Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности потребительского поведения

График

Совместный анализ поведения покупателей и продавцов позволяет определить ситуацию экономического равновесия, при которой интересы и желания обоих эконо­мических агентов совпадают.

В точке равновесия спрос и предложение совпадают.

Если линия D отражает рыноч­ный спрос на товар, а линия S — его предложение, то состоянию равновесия соответствует точка их пересечения Е. Этой точке со­ответствуют равновесные цена Ре и количество Qe.

Рыночное равновесие предполагает равенство цены спроса цене предложения и, соответственно, величины спроса величине пред­ложения.

При любой цене, отличной от цены равновесия, или при лю­бом объеме производства, отличном от равновесного, рынок ока­зывается в разбалансированном состоянии, что неизбежно сказы­вается на объеме продаж.

Если реальная цена выше цены равновесия, на рынке возни­кает избыток товарной массы (избыток предложения), что по­рождает тенденцию к понижению рыночной цены на товар. На­против, если рыночная цена ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров (избыток спроса), что порождает тенденцию к повышению цены на товар. Только достижение равновесного со­стояния обеспечивает стабильность рынка и наибольший объем продаж.

Фармацевтическая деятельность в сфере лекарственного обра­щения предполагает учет государственного вмешательства в его функционирование. Наиболее существенными с точки зрения ана­лиза спроса и предложения направлениями государственного ре­гулирования являются налоговая политика и политика регулиро­вания цен на отдельные виды товаров.

 

В экономической теории поведение потребителя на рынке рассматри­вается в 3 этапа:

1. изучение предпочтений (вкусов);

2. изучение бюджетных ограничений;

3. потребительский выбор.

Потребительские предпочтения (вкусы) описываются тремя предпо­ложениями;

а) предпочтения сформировались;

б) предпочтения транзитивны (если товар А лучше В, а В лучше С, то А лучше С);

в) все товары хорошие, потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему.

Однако, хорошая реклама может изменить предпочтение и повлиять на увеличение спроса, появление новых продуктов может изменить вку­сы. Для рынка безрецептурного отпуска лекарств и ИМНв том случае, когда решение о покупке принимает сам покупатель, справедливы все три предположения.

В остальных случаях, когда решение о назначении лекарства принимается врачом, его рассматривают как промежуточного потребителя, учитываются предпочтения врача. Но, без сомнения, пред­почтения врача должны определяться особенностями организма больного, его возрастом, эффективностью действия лекарства, возможными побочными эффектами.

На предпочтение оказывают влияние бюджетные ограничения, т.е. раз­мер части бюджета, предназначенный для покупки данного товара. Вли­яние дохода на спрос описывается коэффициентом подоходной эластичности (Еi):

 

Q1-Q0/ Q0

Ei = ------------

I1 - I0 / I0

 

где 10, I 1, - доход,

Qo, Q 1, - количество приобретаемых товаров.

 

Еi - показывает, как изменится спрос на товар при изменении дохода на 1%, при этом, если Еi > 0, то говорят, что товар высшей категории, т.е. при увеличении дохода потребители приобретают этот товар. Ei < 0, то товар низшей категории, т.е. при снижении дохода потребители приобретают больше данного товара.

Итак, поведение потребителей определяется предпочтением и бюд­жетным ограничением. Как же осуществить выбор? Покупатель должен достичь максимального удовлетворения своих потребностей при задан­ном ограничении бюджета. На выбор потребителя оказывают влияние ценовые факторы спроса, а также неценовые детерминанты.

Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. На­пример, известие о предстоящем повышении цен или дефиците, влечет за собой ажиотажный спрос.

Цены на сопряженные товары. Следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары.

К взаимозаменяемым товарам относятся синонимы и аналоги ЛП. На­пример, валокордин и корвалол. Если товары взаимозаменяемые, то по­вышение цен на один товар, влечет за собой повышение спроса на другой. Существует прямая связь.

Если товары взаимодополняющие, например, масло какао и свечи с маслом какао, то при повышении цены на масло какао, спрос на свечи с ним снизится. Существует обратная зависимость между спросом на один товар и ценой на другой.

Рост цен на независимые товары (например, продукты питания) для отдельных групп населения может привести к снижению спроса на ЛП.

Для измерения этих зависимостей существует коэффициент перекрес­тной эластичностиху), который показывает насколько чувствительна величина спроса на товар (X) к изменению цены на товар (Y):

 

Q1x-Q0x/ Q0x

Exy= -----------------

P1y - P0y / P0y

 

где Q1x, Q0x, - количество приобретаемого товара X; P1y, P0y- цена на товар Y;

или

Exy = % изменения количества X

% изменения цены Y

 

если Exy > 0, то товары взаимозаменяемые;

Exy < 0, то товары взаимодополняющие;

Exy = 0, то товары независимые.

 

ПРИМЕР

Расчет коэффициента перекрестной эластичности.

Цена на седуксен увеличилась на 15%. Спрос на реланиум повысился на 20%. Цена на но-шпу в таблетках возросла на 30%. Спрос на но-шпу в ампулах увеличился на 60%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночное равновесие | ВОПРОС 1. Ликвидация последствий аварии на радиационно опасных объектах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.