Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования и принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта

ТРЕБОВАНИЯ:

· обес­печение полноты информированности (Чем глубже проработка биз­нес-плана, тем более обоснованными будут решения, принимае­мые по инвестиционному проекту его участниками);

· все содержащиеся в бизнес-плане материалы, расчетные пока­затели и обосновывающие данные должны быть достоверными.

· бизнес-план должен быть убедительным средством привлечения внимания потенциальных инвесторов к участию их в финансировании проекта.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ:

§ объективность и надежность входной и выходной информации;

§ необходимость и достаточность параметров выходных и проме­жуточных данных для принятия обоснованных решений по проек­ту на всех фазах и циклах его реализации;

§ комплексность и системность рассмотрения влияния всех фак­торов и условий на ход и результаты осуществления инвестицион­ного проекта;

§ возможная краткость бизнес-плана. (Обычный бизнес-план не должен превышать 15-20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (венчурных проектов), где проект может дос­тигать 40-50 страниц. Все обосновывающие материалы необходи­мо приводить в приложении, а в основном тексте должны содер­жаться только итоговые необходимые показатели и данные. Осо­бенно не должна быть перегружена начальная часть текста);

§ отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных конкретных бесспорных (доказанных) преиму­ществ проекта;

§ отсутствие приукрашиваний и искаженной интерпретации вы­ходных и других данных, влияющих на принятие решений по про­екту.

3.Структура бизнес-плана инвестиционного проекта.

Структура бизнес-плана жестко не регламентирована.

Количество разделов в бизнес-плане проекта зависит от сферы инвестирования, поставленной цели и может быть от 7 до 14.

Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором ука­зываются: наименование и адрес предприятия - инициатора про­екта, его название, время разработки бизнес-плана.

Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов.

1. Общие сведения, включая меморандум о конфиденциально­сти. «Резюме» - главный раздел.

-краткое отображение сути и возможных экономических, социальных и экологических результатов осущест­вления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований.

Составляющие:

* рекви­зиты предприятия- инициатора инвестиционного проекта:

адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководи­теля предприятия и исполнителя проекта, его месторасположе­нии, отраслевая принадлежность, сфера и организационно-правовая форме деятельности.

*описание проекта и организации, где он должен быть реализован;

* общие и конкретные цели инвестиционного проекта (цель проекта должна иметь коли­чественную определенность, т.е. должны быть кон­кретные данные об увеличении объема производства или об объеме выпуска качественно новой продукции).

* технико-экономический уровень намечаемых к производству про­дукции/услуг

*их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи,

*обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования

*данные о потребности в ресурсах для реа­лизации инвестиционного проекта;

*экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улуч­шение качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны);

*данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт.

*общие параметры инвестиционных затрат и их окупае­мости,

*другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов,

*сведения о структуре капитала предприятия, финансовой ус­тойчивости, методах управления, обеспечивающих его устойчивое положение на рынке продукции и услуг.

Резюме пишется в конце составления всех разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.

Объем не более 4 страниц.

Меморандум конфиденциальности включается в общие сведе­ния с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем ин­формации. Бизнес-планы могут иметь и грифы секретности, огра­ничивающие круг потенциальных читателей.

2.«Описание предприятия и отрасли»

* характеристика те­кущего состояния дел в отрасли,

*сведения о тенденциях и прогно­зах ее развития,

* место и положение предприятия - инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли.

*динамика продаж в отрасли и отдельных товаропроизводителей,

*факты и возможности появления новых видов или аналогов про­дукции.

*сравнительные данные о состоянии производства наме­чаемой к выпуску продукции за рубежом (желательно)

*потенциальные конку­ренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны

* на какого именно потре­бителя рассчитана намечаемая к производству продукция

Ц ель раздела - раскрытие потребности в продукции, работах, услугах на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.

3. Сущность инвестиционного проекта:

*описание продукции (работ, услуг), подлежащей производст­ву (функциональное назначение, цели предназна­чения, свойства, технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость)

*изложение стадий развития проекта - идея, эскизный про­ект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийно­го обслуживания;

*данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга;

*изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;

*аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.

4. Оценка рынков сбыта и конкурентов.

*об основных потребителях (покупателях) намечаемой к вы­пуску продукции, в том числе самостоятельных, их географи­ческом размещении;

*об объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;

*о размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с от­ражением трудности проникновения на рынки;

*о путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;

*о стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, вклю­чая расчет и обоснование цен реализации, ценовой полити­ки, организацию рекламы, сервисного обслуживания, меры по стимулированию сбыта;

*о потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.

При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на следующие три вида:

-рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией;

-рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов;

-рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продук­цию.

Последовательность оценки рынков сбыта:

1. изучение и характери­стика рынка

2. сегментирование рынка

3. определение потен­циальных покупателей

4. оценка уровней продаж

5. определение возможностей и путей продвижения продукции

6. определение прогрессивных форм реализации

7. определение сети дилеров и посредников в реализации продукции

8. определение сети гаран­тийного и послегарантийного обслуживания.

