Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определите причину коммуникативной неудачи в данных ситуациях

1. Идет научно-практическая конференция, на которой собрались лингвисты, практикующие психотерапевты, изучающие речевое общение. В руках одного из участников – собственная книга. Сосед спрашивает: «Где можно купить Вашу книгу?». Автор отвечает: «Даже не знаю… Но это же научная книга». Сосед: «А я и такие читаю».

2. Пресс-секретарь одного из государственных ведомств звонит на телевидение по поводу заказного сюжета в новостях: «Подъедет наш журналист, он даст вам инструкции…». Редактор: «Спасибо, но мы не нуждаемся в инструкциях».

3. Подчиненный – руководителю-женщине: «У вас новая кофточка! Этот цвет Вам очень к лицу – молодит…». Руководитель: «А я, по-вашему, старая, значит?...»

 

До момента взаимодействия у говорящего, как правило, имеется 3 вида данных, актуальных для планирования диалога:

1) что предстоит - какое речевое событие, речевой акт;

2) установки коммуникантов (на кооперацию либо конфронтацию);

3) информация о ситуации (формальное / неформальное общение и т.д.).

 

Итак, прогнозпредстоящей вербальной коммуникации строится на основе представлений о речевом акте(или серии речевых актов), коммуникативном взаимодействии (с учетом мотивови целей говорящего и слушающего, их вербальных и невербальных действий) и всей ситуации в целом. Эти представленияобусловливают стратегический выбор значимых единиц разных уровней и способов их организации, то есть конструирование связного текста, оптимального для решения коммуникативной задачи говорящего. При этом следует учитывать, что планирование речевого поведения есть не просто конструирование языковых высказываний, а часть интерактивного процесса, в котором слушающий не пассивно воспринимает текст-сообщение говорящего, а активно интерпретирует его речевые действия, реализуя собственную стратегическую линию. Поэтому диалог есть, по сути, коммуникативный поединок за право осуществить свою стратегию.

 

 

9.3. «Как это прикажете понимать?» Речевые маркеры коммуникативных стратегий

Как отмечалось выше, когнитивные планыпредставляют собой ментальные образования, недоступные непосредственному наблюдению. Лишь эпизодически они проявляются «на поверхности» — в речи: «не сочтите за комплимент», «не воспринимайте это как отказ», «я ни в коей мере не хочу вас обидеть»; «это всего лишь информация к размышлению» «хочу предупредить и т.п. В большинстве случаев такие высказывания используются говорящим для однозначного прочтения его коммуникативных намерений — в ситуациях, когда возможна неоднозначная интерпретация. Такого рода метакоммуникация свидетельствует, во-первых, об осознанностиговорящим своей коммуникативной задачи, во-вторых, учитывает, что определенные речевые тактикив некоторых контекстах не обнаруживают своих дифференциальных признаков. Происходит своего рода прагматическая нейтрализация: искренний комплимент может быть принят за лесть, сообщение воспринято в качестве косвенной просьбы и т.п.. Речевые формулы такого типа свидетельствуют о попытках говорящего идентифицировать свои речевые действияв плане коммуникативных намерений.

 

Для некоторых речевых тактик ситуации неоднозначного прочтения коммуникативных намерений являются типичными. Так, например, похвала, по замыслу говорящего, реализует стратегию положительной оценки. Однако убеждение, что похвала - это нечто позитивное, далеко не всегда соответствует действительности. Психологи отмечают, что похвала часто воспринимается слушателями негативно, рождает ощущение дискомфорта, неловкости и смущения, пробуждая оборонительные реакции. Психолог-практик М. Беркли-Ален провела эксперимент, попросив слушателей своего семинара написать, что они ощущают, когда их хвалят. Вот некоторые из ответов. «Когда кто-то, особенно мой начальник, меня хвалит, я воспринимаю это как попытку мною манипулировать». «В голове у меня сквозит мысль: это он говорит, чтоб я еще больше работал». «Мне интересно, что ему от меня понадобилось на этот раз». «Я чувствую смущение. Трудно что-нибудь сказать» [Беркли-Ален 1997:212]. Участники опроса ощущали, что похвала - это нечто, чему надо противостоять, на что надо отвечать. Это происходит оттого, что люди понимают: если кто-то дает положительную оценку, то в другой раз он может дать и отрицательную — сам факт оценивания подразумевает превосходство. Поэтому возможна реакция на похвалу со злостью, особенно если похвала не совпадает с восприятием данного человека:

А. - Ты прекрасно пироги печешь.

В. - Стряпуха из меня никудышная!

 

Журналист и писатель Ярослав Голованов рассказывал о ситуации, когда его после выхода книги о конструкторе Королеве дружно хвалили знакомые и малознакомые люди: "… А задумывались ли все они, как я должен на все это реагировать? Странные чувства испытываешь - хочется закричать: "Говорите! говорите еще!" - и одновременно убежать хочется. Невыносимо, когда, глядя тебе в глаза, говорят: "Ну, ты просто молодец!" Что отвечать? Как себя вести? Я не знаю! Говорю обычно с глупой улыбкой: "Это ты верно подметил". Или говорят: "Я вас по телевизору видела". При этом даже не уточняют, был ли я хорош или плох, видела, и все тут! Тут я говорю: "Ну и повезло же вам!" Но при этом я точно знаю, что нам обоим не весело." (КП, 1999, 14 янв.) Как видим, выход из неловкой коммуникативной ситуациижурналист нашел в самоиронии.

 

Каким образом в реальном общении учитываются возможности нейтрализации речевых тактик? Поскольку нейтрализации могут подвергаться не все речевые тактики, а лишь некоторые их них, именно последние должны включать дополнительные ходы, в случае необходимости блокирующие неверную (нежелательную) интерпретацию. Следовательно, в процессе обучения стратегиям речевого поведения необходимо указание на возможность иной, не планируемой говорящим интерпретации и знание корректирующих коммуникативных ходов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегия как способ прогнозирования | Проблемы планирования диалога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.