Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В многолетнем плане




Вопрос 5. Особенности воспитания различных типов выносливости

Для начальных этапов многолетнего процесса физического вос­питания характерно комплексное воздействие на факторы выносли­вости с постепенным увеличением требова­ний преимущественно к аэробным механизмам ее обеспечения. По мере возрастного соз­ревания организма и повышения общего уровня его функциональ­ных возможностей соз­даются предпосылки для избирательного воздействия на факторы специфической выносливости.

Есть основание считать, что для достижения хоть сколько-ни­будь значитель­ного эффекта в воспитании выносливости необхо­димо не менее двух основных заня­тий еженедельно, причем при условии немалого объема нагрузки в каждом из них (поскольку выносливость, как никакое другое качество, воспитывается через утомле­ние). Более благоприятные возможности для воспитания выносливости создаются при увеличении числа занятий в недель­ном режиме, вплоть до ежедневных и неодно­кратных в день (ра­зумеется, в зависимости от стажа предварительной подготовки и уровня тренированности), что наиболее характерно для трени­ровки в видах спорта, предъявляющих предельные требования к выносливости, а также для специализиро­ванной прикладной фи­зической подготовки к деятельности, протекающей в экстре­маль­ных условиях (например, для ряда форм военно-прикладной фи­зической подго­товки).

В процессе спортивной специализации преимущественная направленность воз­действий обусловлена особен­ностями избранного вида спорта.

Рассмотрим на примере бега на средние дистанции в легкой атлетике.

Несмотря на то, что многие из принципов подготовки юных спортсме­нов достаточно четко определены в теории тренировки в практической работе тренеров не всегда наблю­дается рациональная организация учебно-тренировочного про­цесса по при­чине неверных представлений о том, что является «базовой», а что является специальной подготовкой. Как отмечает В.Б.Мякинченко (1997), в многолетней подготовке юных бе­гунов «базовой» является силовая, скоростно-силовая, координационная под­готовка и развитие гибкости, а специальной - аэробная и гликолитическая во всех видах. Крайне ошибочным является мнение, что низкоинтенсивный продолжительный бег является средством «общей», а не специальной подго­товки. В результате - подготовка юных бегунов приобретает черты чрезмер­ной специализированности, приводящей к форсированию спортивных ре­зультатов. В связи с этим, несмотря на высокую эффективность длительных аэробных упражнений в отношении спортивного результата юных спортсме­нов (до завершения периода полового созревания), такие тренировочные средства должны быть, во-первых, безусловно, отнесены к разряду специаль­ной, а не общей физической подготовки, а, во-вторых, планироваться в ми­нимальных объемах.

При планировании тренировочного процесса в микроструктуре спор­тивной тренировки, как отмечает Е.Б.Мякинченко, следует руково­дствоваться следующими положениями:

* при планировании одного тренировочного занятия и микроцикла сле­дует придерживаться правила, что аэробная тренировка должна предшество­вать силовой. В отдельном тренировочном занятии рекомендуется применять методы воздействия на мышечные компоненты, определяющие мощность или выносливость, а затем - силу. В микроцикле на подготовительных этапах оптимально использование однонаправленных занятий.

Использование в микроцикле нагрузок на отрезках 300-1000 м до 70% и на отрезках 100-200 м 30% является эффективным для повышения специаль­ной работоспособности юных бегунов на средние дистанции. Тренировочная работа на отрезках 5х300 м (интервал отдыха 3-4 мин), 4х400 м (интервал од­тыха 4 мин), 3х600 м (интервал отдыха 5 мин) со скоростью 6-10% выше со­ревновательной и на отрезках 3х1000 м (интервал отдыха 5-6 мин) со скоро­стью 93-95% от соревновательной наиболее соответствует по своему воздей­ствию нагрузкам соревновательного упражнения. Величина ЧСС и концентра­ция молочной кислоты находятся в пределах 94-98% от уровня, зарегистриро­ванного в соревнованиях.

Бег на коротких отрезках 10-12х100 м и 8х200 м (интервал отдыха 2-3 мин) со скоростью, превышающей соревновательную на 20-25%, не вызывает сдвигов в функциональном состоянии юных спортсменов, характерных для нагрузки в беге на 800 и 1500 м. Показатели ЧСС и концентрации молочной кислоты в крови у спортсменов 15-16 лет составляет 59,2 и 74,5% от величин, зафиксированных после соревнований. Преодоление отрезков 2х2000 м (ин­тервал отдыха 6-8 мин) и однократный бег на дистанции 3000 м со скоростью 70, 77, 86% от соревновательной не приводит к функциональным и биохими­ческим изменениям, типичным для нагрузки в беге на средние дистанции.