По каждому виду намечаемой к выпуску продукции отражаются:

*качество, технико-экономические показатели продукции, пре­стиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, мно­гоплановость использования, надежность, патентная чистота;

*цена реализации продукции, скидки с цены при различных ус­ловиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга;

*формы сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров), системы доставки и склади­рования;

*система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей);

*система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и усло­виями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Объем - 5-6 страниц

5. «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и иногда их объединяют.

Ц елью - обоснование объема, метода, цены продажи продукции и опреде­ления рекламной политики.

План маркетинга включает:

*описание рынков, их основ­ных сегментов;

*перечень потребителей продукции, основных кон­курирующих фирм;

*анализ возможных осложнений при сбыте про­дукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспе­чение конкурентного преимущества);

*определение стратегии маркетинга — программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам; ме­ры по контролю маркетинговых исследований.

*исследование следующих проблем:

…какие це­ны на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры;

….обеспечат ли они возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал;

….в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и кон­куренцию на рынке;

….какие возможные меры необходимо предпри­нять в случае, если конкуренты снизят свои цены; какой должна быть общая стратегия при установлении цен.

*разработка схем и форм сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розни­цу),

*определение видов применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, а также методы стимулирования продаж,

*организация предпродаж­ного и послепродажного обслуживания;

*мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее.

Варианты стратегии маркетинга (СМ. Лекцию 4, Gap анализ)

6. «Инвестиционный план -план реали­зации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вы­вода предприятия, производства, технологической линии на рас­четную величину использования производственной мощности, а в необходимых случаях — до момента ликвидации их.

В календарном плане осуществления инвестиционного проекта, связанного с новым строительством или реконструкцией, техни­ческим перевооружением зданий, сооружений, производством не­обходимых строительных и монтажных работ, установкой оборудо­вания отражаются следующие данные:

*перечень этапов предпроизводственной фазы;

*сроки проведения работ по этапам, в том числе отвода или аренды земельного участка, проведения изыскательских и проект­ных работ, выполнения строительных и монтажных работ, пуско-наладочных работ;

*перечень потребного технологического и другого оборудования, технологической оснастки, инструмента, в том числе индивидуаль­ного изготовления, специальных материалов, сроки их приобрете­ния и поставки;

*программа работ по подготовке кадров;

*прогнозируемые затраты по предпроизводственной фазе;

*план вывода предприятия, производства на проектную и рас­четную мощности;

*потенциальные источники и условия привлечения капиталов.

7. «Производственный план» разрабатывается для инвестиционных проектов, связанных с организацией производства и выпуском продукции.

Его цель - определить обеспеченность инвестицион­ного проекта с производственной и технологической стороны и показать всем участникам его осуществления, деловым партнерам реальность производства продукции в нужном количестве, в пла­нируемые сроки и соответствующего качества.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, услуг и расчета производственных мощностей предприятия, производства, техно­логической линии, а также расчетных данных издержек производ­ства, производственных запасов сырья и готовой продукции.

Производственный план включает в себя следую­щие подразделы:

*основные требования к технологии и организации производ­ственного процесса;

*применяемая техника и технология производства продукции (описывается какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и раз­меры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

*объем производства и производственная база (расчеты произ­водственной или проектной мощности по годам, объемов вы пуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции;

*потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потреб­ности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топли­ве и энергии всех видов, по временным периодам осуществ­ления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);

*обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производ­ство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспе­чения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспектив­ные мероприятия по совершенствованию продукции, улуч­шению ее качества и свойств, техники, технологии и органи­зации производства);

*трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребно­сти в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

*издержки производства (даются расчеты постоянных и пере­менных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с ука­занием примененных норм затрат и цен потребляемых ресур­сов);

*экологическая безопасность (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

8. «Организационный план» - собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвести­ционного проекта.

Центральное место в данном разделе бизнес-плана — принятая организационная структура управления реализацией проекта.

В ней должны быть четко определены:

-форма (линейная, линейно-функциональная, матричная, штабная), функции и задачи служб и отделов;

-формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта.

-определение круга лиц, наделенных правами прини­мать соответствующие решения по определенному кругу вопросов на соответствующих этапах и участках реализации проекта.

-регламентация обязанностей и ответственности отделов, служб и отдельных исполнителей.

-потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта,

-требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации,

-условия принятия на работу,

-принимаемые порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их премирования, участия в рас­пределении прибыли, другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.

Организационный план обычно состоит из подразделов:

*организационная структура управления проектом (структур­ная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей ме­жду отделами и исполнителями);

*требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия);

*система материального стимулирования и поощрения руко­водителей и специалистов.

В начальной части раздела могут указываться: форма собствен­ности, сведения о владельцах предприятия, о партнерах по реали­зации проекта.

