Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.Г. Белинский (1811-1848)




Педагогические основы развития личности:

- задача общественного воспитания – «сделать детей учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях»;

- задача семейного воспитания – воспитание общечеловеческих качеств;

- развитие индивидуальности (умственные качества, наклонности, способности, характер);

- учет возрастных особенностей

- ориентация на народность в воспитании;

- приобщение к деятельности;

- важность доверительных отношений, любви, взаимопонимания между воспитанниками и педагогами, родителями.

Н.А. Добролюбов (1836-1861 гг.).

Цель воспитания- воспитание гражданина, способного вести борьбу против крепостничества.

Педагогические основы воспитания- доступность образования. Организация воспитания на основе уважения ребенка. Ориентация на сознательность воспитанника. Учет индивидуальных, психологических особенностей ребенка. Необходимость женского образования.

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) – основоположник отечественной научной педагогики Труды: «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии».

Ведущие педагогические идеи:

- идея народности в воспитании. Образование в народ – единое целое. Воспитание существует столько же, сколько и сам народ, «с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе его историю, все лучшие и худшие качества. Это почва, на которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим».

- общество и воспитание: без общества нет развития человека и человечества, без развития нет общества, развитие есть принцип общества; труд и просвещение подведут к созданию нового общества, задача педагога – работать для потомства; воспитание тогда полезно, когда отвечает интересам развития общества, служит ему, а не стоит вне его; если воспитатель остается глух и нем к требованиям времени, то сам лишает школу жизненной силы; само понимание истории есть создание истории; воспитание имеет дело с наукой и жизнью, оно призвано их ней практические задачи, жизнь определяет развитие науки, ставит перед ней практические задачи, поэтому обучение должно носить материалистический характер.

К.Д. Ушинский раскрыл сущность процесса обучения, определил его стадии, сформулировал дидактические принципы и т.д.

Н.И. Пирогов (1810-1881гг.) – хирург, психолог.

Труды: вопрос жизни, быть и казаться, нужно ли сечь детей.

Педагогические идеи:

- приоритет общечеловеческого идеала в воспитании;

задача школы- формирования волевой, нравственно устойчивой личности;

- важность самопознания.

Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.) – педагог, психолог, философ, писатель.

Труды: о народном образовании, азбука, книга для чтения. Сторонник свободного воспитания.

П.Ф. Каптерев (1849-1922 гг.) – педагог, психолог, сторонник классической педагогики.

Труды: история педагогики, дидактические очерки, новая русая педагогика.

Педагогические идеи:

- цель обучения - создание условий для саморазвития личности;

- развитие педагогики осуществляется на основе учета достижений человекознания;

- идея взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания;

- самостоятельность воспитания по отношению к государству, церкви;

- аполитическое воспитание.

П.В. Вахтеров (1853-1924 гг.)- сторонник эволюционной педагогики.

Труды: доклад о всеобщем обучении; основы новой педагогики.

Педагогические идеи: сторонник эволюционной педагогики, в основе которой лежит идея развития индивида в процессе исторического развития; приоритетное значение нравственного и умственного воспитания; развитие умственной самостоятельности школьников; идея всеобщего начального бесплатного образования; предметное обучение с использованием наглядности; изучение индивидуальных особенностей личности; выступал за обновление содержания образования, использование активных методов обучения; независимость школы от политики государства.

В.В. Розанов (1856-1919 гг.)

Педагогические идеи:

- цель воспитания – приобщение к религиозным ценностям;

- идея национального воспитания на основе русских педагогических традиций;

- важная роль воспитания и образования в формировании души человека.

К.Н. Вентцель (1857-1947гг.)- теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Труды: борьба за свободную школу; принципы авторитета и его значение в жизни и воспитании; этика и педагогика творческой личности.

Педагогические идеи: разработал теорию свободного воспитания; уважение личности ребенка; воспитание вне политики; труд как средство нравственного воспитания.

П.Ф. Лесгафт (1837-1909гг.) – разрабатывал идеи нетрадиционного воспитания.

Труды: об играх и физическом воспитании в школе; о наказании в семье и его влиянии на развитие типа личности; руководство по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Педагогические идеи: факторы развития личности: наследственность, среда; условия физического, нравственного развития ребенка: труд, включение в разнообразные виды деятельности, дозирование нагрузки, ограждение от пагубного постороннего влияния, атмосфера любви; особая роль семейного воспитания; учет психологических, анатомо-физиологических особенностей ребенка.

В конце XIX начале XX вв. были предприняты попытки введения всеобщего начального обучения (1890, 1895, 1904, 1906, 1907, 1909-1911, 1916 гг.). Однако по разным причинам всеобщее начальное обучение отменялось.

Особенности историко-педагогического процесса в России в XIXв:

- определение научных основ педагогики;

- развитие классической и нетрадиционной педагогики;

- формирование государственной системы образования.

 

Литература.

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.,1987.
  2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. – М.,1990.
  3. Белинский В.Г. Избранные пед. соч. – М., 1982.
  4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1987.
  5. Каптерев П.Ф. Избранные пед. соч. – М., 1982.
  6. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России /XIX – начала XX вв./. – М., 1998.

Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Островский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.