Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место бухгалтерского учёта в коммерческих банках и проблемы его автоматизации




Управление современными банками относится к одной из самых сложных интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Оно базируется на использовании полной и достоверной информации о формировании ресурсов и их размещении, достигнутых результатах, наличии резервов на возможные потери по ссудам и по другим банковским операциям. Система, обеспечивающая банки такой информацией, и есть бухгалтерский учёт.

Ежедневная деятельность банков использует значительный объём информации о движении средств по лицевым счетам клиентов, счетам внутрибанковских операций. Оперативная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учёт.

Данные финансового учёта предназначаются для специалистов-менеджеров и внешних пользователей, включая акционеров, клиентов банка, банки-корреспонденты, налоговые органы и др. Так, клиентам банка ежедневно должны передаваться выписки из их лицевых счетов, банкам-корреспондентам - выписки из корреспондентских счетов. При получении межбанковских кредитов требуется предоставление полной учётной информации банка о его платёжеспособности.

Кроме использования информации финансового учёта специалисты-менеджеры нуждаются в специально подготовленной управленческой учётной информации о деятельности банка, которая используется в процессе планирования, исполнения и контроля. Так, для образования резервного фонда на возможные потери по кредитам необходимо наличие подробной учётной информации о классификации кредитного портфеля по степени их риска, а также о наличии обеспечения кредитов и его качестве.

Бухгалтерский учёт в банках базируется на общих основополагающих правилах, отражении всех операций на активных и пассивных счетах методом двойной записи, унификации учёта, т. е. использовании одних и тех же балансовых счетов всеми банками при совершении экономически однородных операций. Методологическим центром по организации бухгалтерского учёта в банках является Национальный банк (НБ) РБ. Он устанавливает для коммерческих банков правила ведения бухгалтерского учёта, т. е. план счетов, порядок отражения в них операций, состав отчётных документов и др.

Бухгалтерский учёт в банках тесно связан с учётом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчётному, кассовому, кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчётам и др. находят отражение в бухгалтерском учёте банков предприятий. Банковские операции, отражённые в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий на текущих, расчётных и других счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка - по пассиву.

Банковский бухгалтерский учёт характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчётные, кредитные и другие операции, совершённые в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учёта клиентов и контролируются путём составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учёта создаёт возможность анализа банковской деятельности.

Базой бухгалтерского учёта в банках является операционная работа, к которой относятся:

• приём денежных документов от предприятий и проверка правильности их оформления;

• подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учёте;

• ведение картотек расчётных документов и срочных обязательств;

• осуществление контроля за своевременностью платежей;

• операции с корреспондентскими счетами, возникающими в связи с осуществлением расчётов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками и др.

Организация учётно-операционной работы во многом зависит от установленного в учреждении банка документооборота, т. е. от порядка прохождения документов по всем стадиям их обработки. В целях рационализации документооборота в каждом банке составляется график документооборота. Для ускорения движения между структурными подразделениями операционного отдела документы группируются с учётом характера указанных в них банковских операций (кассовые операции, иногородние расчёты и т. д.).

Анализ состояния бухгалтерского учёта и отчётности выполняется специалистами-менеджерами и проводится в двух направлениях: аналитическом и синтетическом (анализ баланса). Аналитическая работа банка ведётся по следующим направлениям:

• анализ банковского баланса и других форм отчётности (анализ балансовых и внебалансовых статей, анализ других форм отчётности, включая финансовые результаты деятельности банка),

• анализ состояния учёта и отчётности (анализ данных аналитического учёта, анализ соответствия данных аналитического учёта данным синтетического учёта),

• анализ состояния договоров, учредительских документов (анализ операционных договоров, анализ хозяйственных договоров, анализ учредительских документов).

Результаты анализа используются для выработки рекомендаций по улучшению и совершенствованию деятельности банка.

Работа операционных работников банка и специалистов-менеджеров разнообразна и сложна. Поэтому успешная работа любого коммерческого банка напрямую зависит от качества функционирования автоматизированной системы бухгалтерского учёта (АС БУ).

Автоматизированная система бухгалтерского учёта представляет собой форму организационного управления банком на основе широкого использования программно-технических средств и новых информационных технологий. АС БУ, опираясь на моделирование финансово-кредитных операций, упорядочение информационных потоков, применение экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, снижает трудоёмкость и делает более рациональной управленческую деятельность в банке, позволяет расширить круг решаемых задач, повысить обоснованность и своевременность принимаемых решений. Это достигается за счёт использования новой информационной технологии, которая приходит на смену ранее существовавшей, и предполагает новые подходы к организации банковской деятельности. Под повой информационной технологией понимается совокупность внедряемых в практику принципиально новых средств проектирования банковских систем (использование КЕЙС-средств) и способов обработки данных (поддержка архитектуры "клиент-сервер"), представляющих собой целостные технологические системы, обеспечивающие формирование, передачу, хранение и отображение информации с наименьшими затратами.

АС БУ объединяет объекты управления (функциональные подразделения банка, филиалы, обменные пункты и т. д.) и управляющую систему, т. е. орган управления банком, его управляющий аппарат со своими методами ведения работы, анализа, принятия управленческих решений. Взаимодействие перечисленных элементов осуществляется посредством движения информационных потоков в виде прямой и обратной информационных связей. Прямая информационная связь является носителем распорядительных сведений, выдаваемых органом управления для функционирования управляемых подразделений банка. Обратная информационная связь обеспечивает управляющую систему сведениями о ходе выполнения возложенных на подразделения функций по банковскому обслуживанию клиентов или взаимодействию через расчётный центр с другими банками.

Проектирование и функционирование АС БУ основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов теории систем, системного проектирования, информатики и других наук, позволяющих обеспечивать необходимую надёжность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АС БУ в практику.

