Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психического развития детей с моторной алалией




IV.

III.

II.

I.

Дислалия как самостоятельное речевое нарушение не оказывает особого влияния на психическое развитие ребенка. Однако при акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формах для детей характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Дети хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

У детей с функциональной дислалией нередко констатируются выраженные невротические реакции, обусловленные некоторыми нарушениями корковой нейродинамики и ослаблением тонких дифференцировок в речедвигательном анализаторе.

Грубых органических поражений ЦНС у большинства детей с дислалией не встречается, значительно чаще отмечаются нарушения вегетативной нервной системы. В результате соответствующих нарушений у детей с дислалией отмечаются:

­ недостаточность в фонематическом анализе слова и отсутствие установки на подобный анализ, особенно резко выступает плохая смысловая дифференциация в восприятии согласных звуков;

­ вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений;

­ плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной;

­ недостаточность стремления, мотивации в процессе отборочного или мотивационного развития произношения к овладению правильным звукопроизношением;

­ отсутствие сознания своих речевых отклонений.

Большинство детей обладают нормальным интеллектуальным развитием (за исключением отдельных случаев, когда отмечается задержка в психическом развитии).

Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с дислалией предусматривает не только формирование произносительных навыков, развитие фонематического анализа, но и обогащение словаря, формирование представлений об окружающем, развитие произвольного внимания и памяти (особенно слуховой).

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с умственной отсталостью.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

­ дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

­ дизартрия у детей с церебральным параличом;

­ дизартрия у детей с олигофренией;

­ дизартрия у детей с гидроцефалией;

­ дизартрия у детей с задержкой психического развития;

­ дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Несмотря на то, что у таких детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

В логопедической практике дислалию довольно часто смешивают со стертыми формами псевдобульбарной дизартрии. Отличительные признаки дизартрии от дислалии приведены в таблице.

Критерии Дислалия Дизартрия
  Причины Соматическая ослабленность, органики нет. Поражение ЦНС
  Неврологическая симптоматика Отсутствует Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого нёба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ; сглаженность носогубных складок
  Двигательная сфера Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика
  Звукопроизношение Нарушено, прогноз благоприятный Нарушено. Поставленные звуки автоматизируются с трудом
  Просодика Голос звонкий, громкий, богато модулированный Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый
  Речевая активность Повышена Снижена
  Отношение к своему дефекту Критичен Не критичен
  Вегетативные нарушения Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме Вегетативные нарушения грубовыражены; синюшные, холодные, влажные конечности
  Гигиенические навыки Вырабатываются быстро, стойко удерживаются, внешне дети опрятны Вырабатываются с трудом из-за моторных нарушений, дети неопрятны
  Сон Сон спокойный без ночных страхов и сновидений Частые расстройства сна, ночные страхи, сновидения
  Дыхание Дыхание диафрагмально-речевое в норме Дыхание прерывистое, ключичное
  Психические процессы Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект ­ в норме, редко наблюдается ЗПР Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое, низкая работоспособность; часто встречается ЗПР
  Активность Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключа­ются с одного вида дея­тельности на другой Дети медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой
  Поведение В контакт вступают легко, поведение адекватное Поведение неровное, частые смены настроения

В отличие от детей с нормой речевого развития, многим детям с дислалией и дизартрией свойственна пассивность, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. Для детей с дислалией и дизартрией характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях. Детям с дислалией и дизартрией особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. При определении и назывании эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с дислалией и дизартрией смешивают различные эмоции: гнев, страх, удивление. Максимальная успешность достигнута ими в определении эмоциональных состояний радости и грусти. Частота употребления эмоциональной лексики в устной речи детей с дислалией и дизартрией в два раза ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

У дошкольников с дислалией и дизартрией выявлены многочисленные ошибки в установлении синонимических отношений.

По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития, с умственной отсталостью (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм (непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту)), легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

Врожденные расщелины губ и нёба вызывают тяжелые расстройства коммуникативной функции речи, тем самым нарушая возможность общения ребенка с окружающими.

Заметные отклонения психики появляются и у ребенка, начиная с того момента, когда он попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недостатки его речи и внешности.

Осознание своей неполноценности у большинства детей с ринолалией наблюдается на 6­7-м году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношен ий.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с ринолалией изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее ­ снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения.

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17­20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение и т. д. В этот период неразборчивая речь способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт характера. Отсюда в работе с детьми, подростками и взрослыми, страдающими ринолалией, возникает необходимость предусмотреть не только коррекционные приемы, направленные на преодоление собственных речевых недостатков, но и ряд психотерапевтических мероприятий.

У дошкольников с ринолалией в большей степени, чем в норме выражены дезадаптивные качества, такие как напряженность, зажатость, преобладание негативных и астенических переживаний.

Показатели работоспособности этой группы заметно ниже, чем у здоровых детей, что свидетельствует о тенденции к перевозбуждению и эмоциональному напряжению. По средним показателям работоспособности группа дошкольников из массовых детских садов более однородна, тогда как у их ровесников с ринолалией работоспособность колеблется от дремотного состояния с вялой умственной активностью до состояния эйфории.

Удалось показать достоверное снижение у детей с ринолалией порогов болевой чувствительности при исследовании точек, рекомендуемых для рефлексотерапии речевых расстройств. Регистрация кожно-гальванической реакции обеих рук позволила показать достоверное относительное повышение активности правого полушария под воздействием стресса (контрольного выступления).

У детей с ринолалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость и т.п. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избегать ситуаций, требующих употребления речи, а если это не удается, предпочитают использовать жесты.

Механизм моторной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

Выявляется диссоциация между структурными компонентами, составляющими речевую деятельность таких детей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других ­ недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.

У детей с алалией недоразвитие речи сочетается с несформированностью мотивации общения, с нарушением активности разных компонентов деятельности. Отсутствие стремления к общению связано с трудностями общения и усугубляет их.

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности ­ от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем.

Выявляются общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечаются понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии (врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Обратное явление, когда человеку сложно использовать обе руки, называют амбисинистрией). Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т.д. Особенно страдает вербальная память ­ произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.

В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, опосредованных речью, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности.

Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией различны по содержанию, степени обобщенности способов деятельности, по уровню выполнения. Отмечается отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят о несформированности обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.

При алалии своеобразно формируется речевое мышление. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности.

В большинстве случаев при алалии отмечается вторичная задержка умственного развития (пробелы в знаниях, примитивизм, конкретность мышления). Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, нарушением работоспособности. По мере преодоления речевого недоразвития задержка умственного развития постепенно сглаживается.

При алалии отмечаются бедность логических операций, нарушение мышления, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса (координированное, сознательное произвольное движение или действие), акустического гнозиса (познавание предметов и явлений, их смысла и символического значения), т.е. у детей снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.

Детям легче выполнять задание, если оно предлагается в наглядном, а не в речевом плане. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный уровень логического абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе.

У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей.

В процессе школьного обучения обнаруживаются многочисленные затруднения в формировании умений и навыков письменной речи; у детей не формируется готовность к овладению грамотой и изучению грамматики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.