Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологических отношений




Государственное и муниципальное правовое регулирование

Охраны окружающей среды.

Тема 6. Организационно-правовой механизм

 

Государство реализует свои властные полномочия че­рез совокупность государственных органов, которые име­ют свои задачи, осуществляют свою деятельность согласно предметам ведения, наделены полномочиями и выполняют определенные функции в соответствии с законодательс­твом.

Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется в рамках реализации экологической функции государства и объективизируется в непосредственных действиях государственных органов власти.

В соответствии с нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды и природопользования полномочиями по государственному управлению в этой сфере наделены как государственные органы исполнительной власти общей компетенции, так и специальной компетенции, функционирующие на федеральном и региональном уровнях государственной власти, а также функциональные органы.

Исполнительные органы государственной власти общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам, в том числе и по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.

На федеральном уровне к органам общей компетенции, осуществляющим государственное экологическое управление, относятся Президента РФ и Правительство РФ.

Экологические функции Президента РФ:

- издание указов и распоряжений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

- определение основных направлений государственной экологической политики;

- объявление территорий зонами чрезвычайной ситуации, зонами экологического бедствия;

- формирование системы федеральных органов исполнительной власти и др.

Экологическая функция Правительства РФ:

- принятие нормативно-правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

- реализация единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования;

- разработка и утверждение федеральных экологических программ;

- установление порядка нормирования качества окружающей среды, порядка определения и взимания платы за природопользование;

- принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- принятие решений о прекращении деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и др. функции.

К функциональным органам относят ряд федеральных органов исполнительной власти непосредственно не занимающиеся управленческой деятельностью в области охраны окружающей среды и природопользования, однако в ходе осуществления своих функций уделяют этим вопросам большое внимание. Например: Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

Органы специальной компетенции на федеральном уровне непосредственно выполняют функции по управлению в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Такие органы государственной власти специально создаются для осуществления отдельных функций государства.

К специально уполномоченным органам в области охраны окружающей среды и природопользования относят: Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

К специально уполномоченным органам государственной власти РФ относят: Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральное агентство по рыболовству.

Каждый из названных государственных органов осуществляет полномочия по экологическому управлению в рамках установленной законом компетенции. Деятельность по управлению охраной окружающей среды и природопользованием является для этих органов профилирующей.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

За исключением:

- объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

- судоходных гидротехнических сооружений;

- деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

- бытовых установок и сетей;

Министерство природных ресурсов и экологии РФ организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему:

1. Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

2. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

3. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

4. Федерального агентства водных ресурсов

5. Федерального агентства по недропользованию.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и др.

За исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

- эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству, проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации;

- организацию проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных;

- организацию проведения регистрационных испытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний лекарственных средств для животных, кормовых добавок и кормов, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, а также селекционных достижений, пестицидов и агрохимикатов;

- организацию работ по разведению в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

- регистрацию племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

- выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал);

- определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства;

- организацию применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов;

- организацию мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ;

- государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и др.;

Ведет:

- реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы;

- учет федерального фонда семян, мелиорированных земель;

- учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса);

- реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Министерства;

- государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр;

- государственный каталог пестицидов и агрохимикатов;

- реестры и регистры в области ветеринарии, племенного животноводства, семеноводства и плодородия почв;

- государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

- и др. функции, с которыми более подробно можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ «Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ».

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству:

1. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

2. Федерального агентства лесного хозяйства.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

Руководство деятельностью Федерального агентства по рыболовству осуществляет Правительство Российской Федерации.

Организует:

- комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания;

- мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

- проведение конкурсов на право заключения договора о пользовании рыбопромысловым участком;

- искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических ресурсов;

Осуществляет:

- ведение государственного кадастра объектов животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства;

- разработку и представление на государственную экологическую экспертизу предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов;

- государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга;

- распределение между пользователями водными биологическими ресурсами научных квот, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

- оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного срока их действия;

- заключение с пользователями водными биологическими ресурсами договоров о закреплении за ними долей в общем объеме квот;

- заключение договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения;

- установление ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;

- согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;

- определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства.

Существование двухуровневой системы государственного экологического управления предполагает необходимость разграничения соответствующих полномочий федеральных и региональных органов государственной власти.

В соответствии с п. «е» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации находятся установление основ Федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации.

В соответствии с подп. «в» и «д» п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.оРРР

Система орга­нов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституци­онного строя Российской Федерации и общими принципа­ми организации представительных и исполнительных орга­нов государственной власти, определенными федеральным законом (ст. 77 Конституции). Данные конституционные положения конкретизирует федеральное законодательство.

Так, согласно п. 2 ст. 8 ФЗ об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ, осуществля­ющие государственное управление в области охраны окру­жающей среды, определяются субъектами РФ. Субъекты РФ самостоятельны в выборе организацион­но-правовых форм органов, которые осуществляют управ­ление в данной области.

Так, например, в настоящее время в субъекте РФ - городе федерального значения Москве таким структурным образованием является Департамент природопользования и охраны окружающей среды пра­вительства Москвы, в Республике Татарстан, например, действует Министерство экологии и природных ресурсов, в Санкт-Петербурге – это Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Органы экологического управления субъектов РФ долж­ны сотрудничать и координировать свою деятельность с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими управление ох­раной окружающей среды в федеральных округах.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере экологических отношений относят:

- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

- установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Федерации;

- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

- контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

- право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории и др.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления.

Муниципальное экологическое управление представляет собой подзаконную деятельность органов местного самоуправления по организации и обеспечению мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России существуют четыре вида муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория городов федерального значения. В каждом из названных видов муниципальных образований формируется система органов местного самоуправления, в числе общих функций которых предусматривается самостоятельная функция по экологическому управлению на соответствующей территории.

Муниципальные образования самостоятельны в выборе организационно-правовых форм природоохран­ных структур, действующих на их территории. Зачастую такие структуры действуют в составе органов местного са­моуправления (например, комитеты или отделы по охране окружающей среды при мэриях городов, администрациях населенных пунктов). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения местного значения относит:

1. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

2. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

3. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

4. организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

5. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ вправе подавать обращения в суд об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Органам местного самоуправления предоставляется также право привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды.


Государство осуществляет регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды путем установления обязательных для исполнения гражданами и хозяйствующими субъектами нормативных предписаний. Организационный механизм охраны окружающей среды основан на административных методах государственного регулирования.

Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды – это механизм, состоящий из элементов, с помощью которых государство, в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляет управление общественными отношениями в области охраны окружающей среды.

Элементами организационного механизма охраны окружающей среды являются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.