Полученные данные позволили сравнить различные тренировочные на­грузки с соревновательными. Итоги сравнения воздействия на организм юных бегунов соревнова­тельного бега и тренировочных нагрузок с использованием отрезков от 100 метров до 12 километров показали, что 1) беговая работа с использованием отрезков 100-200 м, так и 2000-12000 м не вызывает в организме спортсменов состояния, идентичного воздействию соревновательной нагрузки; 2) близ­кими к соревновательному бегу по воздействию на организм бегунов оказа­лись тренировочные программы с использованием отрезков от 300 до 1000 м, при этом наиболее адекватными были нагрузки с применением бега на 400-600 метровых отрезках со скоростью 8% выше среднесоревновательной; 3) отмеченные выше особенности беговых средств должны учитываться при планировании подготовительного и соревновательного периодов тренировки бегунов на средние дистанции.

При планировании макроциклов или многолетней подготовки в основе лежат представления, что:

* силовые способности являются «базовыми» для аэробных, гликолитиче­ских и алактатных;

* аэробные способности - основные на большинстве соревновательных дистанций;

* аэробные способности не являются «базовыми» для гликолитических;

* прирост гликолитических и алактатных способностей осуществляется более быстро, нежели аэробных и силовых.

Этап акцентированного воздействия на аэробные способности мышц дол­жен планироваться после силового и как можно ближе к соревнователь­ному периоду подготовки. Иначе говоря, при последовательном распределе­нии средств подготовки сначала в большом объеме планируется силовая, за­тем аэробная, далее - алактатная и отчасти гликолитическая работа. Сумми­руя все выше сказанное, принципиальной схемой планирования макроцикла, олимпийского четырехлетия или многолетней подготовки является такая, при которой происходит одновременное воздействие на все факторы, опре­деляющие спортивный результат, но с расстановкой следующих акцентов от начала к завершению цикла:

Þ укрепление и повышение соединительно-тканных элементов опорно-двигательного аппарата (существенно для циклических видов спорта с высо­кими механическими нагрузками), тренировка моторных центров централь­ной нервной системы средствами скоростно-силовой и спринтерской подго­товки;

Þ увеличение силы быстрых мышечных волокон (БМВ) и/или силы мед­ленных мышечных волокон (ММВ);

Þ массированная аэробная подготовка с использованием средств воздейст­вия на все типы мышечных волокон, в первую очередь на БМВ, а также повышение силы ММВ;

Þ интегративная подготовка с преимущественным развитием алактат­ных (и в отдельных случаях) гликолитических способностей;

Þ участие в соревнованиях.

Выраженность акцентов снижается по мере повышения мастерства и стажа занятий спортсменов.

На этапе предварительной подготовки должны пре­имущественно ис­пользоваться нагрузки, способствую­щие разностороннему воздействию на организм юного спортсмена, соразмерному повышению тех физических ка­честв, которые легко поддаются развитию у детей младшего школьного воз­раста. Сорев­новательные нагрузки должны быть разнообраз­ными, включать широкий диапазон дистанций и техниче­ских элементов и усложняться по мере роста мастерства спортсменов. Обобщение опыта подготовки сильнейших юных спортсменов показы­вает, что они способны освоить до­статочно большой объем нагрузки. В ряде основополагающих работ по теории и методике подготовки юных спортсме­нов (В.П.Филин, 1974, 1980, 1987; М.Я.Набатникова, 1982, В.Г.Никитушкин, 1993, 1995) утверждается, что па­раметры объема тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должны составлять 45-50% удельного веса общего объема на­грузок первой фазы этапа высших спортивных достижений, на этапе углуб­ленной трени­ровки – 70-80% объема нагрузок мастеров спорта.

