Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения об адвокатуре в России




Лекция 1.

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту лекций – Закон об адвокатуре) позволило по-новому определить место и роль адвокатуры в современном российском обществе. В частности, в ст. 3 Закона об адвокатуре дается определение адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов, и при этом указано, что в качестве института гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. На основании этого органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству России. Такое положение более соответствует принципам правового государства, провозглашенным Конституцией России, и задачам адвокатуры как организации, осуществляющей защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц путем оказания им квалифицированной юридической помощи. Только в соответствии с данным законом адвокатура стала подлинно самоуправляемой организацией. Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интересов одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и тем самым на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией России, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом.
Эти задачи отечественной адвокатуры соответствуют принципам организации этого института, закрепленным в международных актах. Как гласят Основные положения о роли адвокатов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса. В соответствии с указанным предназначением в ст. 1 Закона об адвокатуре дается определение адвокатской деятельности как квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом подчеркивается, что адвокатская деятельность не является предпринимательской – это обусловлено указанным выше общественным значением квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Также в законе определяется, какие виды профессиональной юридической деятельности не относятся к адвокатской деятельности.
Согласно данной норме, не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая следующими лицами:

· работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

· нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. Важной новеллой Закона об адвокатуре стало нормативное определение адвоката. Согласно п.1 ст.2 Закона об адвокатуре в ныне действующей редакции адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом определено, что адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Данное пояснение наиболее полно отражает суть адвокатской деятельности и гарантии, обеспечивающие возможность ее осуществления. При этом установлено, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Таким образом, занятие указанных должностей запрещено для адвокатов вне зависимости от того, являются ли они оплачиваемыми или неоплачиваемыми. Однако в ныне действующей редакции Закона об адвокатуре закреплено положение о том, что адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Данная новелла направлена на закрепление существующего положения, разрешающего адвокатам занятие даже платных должностей в адвокатских образованиях и органах адвокатского самоуправления, поскольку логично, что указанные должности должны заниматься и исполняться самими адвокатами. При этом в п. 2 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката установлено, что вознаграждение, выплачиваемое адвокатам за работу в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной палате адвокатов, носит характер компенсационной выплаты со стороны соответствующей палаты за вынужденную невозможность в связи с исполнением указанных полномочий в полной мере осуществлять адвокатскую деятельность. Также в законе приведен примерный перечень видов юридической помощи, которая может быть оказана адвокатом его доверителям. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
При этом в Законе об адвокатуре содержится указание на то, что адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. Следовательно, перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатом, является открытым.
В настоящее время впервые на законодательном уровне установлены принципы адвокатуры. Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре адвокатура действует на основе следующих принципов:

1. законности,

2. независимости,

3. самоуправления,

4. корпоративности,

5. равноправия адвокатов.

 

Принцип законности означает, что организация и деятельность адвокатуры должны осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм. Принцип законности лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц – всех субъектов права. В частности, взаимоотношения государства и адвокатуры должны строиться строго на основе принципа законности, государство не вправе вмешиваться в организацию и деятельность адвокатуры иначе, чем это предусмотрено законодательством.
Кроме того, применительно к деятельности каждого конкретного адвоката следует отметить, что недопустимо достижение целей и задач адвокатуры с применением незаконных методов и средств. В связи с этим каждый адвокат в своей повседневной профессиональной деятельности должен неукоснительно соблюдать предписания правовых норм. Для адвокатов данный принцип корреспондирует также с нормой Кодекса профессиональной этики (п. 1 ст. 10), согласно которой закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя.

Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти, местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству России. Кроме того, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

В то же время в законе об адвокатуре предусмотрено несколько случаев, когда государство в лице своих органов и должностных лиц принимает непосредственное участие в организации и деятельности адвокатуры. Это, в частности, следующие случаи:

1. финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно (п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре);

2. оплата помощи, оказываемой адвокатами по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда;

3. участие судей судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов, представителей территориальных органов юстиции, представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации в работе квалификационных комиссий (ст. 33 Закона об адвокатуре);

4. утверждение федеральным органом юстиции форм реестров адвокатов, а также формы удостоверения адвоката и формы ордера;

5. ведение реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и федерального реестра адвокатов соответственно территориальными органами юстиции субъектов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации;

6. выдача удостоверений адвокатам территориальными органами юстиции субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Закона об адвокатуре);

7. выдвижение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлений о создании юридических консультаций (п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре).
Применительно к деятельности каждого конкретного адвоката следует отметить также, что при осуществлении адвокатом профессиональных действий по конкретному делу никто, кроме доверителя, не вправе давать ему указаний о том, как действовать. Это ограничение в равной мере относится и к государственным и муниципальным органам, и к органам адвокатского сообщества, и к органам адвокатских образований.

Следующие принципы – самоуправления и корпоративности – тесно связаны между собой.

Принцип самоуправления подразумевает самостоятельное определение (в рамках закона) адвокатом форм своей деятельности, самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов самоуправления, невмешательство государства в деятельность указанных органов. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе навязывать адвокатским объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, отменять или приостанавливать действие этих решений. Все вопросы внутренней организации деятельности адвокатского сообщества решаются специально созданными органами адвокатуры. В Законе об адвокатуре говорится, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом, несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией, для членов которой устанавливаются единые требования в отношении вступления в адвокатуру и деятельности в статусе адвоката. В этом заключается принцип корпоративности. Следует отметить, что проявлением (реализацией) принципов корпоративности и самоуправления является деятельность адвокатских палат всех уровней. С принятием Закона об адвокатуре впервые в истории нашей страны адвокаты были объединены на федеральном (общероссийском) уровне. Ранее такого объединения никогда не существовало, поскольку на общегосударственном (общероссийском) уровне адвокатов объединяли только общественные организации, но ни в дореволюционное время, ни в советский период российские адвокаты не были объединены в обязательном порядке. В настоящее время принцип корпоративности реализуется путем объединения всех адвокатов региона в Адвокатскую палату данного региона, с тем, что все региональные адвокатские палаты являются членами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, которая, таким образом, официально объединяет всех без исключения адвокатов России.

Принцип равноправия адвокатов означает, что вне зависимости от того, в какой форме, индивидуально или коллективно, осуществляется деятельность адвоката, государство не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителем осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты. Таким образом, со стороны государства ко всем без исключения адвокатам должно быть равное отношение, и между собой адвокаты не должны допускать нарушения равноправия. Указанные принципы должны реализовываться во всех нормативных актах, составляющих законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. Согласно ст. 4 Закона об адвокатуре законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Последнее очень важно, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ адвокатура относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Можно также отметить большое значение принятых к настоящему времени подзаконных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты организации и деятельности адвокатуры России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.