В конце раздела могут также содержаться требования по отбору специалистов, порядку их аттестации, организации повышения квалификации.

9. «Финансовый план» отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, он также необходим для контроля финансовой обеспеченности инве­стиционного проекта на всех этапах его реализации.

Финансовый план состоит из:

*плана доходов и расходов;

*плана денежных поступлений и выплат;

*сводного баланса активов и пассивов.

План доходов и расходов содержит - инве­стиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование иму­щества и рисков и т.д., сумма валовой прибыли, размер налоговых и других платежей.

План денежных поступлений и выплат составляется для про­гноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если окажется, что для какого-либо пе­риода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, то не­обходимо для этого периода взять финансовые средства в кредит, а если сальдо реальных денег положительное и составляет сущест­венную сумму, то необходимо свободные финансовые средства или дать в кредит какому-либо хозяйствующему субъекту под про­центы, или передать банку под депозитный процент на возможный срок.

В сводном балансе активов и пассивов находят отражение все средства, вкладываемые инвестором (инвесторами) в инвестицион­ный проект, нераспределенная прибыль, получаемая от его реали­зации. Он составляется на основе данных плана доходов и расхо­дов и плана денежных поступлений и затрат и характеризует стои­мость собственных капиталов, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, де­биторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, ком­плектующих, материалов) и неликвидными (оборудование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность).

Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит по­казатели эффективности, на основании которых инвесторы и дру­гие участники его осуществления принимают решения об инвести­ровании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных путях повышения его эффективности.

При этом помимо показателей экономической эффек­тивности (чистый приведенный доход, индекс доходности инве­стиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупае­мости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инве­стора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов.

10. Анализ рисков (анализ чувствительности) проекта.

*производится оценка степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта.

*определя­ются размер, время и место наступления нежелательных экономи­ческих последствий и конкретные возможные причины (измене­ние конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в налоговой системе).

*прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению риска и возможному снижению потерь от него.

*в случае страхования риска инвестирования определяют­ся затраты на страховку.

11. «Выводы и предложения» по результатам составления бизнес-плана должны быть по возможности исключительно краткими, но достаточными для общей оценки сущности, целей, задач, результа­тов осуществления инвестиционного проекта и условиях их дости­жения. На них строится «резюме» бизнес-плана.

12. «Приложения» содержат все необходимые и достаточные дан­ные, использованные при экономических обоснованиях и состав­лении бизнес-плана инвестиционного проекта (паспортные харак­теристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, контрактов, сертификатная и другая документация, экспертные заключения по отдельным техническим и организаци­онным решениям и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст бизнес-плана.

13. Продвижение инвестиционного проекта. Если инвестиционный проект, разработанный его инициатора­ми, требует бюджетной поддержки или привлечения для его реали­зации инвесторов (акционеров, инвестиционных фондов и компа­ний, кредитующих организаций и т.д.), то необходимы меры по его продвижению.

Продвижение инвестиционного проекта начинается с его пре­зентации, то есть с его общественного представления. Заинтересо­ванным лицам по проекту, как правило, представляются следую­щие ключевые позиции:

-компания и ее продукция и услуги (если проект инициирует су­ществующая компания), характеристика и форма создаваемого предприятия, организации (если реализация проекта предполагает создание их вновь);

-рынок намечаемой к выпуску продукции, его клиенты и конку­ренты;

-масштаб проекта в части производства продукции и ее сбыта;

-маркетинговая стратегия, которой будут следовать инициаторы инвестиционного проекта;

-первоочередные финансовые потребности и задачи;

-команда, которая будет осуществлять инвестиционный проект;

-потребный объем инвестиций, необходимые размеры ссуды или долевого участия приглашаемых инвесторов;

-эффективность проекта, сроки окупаемости и возврата капита­лов;

-условия и сроки привлечения инвесторов.

Цель презентации состоит в завязывании диалога с заинтересо­ванными деловыми партнерами. Он длится примерно 20 минут, в течение которых инициаторы проекта должны ответить на возмож­ные вопросы.

Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана посылают заинтересованным партнерам накануне, чтобы они имели возможность заранее ознакомиться с ним. Представляемые материалы в виде стендов, видеофильма должны быть составлены с учетом интересов участников презентации.

После презентации в соответствии с ее результатами наступает этап деловых переговоров, которые начинаются с протокольных визитов (продолжительностью 20—30 минут), в результате которых составляются протоколы о намерениях сторон. Дальнейшая работа по продвижению проекта ведется на переговорах. Длительность и успешность переговоров зависят от качества и степени проработки проекта, его масштаба, степени рискованности, предлагаемых ус­ловий участия в проекте, уровня делового партнерства, умения вести переговоры и многих других факторов. Переговоры ведутся с отечественными и зарубежными партнерами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Бизнес-планирование инвестиционных проектов | Лекция 5. Особо охраняемые природные территории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.