Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления изучения межгрупповых отношений




Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX-XX вв. с анализа феноменов межгрупповой вра­ждебности и этноцентризма (Г. Лебон, У. Макдугалл, У. Самнер).

Так видный представитель социального дарвинизма У. Самнер в своей работе «Народные обычаи» (1906) впервые предложил концепцию эт­ноцентризма для описания и анализа межгрупповых отношений.

Как известно, основными принципами социального дарви­низма являются принцип бескомпромиссной борьбы за сущест­вование и положение о том, что «выживают сильнейшие». Рас­крывая свое понимание этноцентризма в применении к прими­тивному обществу и формированию отношений в нем, Самнер пишет о дифференциации и формировании групп с позиций эт­нической принадлежности человека к той или иной из них.

Своя группа составляет «мы-группу» (ин-группу), остальные являются «группами других» (аут-группами). Основным постула­том, раскрывающим сущность этноцентризма и описывающим закономерности отношений между «мы-группами» и «группами других», является тезис о неизбежности отчуждения, враждебно­сти и взаимной агрессивности в отношениях между группами. Своя группа является центром отсчета, а все остальное измеряет­ся и оценивается лишь с этой позиции с неизменной переоцен­кой «себя» и недооценкой «других». Иными словами, этноцен­тризм как социальный феномен проявляется в чувстве превос­ходства своей этнической и культурной группы и одновременно в неприязни, враждебности по отношению к другим.

Однако регулярные эмпирические и экспериментальные исследования в этой области стали вестись только после Второй мировой войны. Постановка проблемы межгрупповых отноше­ний как социально-психологической имеет исключительное зна­чение как для теории и методологии социальной психологии, так и для практики социального управления обществом.

Проблема межгрупповых отношений исследуется в социальной психологии относительно недавно, по крайней мере, по сравнению с изучением проблем внутригрупповых отношений. Она тесно связана с чисто психологическими и социологическими исследованиями. Можно выделить четыре основных направления в изучении межгрупповых отношений в социальной психологии и смежных с ней дисциплин:

- первое направление связано с изучением отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации.

- второе – определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следуют за ней.

- третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами.

- четвертое – изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы.

Эти направления исследований лишь с известной долей условности можно четко разделить, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратифика­ции определяются местом каждой большой социальной группы в системе общественной жизни.

Социальная стратификация – это деление общества на соци­альные слои – страты в зависимости от различных признаков, глав­ными из которых выступают отношение к власти, профессия, со­циальный престиж, уровень культуры, экономическое положение.

Страт а – это социальный слой или класс, который имеет соб­ственный социальный статус и свое место в системе общественной жизни. Социальная стратификация отражает специфику обще­ственного расслоения данного общества в конкретный историчес­кий период.

Выделяют три стратегии взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации:

1. Стратегия индивидуальной мобильности объединяет все действия индивидов, стремящихся перейти из одной страты в другую. Чаще всего это индивиды, которые переходят из низко­статусной страты в высокостатусную. Но может быть и обратное движение. В условиях резких социальных перемен и смены соци­ального контроля происходит массовое изменение социальных статусов. Так, во время революции стратегия индивидуальной мобильности перерастает в стратегию массовой мобильности.

2. Стратегия социального творчества состоит в том, что на уровне социальной группы происходит переоценка критериев сравне­ния в пользу низкостатусной группы. В данном случае группа ищет новые основания для сравнения. Например, группа террористов может считать доблестью неповиновение властям и проведение террористических актов. В такой ситуации поддерживается раз­рыв между ценностями общества и ценностями группы.

3. Стратегия выбора аутгруппы заключается в стремлении чле­нов группы (обычно низкостатусной) выбрать группу с еще более низким статусом для сравнения. В любом обществе можно найти группу, чей уровень жизни по каким-то критериям является более низким. Выбор аутгруппы предполагает обычно отсутствие суще­ственных оснований для сравнения. Выбирают такую группу, ко­торая на самом деле не может быть приведена в качестве сравни­тельной. Здесь выбор обслуживает психологическую функцию повышения статуса тех, кто осуществляет выбор.

Стратегии социального творчества или выбора аутгруппы мо­гут приниматься большим количеством людей, если они по ка­ким-то причинам почувствовали себя ущемленными.

2. Второе направление определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следуют за ней.

Межгрупповые отношения изучались, прежде всего, в двух ас­пектах:

- влияние малой группы на большую социальную группу;

- влияние личности лидера на межгрупповые отношения. Особое значение придавалось авторитарной личности (Гитлер, Сталин).

Представители данного направления полагали, что некоторые межгрупповые отношения, особенно отношения больших соци­альных групп, определяются деятельностью лидера, обладающе­го авторитетом и большой властью. Особая роль в этом процессе отводится малой социальной группе, которая, в свою очередь, детерминирует поведение большой социальной группы. Малая группа способна вести за собой большую социальную группу и определять основные направления ее развития только в том слу­чае, если она обладает сплоченностью, высоким уровнем ценностно-ориентационного единства ее членов. Как только сплочен­ность малой группы ослабевает, она утрачивает способность вли­ять на большую социальную группу.

3. Третье направление изучает отношения между малыми груп­пами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Большинство современных исследователей выделяют следу­ющие межгрупповые отношения:

- кооперация,

- конкуренция (со­ревнование, соперничество),

- межгрупповой конфликт и

- отноше­ния независимости.

Конкуренция и конфликт связаны с тенден­цией дифференциации, а кооперация (сотрудничества и компро­мисс) – с тенденцией интеграции. Конкуренция и конфликт яв­ляются в данном случае очень близкими стратегиями взаимодей­ствия; точно так же, как сотрудничество и компромисс. В отно­шениях независимости находятся группы, не имеющие социаль­ных связей между собой, в то время как наличие таковых делает группы взаимозависимыми в том или ином аспекте деятельности и отношений.

4. Четвертое направление изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы.

Группа выступает своеобразным субъектом деятельности, по­скольку является функциональной единицей общественной жиз­ни. Однако в отличие от личности как субъекта деятельности она несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые непосредственно связаны с внешними отношениями группы. Внешние отношения влияют на внутренние отношения группы. Эта зависимость была определе­на в социально-психологических исследованиях амери­канского социального психолога Шерифа.

Обобщая результаты исследования межгрупповых отношений, Е. В. Андриенко делает следующие выводы:

1. Основной функцией межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функцио­нальных единиц общественной жизни.

2. При взаимодействии с другими группами каждая группа стремится к более или менее устойчивому состоянию по­средством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации. Если во внешних отноше­ниях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилени­ем тенденции интеграции, и наоборот.

3. Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия – ос­новные стратегии взаимодействия между социальными группами. Доминирующей стратегией взаимодействия сле­дует считать стратегию соперничества.

4. Процесс управления группой также может быть изучен с позиций межгрупповых отношений, когда мобильная и активная часть группы (выступающая в качестве малой груп­пы по отношению к большой) определяет характер функ­ционирования большой группы. Именно в этих межгруп­повых отношениях особую роль играет личность лидера или руководителя, влияющего на доминирующий актив и через него на группу в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.