КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Экологическая экспертиза, экологический аудит, оценка влияния на окружающую среду
Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза в Украине – вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, которые основываются на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей, направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству естественных ресурсов, гарантированию экологической безопасности. Целью экологической экспертизы является предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах. Согласно закону Украины «Об экологической экспертизе» от 9.02.1995 г. № 45/95-ВР основными задачами экологической экспертизы являются: 1. определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности; 2. организация комплексной, научно мотивированной оценки объектов экологической экспертизы; 3. установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил; 4. оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество естественных ресурсов;
5. оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровью людей; 6. приготовление объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы. Основными принципами экологической экспертизы являются: 1. гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей естественной среды; 2. сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественной мысли; 3. научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность; 4. экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности; 5. государственное регулирование; 6. законность. Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, передпроектных, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, создание угрозы здоровью людей. Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые отрицательно влияют на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей. Экологическую экспертизу проводят: 1. Министерство экологии и природных ресурсов Украины, ее органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии; 2. органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины — в части, которая касается экспертизы объектов, которые могут отрицательно влиять или влияют на здоровье людей;
3. другие государственные органы, местные ради народных депутатов и органы исполнительной власти на местах соответственно законодательству; 4. общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования; 5. другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы; 6. отдельные граждане в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об экологической экспертизе» и другими законодательными актами. В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие экологические экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения. В принятии решения относительно дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз. Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены во время проведения государственной экологической экспертизы, а также в решениях относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства здравоохранения Украины, их органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти. К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций. Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность. Государственной экологической экспертизе подлежат:
1. государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения продуктивных сил, развития отдельных областей народного хозяйства; 2. проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, другая предплановая и предпроектная документация; 3. инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения; 4. проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области гарантирования экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей естественной среды и использования естественных ресурсов, деятельности, которая может отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровье людей; 5. документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе тех, которые закупаются за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей естественной среде и здоровью людей. Согласно решениям Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, отрицательное влияние которых значительно сказывается на состоянии окружающей природной среды и здоровье людей.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, которая требует экологического обоснования, за инициативой общественных организаций или других общественных формирований. Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой через создание на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований. Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов: 1. группами специалистов эколого-экспертных подразделов, учреждений или организаций Минприроды Украины — до 45 календарных дней с продолжением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы — до 120 дней; 2. специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями или другими специализированными организациями — до 90 календарных дней; 3. по доработанным материалам соответственно выводам предшествующей экологической экспертизы — до 30 календарных дней. Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а в случае необходимости — дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли во время проведения экспертизы.
Экологический аудит Законодательной основой в сфере экологического аудита в нашей стране является Закон Украины "Об экологическом аудите" 2004 г. Экологический аудит в Украине проводится с целью обеспечения исполнения законодательства в сфере охраны окружающей природной среды в процессе хозяйственной и иной деятельности. К основным целям и задачам в области экологического аудита с учетом международной практики относится: сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельности объекта экологического аудита и формирование на ее основе выводов экологического аудита; установление соответствия объектов экологического аудита требованиям законодательства по охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита; оценка влияния деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей природной среды; оценка эффективности, полноты и обоснованности мероприятий, которые предпринимаются для охраны окружающей природной среды на объекте экологического аудита. содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил; создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития; интеграция деятельности в области охраны окружающей среды с другими сферами деятельности. Законом предусмотрено два вида экологического аудита: добровольный и обязательный. Добровольный - осуществляется по инициативе руководства объекта аудита или по согласованию с ним, если Заказчиком аудита выступает третье заинтересованное лицо. Обязательный - осуществляется по заказу заинтересованных государственных органов для объектов или видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность. Обязательный