Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и функции культуры




Основа социальной жизни - социальное взаимодействие. Здесь главное - групповой характер общественной жизни и поведение людей в группах. Социальное взаимодействие воспроизводит структуру социальных групп и систему ее ценностей. Эти две стороны общественной жизни обозначаются в социологии понятиями «общество» (социальная система) и «культура» (система культуры).

Социологический подход к культуре связан с тем, что она осмысливается в том аспекте, который связан с регуляцией человеческого поведения, социальных групп и развитием общества. Это означает, что социология обращает внимание на ценностно-нормативное содержание культуры.

Культура - явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по форме своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры и привело к появлению как огромного количества ее определений, так и концепций, по-разному ее толкующих.

Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (например, античная или средневековаякультура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда) и т.д.

Специфическое социологическое определение культуры связано с ее пониманием как:


· общезначимой системы ценностей, символов, значений, включает в себя не только способ регуляции человеческой деятельности, но и способ организации общественной жизни;

· того, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности, усвоение общезначимой системы ценностей с целью регуляции поведения человека;

· того, что транслируется от поколения к поколению (развитие культуры).

При социологическом анализе культуры можно выделить три основных ее уровня:

1. Эмпирический (учреждения, организации, институты, культуры: театры, библиотеки и т.д.).

2. Нормативный (входящие в данную культуры нормы и ценности).

3. Область фундаментальных ценностей.

Отсюда различные концепции культуры, а значит, ее определения, которые в той или иной мере отражают конкретный предмет познания, соотнесенный с «носителем» культурного элемента. Например, культура, общения, языка, образа жизни.

Итак, одно из понятий культуры - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.

Различают материальную и духовную культуры. Однако это различие относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культура, будучи в отличие в отличие от явлений природы делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, нравственные, эстетические элементы. Рационально для анализа ввести это деление, исходя из целевого признака: все, что направлено на удовлетворение материальных потребностей человека, входит в состав материальной культуры; все, что связано с духовными потребностями, - объединяется в духовную культуру.

Известно, что культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции не поддаются четкой дифференциации, имеют комплексную природу. Так, элементы материальной культуры могут на протяжении долгого времени служить удовлетворению утилитарных потребностей, однако со временем узко прагматическое значение утрачивается, отдавая приоритет эстетической, информационной и символической функциям. И здесь тоже очень трудно провести границы, так как, с одной стороны, любое современное произведение имеет и эстетическое, и информационное значение, а с другой стороны, редкий из памятников прошлого не имеет воспитывающего, то есть в определенной мере утилитарного значения.

Следовательно, точнее говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности. Уровень реализации этой возможности зависит от потребностей того социума, который использует данную ценность. Изменение функций, а часто и типа культурной ценности, ведет к изменению структуры ее объективного содержания: оно продолжает оставаться отражением действительности, но как бы реорганизованным и структурированным в соответствии с характером новых связей данной ценности с внешним (по отношению к ней) социальным миром. Меняется и восприятие приобретших новый статус культурных ценностей, и их влияние на человека.

2. Основные компоненты культуры. Многообразие сущностных проявлений культуры как формы и типа развития общества ставит проблему выделения общих компонентов, показателей, в которых отражается содержание. К таким компонентам культуры мы можем отнести: ценности, верования, нормы, язык.

Утверждение ценностей в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности есть результат действия закона возвышения потребностей


людей, появления возможности наряду с непосредственно утилитарным и ассоциативно-творческого восприятия действительности.

Следовательно, ценность - нечто более сложное и возвышенное, чем простая заинтересованность человека в предмете своей потребности. Человек удовлетворяет свои потребности через культуру. В свою очередь, материальные потребности и, соответственно, материальные ценности людей представляют тот естественно исторический базис, на котором, в конечном счете, возникает ценностное отношение человека к действительности.

Ценности выявляются в связи между субъектом, познающим и преобразующим мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта. Основой возникновения ценностного отношения между субъектом и объектом является общественно-историческая практика.

Ценности объективны по своему происхождению и содержанию, но неизбежно включают в себя и интерпретацию, оценку содержания в свете интересов общества, общности, группы, личности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности.

По материальным и духовным ценностям, которые то или иное конкретное общество оставило после себя, мы можем судить о том, каким оно хотело быть и было в действительности, каковы были его представления о себе, что оно могло бы создать в иных исторических условиях.

