Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликт: понятие, типы, стратегии поведения и способ предупреждения




Конфликт — наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.

Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, социальные.

Причины конфликтов: в различных целях, интересах, способах достижения цели, мнениях, психологических особенностях. Конфликтогенами могут выступать слова, действия, благодаря им могут возникать конфликты помимо желания человека.

– различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;

– отсутствие эмпатии между общающимися;

– отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;

– несовместимость характеров коммуникантов;

– экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;

– барьер отвращения (брезгливость).

– нарушение межличностной дистанции:

– интимная – до 20 см;

– личностная – от 45 см до 1,5 м;

– социальная – 1,2 м - 3,5 м;

– публичная – от 3,5 м;

– манипулирование в процессе общения одной из сторон;

– сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).

Функции конфликтов:

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт?

С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.

Сократ: «В споре рождается истина»

Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.

Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:

— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;

— конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

— в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;

— конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;

— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

1. Избегание - уход (уклонение) стремление уйти от конфликта;

Конфликтные привычки:

· прекращаете разговаривать с этим человеком;

· подавляете в себе несогласие с ним;

· становитесь в позу обиженного;

· ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;

· переходите на сдержанный тон в обращении с ним и на формальные отношения;

· скажете неприятные слова о нем, но не ему;

· намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;

· мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров по общему делу.

2. Приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов);

Конфликтные привычки:

· делаете вид, будто ничего не произошло;

· предпочитаете пойти на его условия ради мира;

· ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить ему;

· употребляете все свое личное обаяние, чтобы достигнуть цели;

· ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;

· сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.

3. Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти);

Конфликтные привычки:

· продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;

· выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет вашу точку зрения;

· пробуете его перехитрить;

· предпочитаете криком решить проблему;

· станете искать союзников с целью оказать на противника должное воздействие;

· твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;

· можете прибегнуть к физическому или моральному насилию.

4. Компромисс (взаимные уступки, «половинчатый решения»);

Конфликтные привычки:

· предложите делить "конфликтный пирог" поровну;

· вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);

· вы немного уступите, но для того, чтобы потом получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс).

5. Сотрудничество (решение проблемы) (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение).

Конфликтные привычки:

· признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;

· не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера,

· отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения);

· приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;

· честно принимаете на себя ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта;

· в случае неудачи стараетесь не стать врагами, а продолжать совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.

Любой человек, сообразуясь с собственными целями, которые он преследует, вступая в конфликт, может эффективно уметь использовать каждый из стилей поведения и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

С помощью социального психолога можно определить стиль решения проблемных ситуаций, на который в большей мере ориентированы вы или ваши сотрудники. Важно помнить, что наиболее эффективный стиль поведения определяется конкретной ситуацией и вашими личными особенностями.

Стиль конкуренции полезен, когда:

· исход очень важен для вас и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;

· вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

· решение необходимо принять быстро и вы имеете достаточно власти для этого;

· вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

· вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

· вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен их повести за собой;

· вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Стиль уклонения рекомендуется тогда, когда:

· напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабить накал;

· исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение столь тривиально, что не следует тратить на него силы;

· вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

· вам нужно выиграть время для того, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться дополнительной поддержкой;

· ситуация очень сложна и ее решение потребует слишком многого от вас;

· у вас мало власти для принятия вашего способа решения;

· пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и немедленное обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию.

Стиль сотрудничества возможен, когда:

· решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;

· у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

· у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

· вы и другой человек осведомлены о проблеме, информированы о взаимных интересах, готовы потрудиться над решением, способны выслушать друг друга;

· вовлеченные в конфликт стороны обладают равными властными полномочиями или ориентированы на равных искать решение проблемы.

Стиль приспособления уместен, если:

· вас не интересует или не волнует случившееся;

· вы хотите сохранить мир или добрые отношения с другими людьми;

· вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

· у вас мало власти или шансов на победу;

· вы полагаете, что другой человек может извлечь из ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он допускает ошибку.

Стиль компромисса выбирайте, если:

· вы испытываете дефицит времени и хотите прийти к решению быстро;

· обе стороны уравнены во властных полномочиях и имеют взаимоисключающие интересы;

· вас может устроить временное решение;

· вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

· другие пути решения проблемы оказались неэффективными;

· решение не имеет для вас принципиального значения и вы можете без существенных потерь пересмотреть первоначальные цели;

· компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.

Можно указать и на так называемые межличностные цели разрешения конфликтов:

· уклонение (по мере возможности) от дискуссий, которые провоцируют возникновение противоречий и существенных разногласий;

· снижение личностной значимости конфликтной ситуации и акцентирование солидаристских задач конфликтующих;

· принятие волевого решения по ликвидации конфликта на его начальной стадии с использованием своего авторитета и властных полномочий;

· частичное принятие точки зрения другой стороны в целях достижения компромисса (при этом следует иметь в виду, что на начальных стадиях конфликта компромисс по важному вопросу не позволит вам осуществить целостный диагноз проблемы; тогда вам придется удовлетвориться доступным, но не логичным и необходимым в данной ситуации).

Шаги решения конфликта:

1. выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий);

2. выявить, какие интересы, желания у конфликтующих;

3. понять доводы, аргументы, интересы оппонента;

4. эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар агрессии» - самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах);

5. отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу);

6. искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон (каким может быть справедливое решение? Какие варианты справедливого решения?)

Нельзя в конфликтной ситуации: критически оценивать партнера,приписывать ему низменные или плохие намерения,демонстрировать знаки превосходства,обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту,игнорировать его интересы, видеть все только со своей позиции, уменьшать вклад и заслуги оппонента, преувеличивать свои заслуги, раздражать, кричать, нападать, задевать «болевые точки» оппонента, обрушивать на оппонента множество претензий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.