Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы организации и активизации учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке, нормирование нагрузок на уроке в зависимости от задач физического воспитания




 

Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Организационное обеспечение урока предусматривает:

– создание санитарно-гигиенических условий;

– материально-техническое обеспечение;

– выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи;

– организация работы помощников учителя и временно освобожденных, но присутствующих на уроке учеников

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, а именно:

– температура воздуха для спортивного зала поддерживается в пределах 14-16 0С;

– после каждого занятия проветривание зала в течении всей перемены;

– проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку производить обязательно после окончания всех заниятий в зале;

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

Способы организации деятельности занимающихся на уроке. Применяются следующие способы (методы) организации учебно-двигательной деятельности занимающихся на уроке.

Фронтальная организация характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в коллонах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используются во всех частях урока, на преимущественно в подготовительной и заключительной. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например – при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акработических упражнений (кувырков, перекатов), при обработке технических приемав игры в волейбол в парах (передача мяча и так далее).

Важным требованием является такое распорложение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он в свою очередь, – учеников.

Групповая организация предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других призноков (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.

Индивидуальный способ организации предусматривает одновременное выполненение занимающимися независимо друг от друга персонального задания, определенного учителем с учетом уровня подготовленности, двигательных возможностей, анатомо-физиологических и психологических особенностей каждого ученика, а иногда по состоянию здоровья. Этод способ представляет собой реализацию дифферинцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся и может использоваться в разных целях:

– для выравнивания подготовленности учащихся класса;

– для ликвидации диспропорций в физическом развитии конкретных учеников;

– для расширения возможностей физического совершенствования сильных учеников и стимулирования учебно-позновательной активности отстающих;

– для содействия формирования навыков самостоятельной работы и развития творческой инициативы.

Этод способ широко применяется в спортивных играх и преимущественно со старшими школьниками, уже овладевшими навыками самоорганизации и контроля за правильностью движений, умениями регулировать нагрузку и выбирать рациональные варианты решения двигательных задач.

Круговой способ организации представлен как основной способ построения школьного урока физической культуры начинает использоваться с 4-5 классов. Её используют в преимущественно в основной части урока. Способ организации предусматривает поочередную работу учеников в небольших группах, каждая из которых последовательно выполняет серию заданий на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадке. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».

«Круговая тренировка» в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 минут, а иногда и больше). Вместе с тем нередко бывает целесообразно использовать её элементы при выполнении учениками дополнительных заданий, например, в паузах между подходами к основному упражнению, которое выполняется под непосредственным руководством учителя, когда эти паузы сравнительно велики.

Поточный способ организации заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причём конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего. И позволяет осуществлять коррекцию и индивидуальный контроль техники выполнения упражнения. Например, прыжки в длину с разбега.

Раздельный способ организации характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.

Способ дополнительных упражнений аключается вто, что в промежутке между выполнением основных упражнений (во время) учащимся предлагаются дополнительные упражнения, способствующие более полному и быстрому восстоновлению организма, а так же содействующие формированию двигательных умений, навыков, развитию физических качеств. Например, в промежутке между выполнением комплекса упражнений на брусьях учащиеся выполняют глубокие наклоны вперё из исходного положения (сидя на полу).

Активизации учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке. Для активизации учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке учитель может применять следующие приемы:

– конкретизация не только общих задач урока, но и частных для каждого фрагмента урока;

– постановка задач поискового характера;

– варьирование содержания или способов организации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактической направленности всей серии уроков;

– объяснение учителем техники физического упражнения по ходу выполнения его одним из учеников;

– задания по самоанализу (как правило, используются только в старших классах);

– задания с выбором, активизирующие учеников на самостоятельный поиск наиболее рационального способа решения двигательной задачи;

– задания творческого характера;

– использование межпредметных связей;

– использование элементов проблемного обучения;

– применение игрового и соревновательного методов обучения;

– применение компьютерной техники.

Нормирование нагрузок на уроке в зависимости от задач физического воспитания. Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:

– изменение количества повторений одного и того же упражнения;

– изменение суммарного количества упражнений;

– изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

– увеличение или уменьшение амплитуды движений;

– варьирование величин внешних отягощений;

– выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и так далее);

– изменение исходных положений (например, выпрыгивание вверх из полуприседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положения ног на полу и на гимнастической скамейке и так далее);

– изменение длины дистанций в беге, плавание, в беге на лыжах;

– проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

– варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и другие);

– увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Физические нагрузки в каждом конкретном случаи должны быть оптимальными по своим параметрам (объёму, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующирй эффект. Недостаточные нагрузки неэффективныу, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные – наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагузки – необхадимое требование.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС). Этот метод называется пульсометрия.

Замеры частоты сердечных сокращений в подготовительной, основной и заключительной частях урока: до начала выполнения упражнений; сразу после выполнения упражнений; во время отдыха после выполнения упражнений; во время прослушивания учащимися объяснений учителя и т. д.

Необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока постепенно повышается и может привысить исходную на 50-70%.

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т. е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий, величина ЧСС может превышать исходную на 100-130%.

В заклюсительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величинаЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15-20%, а на 5-й минуте после урока приближается к исходной.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объём сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.