Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный материал. Учебно-методические материалы

Учебно-методические материалы

Дополнительная

Основная

ПЛАН

ЭТАПЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА

Лекция 9

 

БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

Цель: Ознакомить студентов с основными принципами документирования хозяйственных операций и классификацией бухгалтерских документов.

 

Задачи: 1. Усвоить экономическую категорию «первичные документы».

2. Изучить состав обязательных реквизитов первичных учетных документов, осмыслить их значение в учетной практике.

3. Осмыслить важность организации первичного документирования хозяйственных операций и общие принципы организации документооборота.

4. Изучить требования к хранению бухгалтерских документов.

 

Методы: метод проблемных ситуаций; метод классификации; метод выборочного исследования.

 

1. Понятие о бухгалтерской документации. Документирование хозяйственных операций.

2. Требования к составлению и оформлению бухгалтерских документов.

3. Правила документооборота, его этапы и значение.

4. Классификация бухгалтерских документов.

5. Порядок изъятия первичных бухгалтерских документов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Грибков А.Ю. Бухгалтерский учёт в строительстве: Практическое пособие / А.Ю. Грибков. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2010. С. 58-61.

Тимофеева М.В. Бухгалтерский учёт в строительных организациях: Учебник для вузов / М.В. Тимофеева, Л.К. Афанасьева. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 20-22.

 

Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта: Учебное пособие для вузов / В.П. Астахов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 107-144.

Бабаев Ю.А. и др. Теория бухгалтерского учёта: Учебник для вузов / Ю.А. Бабаев, Б.А. Бородин, Н.Д. Амаглобели; Под ред. Ю.А. Бабаева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 142-167.

 

Долгополов О.В. Курс лекций по основам бухгалтерского учёта и аудита: Учебное пособие для вузов. В 2-х частях: Часть II / О.В. Долгополов. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2011. С. 8-24.

Долгополов О.В. Учебно-методический комплекс по дисциплинам «Бухгалтерский учёт (теория и финансовый учёт)» и «Основы бухгалтерского учёта. Финансы предприятий»: Учебное пособие для вузов. Часть 1 / О.В. Долгополов. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. С. 279-291.

 

 

Вопрос 1. Понятие о бухгалтерской документации. Документирование хозяйственных операций. Первичный бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство о выполнении хозяйственной операции или праве на её совершение, устанавливающее ответственность исполнителей за совершение операции, придающее юридическую силу учётным данным и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Первичные документы принимаются к учёту только в том случае, если составлены по формам, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учётной документации.

Документированиеэто элемент метода бухгалтерского учёта, представляющий собой способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами.

Документирование порождает поток фиксированной на материальных носителях учётной информации – бухгалтерскую документацию, которая состоит из:

1) первичной учётной документации;

2) учётных регистров;

3) бухгалтерской финансовой отчётности.

 

Вопрос. 2. Требования к составлению и оформлению бухгалтерских документов. Первичный документ должен в обязательном порядке содержать все необходимые данные, в полной мере характеризующие объект учёта, называемые реквизитами (от лат. requīsītum ‘требуемое, необходимое’), состав и количество которых зависит от характера, отражаемого в учёте объекта бухгалтерского наблюдения. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», реквизиты, содержащиеся в документе, подразделяются на обязательные и дополнительные.

Обязательные реквизиты обеспечивают документу юридическую силу. К ним относятся:

1) наименование документа;

2) код формы;

3) дата составления документа;

4) наименование организации, составившей документ;

5) содержание хозяйственной операции;

6) измерители в натуральном и/или денежном выражении;

7) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции;

8) личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита лишает документ юридической силы – его показатели не могут быть включены в системный бухгалтерский учёт.

В зависимости от характера операций и технологии обработки учётной информации в первичные документы могут включаться дополнительные реквизиты, такие как: Государственный герб РФ, номер документа, расчётные счета организации, печать, визы и другие по усмотрению организации.

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, пастой или гелем авторучек синего цвета, при помощи пишущих машинок и компьютерных принтеров. Категорически запрещается использовать для записей простой карандаш.

Поступающие в бухгалтерию первичные документы подвергаются различным видам проверки (акцептование).

Проверка по существу устанавливает целесообразность и законность хозяйственной операции, определяет, имела ли место эта операция в действительности и в том ли объёме, который указан в документе.

Формальная проверка устанавливает факт оформления документов на бланках установленных форм, при этом проверяется правильность заполнения реквизитов и контролируется наличие подписей должностных лиц.

Арифметическая проверка подтверждает правильность выведения итогов в документе.

Проверенные и принятые к учёту документы подвергаются бухгалтерской обработке. Обработка документов складывается из нескольких этапов.

1-й этап: таксировка – перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Эта процедура осуществляется на самóм первичном документе путём умножения соответствующего количества в натуре (м, кг, л, м3) на цену за единицу.

2-й этап: гашение – проставление штампа «получено», «оплачено» или «погашено» во избежание ошибочной повторной записи или для предупреждения злоупотреблений.

3-й этап: группировка – подборка документов в пачки по однородным экономическим признакам, зафиксированных в них хозяйственных операций (по кассе, расчётному счёту).

4-й этап: разноска – перенос содержания первичных документов в учётные регистры (счета бухгалтерского учёта, Главную книгу, журналы-ордера, накопительные ведомости).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффект замещения и эффект дохода в теориях Слуцкого и Хикса. Компенсированный спрос | Й этап: подшивка документов по группам и сдача их в архив
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.