Принцип совместимости, или системный подход, может быть отнесён к главным принципам. Он заключается в необходимости разностороннего анализа структуры и деятельности банка, выявления состава решаемых задач, функционального и информационного взаимодействия элементов системы между собой и внешней средой. Другими важными принципами являются:

• информационная обратная связь - возможность использования АС БУ для своевременного отображения результатов деятельности банка и регулирования характера его функционирования посредством принятия обоснованных решений;

• декомпозиция - возможность улучшения организации и качества проектирования, разбиения системы на подсистемы, блоки, модули, комплексы задач с последующим формированием проектных решений и созданием программных продуктов и документации на подсистемы;

• непрерывное развитие АС БУ - обновление и пополнение средств вычислительной техники, общесистемного программного обеспечения (ПО), доработка схемы базы данных и прикладного ПО;

• совместимость - взаимодействие подсистем АС БУ различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования;

• стандартизация и унификация - использование типовых, унифицированных и стандартизованных элементов при создании и развитии АС БУ: типового общесистемного ПО (ОС, СУБД и др.), унифицированных аппаратных средств вычислительной техники;

• интеграция - объединение в единой технологической цепи процедур сбора, накопления, хранения, обработки данных, формирования управленческих решений в условиях функционирования многоуровневых вычислительных систем;

• автоматизация информационных потоков и документооборота -1) использование технических средств для сбора, регистрации, обработки данных, создания первичных документов и отчётов, 2) внедрение безбумажной технологии, 3) использование средств связи для передачи банковской информации на любые расстояния;

• эффективность - выбор наиболее рациональных проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание АС БУ в процессе её эксплуатации.

Создание АС БУ помимо общесистемных принципов требует учёта особенностей структуры банковских систем и специфики банковской деятельности. Первая проблема - это значительная сложность организационного взаимодействия, которая вызывает необходимость создания многоуровневых, иерархических систем (головной банк, его филиалы, обменные пункты) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу создания АС БУ закладывается сетевая архитектура, широкое применение компьютеров и формирование на их базе взаимосвязанных специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Создаются АРМы различных уровней управления (руководителей, начальников управлений, работников подразделений банка, служащих и других специалистов, занятых преобразованием информации) с последующим объединением АРМ различных уровней и назначения в вычислительную сеть. Например, можно выделить следующие группы АРМ: "Кредиты", "Депозиты" и "Учёт ценных бумаг", "Расчетно-кассовое обслуживание", "Обменный пункт" и др. Каждый сотрудник какого-либо отдела банка наделяется определёнными правами доступа к соответствующей подсистеме и поэтому может выполнять только возложенные на него функции. Набор этих функций и образует АРМ сотрудника.

Второй проблемой является сложность видов обеспечения АРМ каждого специалиста, работающего в банке.

Обязательными видами обеспечения АРМ являются: функциональное, информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационно-правовое, лингвистическое и эргономическое.

Функциональное обеспечение отражает предметную, содержательную направленность АРМ. Например, для операциониста банка - это набор задач, связанных с обработкой платёжно-расчётных документов, полученных от клиентов в процессе оформления банковских операций, для работника бухгалтерии - задачи банковского учёта и формирование балансов, для руководящих работников - задачи справочно-информационного и рекомендательно-аналитического характера для формирования управленческих решений и т. д.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в банковской работе, а также информационные массивы данных на машинных носителях (базы данных), используемые в процессе автоматизированного решения функциональных задач, с рекомендованными способами накопления, хранения, передачи информации и т. п.

Техническое обеспечение составляет выбранный комплекс технических средств (КТС), позволяющий вводить, хранить, накапливать информацию на машинных носителях и передавать её между различными АРМ как внутри банка, так и при его взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность алгоритмов, экономико-математических методов преобразования информации и моделей, отражающих в информационном плане финансово-кредитные процессы и методы решения банковских задач.

К программному обеспечению относится комплекс разнообразных средств общего и прикладного характера, автоматизирующий выполнение регламентных задач и запросных процедур, подлежащих выполнению на конкретном рабочем месте специалиста банка.

Технологическое обеспечение представляет собой совокупность проектных решений, определяющих технологию обработки в соответствующей сфере деятельности, создание технологических условий для ведения банковских операций в автоматическом режиме, а также набор технологических инструкций и рекомендаций, подкрепляющих эти операции.

Совокупность нормативно-правовых документов, определяющих права и обязанности специалистов и регламентирующих их работу в условиях использования АРМ, относится к организационно-правовому обеспечению.

Лингвистическое обеспечение включает языковые средства АРМ: информационно-поисковые языки, метаязыки, языки общения пользователя с системой, языки запросов, программирования и другие средства, ориентированные на создание наиболее комфортных условий взаимодействия пользователя АРМ с техническими средствами.

Эргономическое обеспечение предусматривает формирование методов и средств, способных создать оптимальные условия для использования АРМ специалистом, быстрого освоения им способов выполнения технологических операций, достижения качественной, безошибочной работы при низкой утомляемости и росте производительности труда.

Некоторые важные проблемы, которые необходимо решать при разработке АС БУ банка:

• идеология построения системы должна закладываться с учётом дальнейшего возможного развития банковских технологий, т. е. анализ задач, требующих решения сегодня, должен вестись с перспективой развития их в ближайшем будущем; это приводит к необходимости использования спиральной модели проектирования, предусматривающей применение КЕЙС-технологий;

• внедряемые технологии должны, по возможности, равномерно осуществлять автоматизацию всех аспектов деятельности банка, что поможет избежать появления "узких мест"; эта проблема предполагает необходимость доработки спиральной модели проектирования с целью учёта декомпозиции АС БУ на подсистемы и их сопряжения на определённых этапах проектирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.