а также в конфликтах во Франции по поводу девушек, выражающих желание носить в школах ис­ламский головной платок.

Идеальное человечество может рисоваться по-разному. Как объединение истинно верующих, противостоящих «неверным». Как союз белых христиан против «черных» и «цветных». Как объе­динение "чернокожих», призванных доказать "белым» вырожден­иям первенство «черной» расы. Как объединение Азии, или «жел­той» расы, призванное совершить реванш после многовекового господства «белых». Как сообщество «европейцев», необходимое Для защиты от «азиатчины». Но п каких бы образах это идеальное человечество ни представало, оно расселено на просторах, не вме­щающихся в узкие границы национальных государств.Во всех этих случаях налицо один и тот же интеллектуальный жест - объединение людей по некоторому идеальному образцу. Ну и что из того что этому образцу не все соответствуют. Не все че­ловечество идеально. Его дифференциация, конечно, неизбежна. Но в ее основе лежат отныне не тесные рамки «национальных» сообществ, а гигантские ареалы общих цивилизаций.

 

Расизм представляет собой одну из стратегий исключения. Расизм предлагает обоснование социальной дискриминации

Этническая принадлежность. - это понятие по своему значению чисто социальное. ^эт­ническая' принадлежность связана с культур ными обычаями и взглядами того или и иного сообщества людей, которые отличают его от других сообществ людей. Члены этнических групп считают, что они отличаются в отноше­нии культуры от других групп в обществе и в свою очередь признаются другими группа­ми как иные в области культуры. Особенности культуры, отличающие одни этнические груп­пы от других, могут быть различными, но чаще всего это язык, история, предки (реальные или вымышленные), религия и стиль одежды или украшений. Для многих людей этническая принад­лежность является центральной для иденти­фикации индивида или группы. Она может служить важной связующей нитью с прошлым и часто сохраняется благодаря осуществле­нию культурных традиций. Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население.

В век глобализации и быстрых социаль­ных перемен все возрастающее число государств сталкивается и с большими преимуще­ствами, которые дает этническое разнообра­зие, и одновременно с серьезными пробле­мами, с которыми оно сопряжено. По мере дальнейшей интеграции мировой экономики ускоряются темпы международной миграции; по-видимому, можно с уверенностью сказать, что передвижение и смешение населения в по­следующие годы усилятся. Между тем, напря­женность в межэтнических отношениях и кон­фликты продолжают вспыхивать в различных обществах по всему миру, угрожая привести к распаду некоторых многоэтнических госу­дарств и к возникновению в других государ­ствах постоянных очагов насилия[9]

Основным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические (межкультурные) контакты на групповом уровне, когда этнические мигранты вступают в бо­лее или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. Последствия ме­жэтнических контактов на групповом уровне могут быть представлены в виде четырех максимально общих и взаимо­исключающих категорий, данных в исторической перспекти­ве: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция.

Геноцид - это ситуация, когда одна этническая или куль­турная группа, обычно численно доминирующая или обла­дающая превосходящими технологическими ресурсами, унич­тожает членов другой этнической (или культурной) группы, с которыми она вступает в контакт. В оправдание обычно вы­двигается тезис о расовой, этнической или психической не­полноценности группы, подвергающейся уничтожению. Это характерно для так называемых «великих завоеваний». В на­стоящее время геноцид может возникать как результат или следствие мировых и локальных войн, конфликтов!

Ассимиляция - термин, используемый для описания по­глощения одной культуры другой. Это происходит, когда эт­нокультурная группа добровольно или вынужденно адаптиру­ется к обычаям, ценностям, жизненным стилям доминиру­ющей культуры. После нескольких поколений такой ассими­ляции члены группы меньшинства имеют тенденцию стано­виться культурно и даже физически неотличимыми от корен­ных жителей, что приводит к фактическому исчезновению эт­нической культуры меньшинства. Принуждение к ассимиля­ции может стать причиной чувства неполноценности, само­уничижения и даже ненависти к себе у представителей этни­ческого меньшинства. В психологическом плане ассимиляция -это проявление более «мягкого» варианта нетерпимости к иной культуре, когда ее представители «принуждаются» жить по меркам доминирующей этнической культуры

Сегрегация - пример изолированного, независимого су­ществования этнических культур. Внутри одного общества сегрегация может происходить или по воле доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинств от ключевых позиций, или исходить от са­мих групп меньшинств, активно добивающихся отдельного положения, культурной независимости, национальных школ, земельных владений или других форм собственности на осно­ве этнической принадлежности, санкций против межнацио­нальных браков и т.д. (самосегрегация). На межгосударствен­ном уровне это означает стремление групп к изоляции друг от друга\

[ Интеграция - такой принцип совместимости, когда раз­ные группы сохраняют свои, присущие им культурные инди­видуальности, хотя в то же время объединяются в единое об­щество на другом, равно значимом для них оснований[10]

Этнические конфликты всегда очень эмоциональны, алогичны, насквозь пронизаны символикой и базируются на мифах. В силу непредсказуемости и большой степени бессознательности про­цессов, этнические конфликты имеют специфику в общем ряду со­циальных конфликтов. Их можно классифицировать по ряду при­знаков.

1. В зависимости от территории проживания и установлен­ных границ:

• межгосударственные, внешние;

• региональные в пределах единого государства (армяно-азер­байджанский конфликт в СССР);

• между центром и регионом (Российская Федерация и Чечен­ская республика);

• местные конфликты в границах одной области или города (события в Кондопоге[11] в 2006 г. или Ставропольском крае в 2007 г.).

2. В зависимости от мотивов возникновения:

• социально-экономические (борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу, как это например у индейцев Латинской Америки, кот. требуют большей части дохода от полезных ископаемых, уповая, что это их земля) было между Москвой и Республикой Татарстан в 90-е годы XX в.);

• культурно-языковые (защита родного языка и культуры, что демонстрирует русскоязычное население Литвы, Латвии и Эс­тонии);

• территориальные (конфликт между Арменией и Азербайджаном, Индией и Пакистаном);

• статусные (повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса, что демонстрируют Каталония или Шотландия);

• сепаратистские (борьба за выход из состава федерации и об­разование независимого государства (Ю. Абхазия, Палестина)[12]

Основные стадии развития социального конфликта — это 1) пред-конфликтная ситуация, 2) собственно конфликт, 3) разрешение конфликта, 4) послеконфликтная стадия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Личность в системе социальных связей | Малые социальные группы. Понятие. Виды. Организация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.