На каждом из этапов развития того или иного вида спорта менялись представления о допустимых тренировочных и соревновательных нагрузках юных спортсменов. Не исключением стал и бег на средние дистанции в лег­кой атлетике. Объем специализированной нагрузки у бегунов на 1500 м вы­сокой квалификации в 1952 г. составлял 1452 км, в 1964 г. – 2588, в 1972 г. – 4020 км, в 1980 г. – 5165 км. Сегодня такие объемы нагрузок уже доступны юношам и юниорам и стали нормой в их подготовке. Вместе с тем, тенден­ция валового увеличения тренировочных нагрузок не имеет реальной пер­спективы, поскольку современные атлеты подошли к грани физиологических возможностей и тренируются по 6-10 часов в день. Таким образом, сейчас перед тренерами и спортсменами стоит очередная задача – найти пути, по­зволяющие рационализировать, облегчить тренировку, снизить объем трени­ровочных нагрузок. Разум человека не может мириться с дальнейшим совер­шенствованием в спорте только за счет механического увеличения нагрузки, путем повышения объема и интенсивности тренировочной работы. Необхо­димо искать более оптимальную схему нагрузок и отдыха.

 

Таблица 1

Допустимые объемы и структура тренировочных нагрузок по годам обучения для юных бегунов на средние дистанции в СДЮШОР (В.В.Ивочкин, 2003)

Тренировочные и соревнова­тельные нагрузки Год обучения в СДЮШОР
1-й 2-й 3-й 4-й
Общий объем бега, км 1600-1800 2000-2200 2600-2800 3100-3400
Объем бега в аэробном режиме (ЧСС до 130 уд/мин), км 1400-1600 1700-1900 2200-2400 2600-2900
Объем бега в смешанном ре­жиме (ЧСС 131-155 уд/мин), км 140-150 240-260 280-300 350-380
Объем бега в анаэробном ре­жиме (ЧСС 156-175 уд/мин), км 50-55 60-70 90-100 130-140

 

Приводим примерную структуру трениро­вочных нагрузок для бегунов на средние дистанции на этапах многолетней подготовки, представленную по ре­зультатам обобщения исследовательских материалов ряда авторов (табл.2).

 

Таблица 2

Рекомендуемое соотношение нагрузок различного характера на этапах

много­летней подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции

  Автор и год публикации Этап подготовки Показатели структуры тренировочных нагрузок (в процентах от общего годичного объема)
М.Я.Набатникова, Начальной спор­тивной специа­ли­зации Аэробный ре­жим, 85-87% Смешанный ре­жим, 11-8% Анаэробный ре­жим, 4-5%
В.В.Ивочкин, Начальной спор­тивной специа­ли­зации Аэробный ре­жим, 85-86% Смешанный ре­жим, 11-12% Анаэробный ре­жим, 3-4%
А.С.Максимов, Спортивного совершенствования Аэробный ре­жим, 76% Смешанный ре­жим, 21% Анаэробный ре­жим, 3%
           

 

Как видно из таблицы, на этапе начальной спор­тивной специализации до­мини­руют тренировочные на­грузки аэробного характера. Однако это не озна­чает, что они должны находиться в зоне ЧСС до 130 уд/мин. Значительная часть на­грузок аэробного характера должна выполняться в более напряженном режиме — при пульсе 140-155 уд/мин. Последнее в большей ме­ре относится к концу этапа начальной спортивной спе­циализации, где отличительным призна­ком структуры тренировочных нагрузок является повышение удельно­го веса трени­ровочной работы средней интенсивности. Как свидетельству­ют много­числен­ные исследования, использование в конце этапа начальной специализации по­вышенного объема тренировочной нагрузки средней интенсивности способ­ст­вует более существенному прогрессу в специ­альной физической подготовлен­но­сти юных спортсме­нов. Это очень важно, если учитывать, что должна быть обеспечена преемственность в величинах нагрузок при переходе от одного этапа к другому.

В.Ф.Лигута в своем исследовании установил, что структура тренировоч­ных нагрузок у бегунов на средние дистанции остается однотипной от III до I спортивного разряда и от кандидата в мастера спорта до мастера спорта. При постоянном повышении от разряда к разряду общей величины нагрузки пар­циальные объемы работы аэробного и смешанного режимов составляют, в первом случае, - 86-87% и 9,5-10%, во втором, соответственно, - 79,5-81,0% и 15-17%. Независимо от квалификации, доля нагрузок анаэробного характера сохраняется на одном уровне от III разряда до мастера спорта, составляя в го­дичном цикле 3,7-4,0% общего объема. Допустимый объем бега в годичном цикле подготовки спортсменов 15-16 лет должен составлять 2400-2800 км, из которых 86% отводится тренировочным нагрузкам аэробной, 10,5% смешан­ной и 3,5% анаэробной направленности.

Наиболее рациональным соотношение нагрузок различной направленно­сти на этапах годичной тренировки юношей 15-16 лет в беге на средние дис­танции является следующим: на общеподготовительном этапе – нагрузки аэробного энергообеспечения – 87,8%, смешанного – 10,0%, анаэробного – 2,2; на специально-подготовительном этапе – нагрузки аэробного энергообес­печения – 84,2%, смешанного – 13,3%, анаэробного – 2,5%; в соревнователь­ном периоде – нагрузки аэробного энергообеспечения – 84,0%, смешанного – 9,0%, анаэробного характера – 7,0%.

В практике наиболее доступным показателем воз­действия тренировочных нагрузок на организм спортс­мена является ЧСС, как интегральный показатель функционального состояния целостного организма. Поэтому разработанная и рекомендуемая М.Я.Набатниковой классифика­ция тренировочных нагрузок для юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта (этап уг­лубленной тренировки), предусматри­вает их оценку по показателям пульса (табл. 3). Проведенное исследование также показало, что в различных цикличе­ских локомоциях уровень ЧСС (%) и потребление кислорода (%) соответст­венно составля­ют 83—84 и 66—68% от максимальной величины. Ины­ми сло­вами, уровень ПАНО для каждого спортсмена, если его определять по ЧСС, будет равен у юношей 83—84%, у девушек 85—86% от их индивидуальных максимальных величин. Этот показатель можно исполь­зовать для индивиду­ального учета тренировочных на­грузок в группе. Пульсовая граница между III и IV зо­нами составит величину пульса при ПАНО плюс 10% от этой вели­чины.

 

Таблица 3

Классификация тренировочных нагрузок

Зоны интенсивности Характеристика нагрузки Показатели ЧСС (уд/мин)
Юноши Девушки
I Низкой интенсивности до 130 до 135
II Средней интенсивности 131-155 136-160
III Большой интенсивности 156-175 161-180
IV Высокой интенсивности 176 и более 181 и более
V Максимальной интенсивности надкритическая

 

В первую зону входят упражнения низкой интенсив­ности восстанавли­вающего характера. Данная работа не оказывает значительного тренировоч­ного воздействия. Ко второй зоне относятся упражнения, интенсивность кото­рых расположена до уровня «порога анаэробного обмена». Потребление ки­слорода составляет 50—70% от максимального. Тренирующее воздействие дос­тигает­ся при длительной работе. Нагрузки в первых двух зо­нах носят аэроб­ный характер энергообеспечения. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия разделяются на две зоны. В зону большой интенсивно­сти входят уп­ражнения, нижней границей которых является «порог анаэробного обмена». По­требление кислорода в этой зоне составляет 70—80% от МПК, лактат — 4—7 ммоль/л. Нагрузки в данной зоне позво­ляют совершенствовать максимальные воз­можности кардиореспираторной системы, повышают аэробную производитель­ность организма. К четвертой зоне отно­сятся упражнения, близкие к критической мощности. Потребление кислорода составляет 90—100% от МПК. Эта зона ха­рактеризуется значительным увеличением накопления молочной кислоты в крови до 10 ммл/л. Тренирующее воздействие оказывается как на МПК, так и на ана­эробные возможности организма. Нагрузки надкритические по своей интенсивно­сти выделены в зо­ну максимальных. По продолжительности упражнения они подразделяются на алактатные (до 40 с) и гликолитические (до 2,5 мин). ЧСС в зависимости от скоро­сти и продолжительности упражнений составляет 185— 200 и выше уд/мин и не имеет линейной связи с потреб­лением кислорода. Особо от­метим, что предложенная классификация тренировочных нагрузок юных спортс­менов отражает возрастные особенности и в то же вре­мя сохраняет преемствен­ность с системой учета, приня­той для квалифицированных взрослых спортсме­нов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и ме­тодики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио­нально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - Гл.VП. - С. 230-262.

2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - т.I.- Гл.Х. - С. 209-228.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. – Гл.7.4. – С.103-121.

4. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. училищ олимп. резерва / Под общ. ред. Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.З.Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениз­дата, 2001. – Гл.10.4.– С.118-133.

5. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – Гл.12. – С.166-182.

6. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб.пособие для студ.высших учеб. заведений. – М.,2001. – Гл.8.3. – С.151-162.

Дополнительная литература:

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики вос­питания. – М.:Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

2. Специальная выносливость спортсмена /Под общ. ред. М.Я.Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 261 с.

3. Выносливость у юных спортсменов /Под общ. ред. Р.Е.Мотылянской. – М.: Физ­культура и спорт, 1969. – 223 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.