Этот подход к анализу культуры позволяет понять причины социально-экономической и культурной отсталости тех или иных народов. Это означает, что культурная ценность - не просто воспроизведение объекта, а своего рода мост между объектом и субъектом, обеспечивающим двустороннее движение информации между ними.

Вторым наиболее существенным компонентом культуры являются социокультурные нормы. Понятие норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Однако не все такие нормы мы можем назвать социальными. Для определения социальной нормы необходимо сформулировать ее специфические особенности. Когда речь идет о социальных взаимодействиях индивидов, то социальными нормами следует назвать те, которые выполняют функции регулирования этих взаимодействий, а шире - отношений человека и общества. При этом специфика социальных норм заключается не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов.

Одним из важнейших признаков социальной нормы является ее императивность, которая выявляется в том, что поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном этапе жизни, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях, в разных социальных организациях. Так как общество, как и любой социальный организм, развивается, то большая часть норм постепенно утрачивает свое значение для жизнедеятельности людей или видоизменяется, а отдельные из них становятся, как и ценности, а отдельные из них становятся, как и ценности, общественно значимыми, стабильными на долгое время.

Так как любое общество представляет собой стратифицированную систему, включающую различные социальные группы, то специфические интересы этих групп будут различаться. Поэтому нормы классифицируют в зависимости от того, кто (какая социальная группа) является их носителем. Также распространено деление норм в зависимости от их содержания (нравственные, религиозные, правовые.)

Социокультурные нормы связаны с оценкой и ценностью. В процессе освоения социальной реальности субъекты (личность, общество, общности, социальные группы), учитывая предшествующий исторический


опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. Следовательно, норма - выражение ценности, определенная система правил, которые направлены на ее воспроизводство.

Социокультурные нормы включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.

Третьим важным компонентом культуры являются верования. В процессе исторического развития вера и религиозность имели различное значение для общества. Когда-то священник-шаман мог выполнять одновременно роли и религиозного деятеля, и общественного лидера, и врача, и высшей судебной инстанции. Сегодня все эти функции дифференцировались, человечество преодолело и этапы главенства религии, и атеизма, однако верования никогда полностью не теряли значимости. В современном обществе распространение мистицизма, как правило, свидетельствует об общественном кризисе, выражающемся в трансформации имеющейся ценностно-нормативной базы.

Тем не менее, практически нет ни одного общества или народа, в котором отсутствовали бы люди, базирующие свои ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Если дать верованиям социокультурную оценку, то можно сказать, что в них заключена сущность общечеловеческих ценностей и норм. Для сохранения мирового культурного наследия религия имеет очень большое значение.

Язык как компонент культуры неразрывно связан с сознанием и жизнедеятельностью общества. Представляя собой систему символов, язык является основным средством общения - коммуникации. Он хранит и передает информацию из поколения в поколение, играет большую роль в социализации индивидов. Без языка невозможно ни обучение, ни профессиональная деятельность.

Исторически сложившиеся разновидности языка отражают социокультурную специфику данной общности, характер принятых в ней форм общения и коммуникации, представленных в символической форме. Таким образом, язык выступает важнейшим элементом межкультурной коммуникации.

Фундаментальным, обобщенным элементом культуры являются традиция и обычай - исторически сложившиеся и передающееся из поколения в поколение правила, нормы человеческой деятельности. Традиции выступают как механизм закрепления социального опыта, определяя внешние рамки социальной жизни. Их задача - облегчить групповые и межличностные контакты, ввести в жизнь элементы «автоматизма». К обычаям относятся способ приготовления пищи, манера одеваться и вести себя в обществе, осуществление обрядов, система воспитания детей, отношение к старикам и т.д., то есть сложившийся стиль жизни данного народа. В целом, обычаи есть отражение определенного, характерного для данной общности видения социальной реальности.

В современных условиях, в связи с распространением массовой культуры, многие традиции и обычаи уходят в прошлое или деформируются, но остаются и такие, что по-прежнему выступают важным регулятором общественных отношений.

В условиях урбанизации и массовых миграционных процессов все больше распространяется, особенно в городах, массовая культура, связанная с обычаями «престижного потребления». Этот процесс, описанный Т. Вебленом феномен «показного потребления», объяснял поведение человека желанием обрести социальный статус через приобретение определенного рода вещей (например, о принадлежности к элите может свидетельствовать обладание машиной определенной марки). Такое потребление связано не с жизненными потребностями, а с подражанием определенному кругу лиц. Это может касаться не только материальных вещей, но и способов воспитания детей, проведения досуга и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.