экологический аудит в Украине проводится в случаях: банкротство; приватизация; передача в концессию объектов государственной и коммунальной собственности; передача или приобретение в государственную или коммунальную собственность; передача в долгосрочную аренду объектов государственной или коммунальной собственности; создание на основе объектов государственной и коммунальной собственности совместных предприятий; экологическое страхование объектов; завершения действия соглашения о распределении продукции соответственно закону; в других случаях, предусмотренных законом. В процессе экологического аудирования используются следующие основные термины и понятия: Экологический аудит - это документально оформленный системный независимый процесс оценки объекта экологического аудита, который включает сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мероприятий, условий, систем управления окружающей природной средой и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита; Критерии аудита - требования нормативно-правовых актов по охране окружающей природной среды, методики, рекомендации, организационные требования, руководствуясь которыми экологический аудитор оценивает доказательства экологического аудита, проводит их анализ и готовит выводы по объекту экологического аудита; Доказательства аудита - это документально зафиксированная информация о деятельности объекта экологического аудита, которая может быть проверена; Данные аудита - результаты оценки собранных доказательств аудита на соответствие критериям аудита; Выводы аудита - профессиональная оценка объекта экологического аудита, сделанная экологическим аудитором, которая основывается на доказательствах экологического аудита и является главной составляющей отчета об экологическом аудите. Формируется группой по аудиту в результате рассмотрения всех данных аудита с учетом целей аудита; Заказчик аудита - организация или лицо, которое подает заявку на проведение аудита; Объект аудита - предприятия, организации, учреждения, их филиалы и представительства или объединения, отдельные производства, другие хозяйственные объекты; системы управления окружающей природной средой, другие объекты, предусмотренные законом; Эколого-аудиторская деятельность включает проведение экологического аудита, а так же его организационное, правовое, методическое, консультативное и другие виды обеспечения; Аудитор - лицо, которое имеет компетентность для проведения аудита; Группа аудита - один или несколько аудиторов, которые проводят аудит при поддержке, если необходимо, технических экспертов; Программа аудита - один или несколько аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели; План аудита - описание видов деятельности и мероприятий по проведению аудита; Сфера аудита - объем и границы аудита; Компетентность - продемонстрированные личные качества и доказанная способность применять знания и умения. В настоящее время экологический аудит осуществляется так же по заказу субъектов хозяйственной деятельности на добровольной основе. Такие аудиты проводятся по заказу инициаторов (промышленных предприятий и компаний, международных финансовых организаций и частных инвесторов) для получения объективной оценки экологических аспектов деятельности предприятия, в том числе, при планировании, выборе оптимальной стратегии развития, принятии решения о предполагаемых инвестициях. В конечном итоге результаты экологического аудита являются основой для принятия решения: о соответствии и/или несоответствии деятельности предприятия существующим нормативным требованиям; об эффективности существующей системы управления; о величине потенциальных экологических рисков и значимости их последствий; об эколого-экономической эффективности реализуемых мероприятий. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) ОВОС – определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, мероприятий по предотвращению или уменьшению этих воздействий, приемлемости проектных решений с точки зрения безопасности окружающей среды (Государственные строительные нормы Украины "Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений ДБН А.2.2-1-2003") Материалы оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) являются обязательным разделом в составе проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов. Материалы ОВОС предоставляются в составе проектной документации уполномоченным государственным органам для экспертной оценки и должны всесторонне характеризовать результаты оценки воздействий на природную, социальную, включая жизнедеятельность населения, и техногенную среду (далее - окружающую среду) и обосновывать допустимость планируемой деятельности. Целью ОВОС является определение целесообразности и приемлемости планируемой деятельности и обоснование экономических, технических, организационных, санитарных, государственно-правовых и других мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды. Основными задачами ОВОС являются: общая характеристика существующего состояния территории района и площадки (трассы) строительства или их вариантов, где планируется осуществить планируемую деятельность; рассмотрение и оценка экологических, социальных и техногенных факторов, санитарно-эпидемической ситуации конкурентно-возможных альтернатив (в том числе технологических и территориальных) планируемой деятельности и обоснование преимуществ выбранной альтернативы и варианта размещения; определение перечня возможных экологически опасных воздействий и зон влияний планируемой деятельности на окружающую среду по вариантам размещения (если рекомендуется дальнейшее рассмотрение нескольких); определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду; прогноз изменений состояния окружающей среды соответственно перечню воздействий; определение комплекса мероприятий по предупреждению или ограничению опасных воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, необходимых для соблюдения требований природоохранного и санитарного законодательств и других законодательных и нормативных документов, которые касаются безопасности окружающей среды; определение приемлемости ожидаемых остаточных воздействий на окружающую среду, которые могут иметь место при условии реализации всех предусмотренных мероприятий; составление Заявления об экологических последствиях деятельности. Нормы являются обязательными для органов государственного управления, контроля и экспертизы, местного и регионального самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и физических лиц, которые осуществляют свою деятельность в границах Украины. Разработка ОВОС осуществляется организациями, имеющими государственную лицензию на этот вид проектной деятельности. В настоящее время ОВОС разрабатывается в соответствии с требованиями ДБН А.2.2-1-2003 г.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |