Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники мусульманского права

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА (ШАРИАТА)

Лекция № 10. Право средневековых стран Востока

Китай.

Процессуальное право

-Суд фараона,храмовый,общинный,жреческий.

Доказательства:

Устные,письменные,вещественные,ордалии.

Виды процессов:

1.Инквизиционный

2.Состязательный

 

Государство в китае появляется в 4 тысячелетии до н.э.

Мотивом к появлению является самозащита от степных народов,создается протогосударство перерастающее в государственное образование.

Государства:Шан,ШаньИнь,Чжоу,(Восточное Чжоу,Западное Чжоу с середины 5 века)

Даосизм - основоположником считается Лао-Дзы. Труды:Дао Дэдзын

Буддизм – Основоположник Будда

Конфуцианство – состоит из трех частей:

1)Отношение к себе (добродетель)

2)Добродетельное отношение во вне (к родителям,к начальству,к себе)

3)Добродетельная жизнь

Конфуций был против писаных законов,он считал что китайцы сами знают как себя вести

- Во втором веке до н.э. появляется школа Легистов

Органы управления китая:

Во главе стоял император(наместник бога на земле)

Вопросы к учебному занятию:

1. Особенности становления и развития мусульманского права (шариата).

2. Особенности становления и развития японского права.

Актуальность темы:

Система права Востока является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще является менее разработанной, чем последняя.

Особенность в том, что правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по содержанию, не отделяются друг от друга, составляя вместе единый комплекс.

Так, например, идеологической основой мусульманского права является учение о покорности судьбе, о недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен Богом и Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и пр.

Японское же феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского, и также, как последнее, было проникнуто конфуцианскими моральными догмами.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиальное право. Оно было органически слито остеологией ислама, пронзало его религиозно-этическими представлениями.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространено свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде сторон Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявления в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а так же частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточения светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, имели признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к праведному последнему халифу Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата сгруппировались в четыре основных полка, представлявших собой по существу самостоятельные правовые шкалы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: Ханифиты, маликиты, шафииты, ханболиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исламом, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, с той чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев до исламской Аравии. Составления Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составления окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644 - 656 гг.).

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет конкретное толкование, данные пророкам в связи с частными случаями. Но многое установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна, состоящая из многочисленных рассказов о суждениях и поступках самого Муххамеда. Из сунны выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Иджма развивалась как в виде интерпретации текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджтахидов.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывались острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом, ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Египет. Общая характеристика государственности в древнем востоке | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.