Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

 

Органы расследования обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему предусмотренное законом решение. Указанная обязанность вытекает из принципа публичности, сформулированного в ст. 21 УПК. Названная норма предписывает ОД и дознавателю в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.

Органы предварительного расследования обязаны принимать сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а не только о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Если информация, содержащаяся в сообщении, относится к подследственности другого органа расследования, то должностные лица, принявшие информацию, обязаны принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности.

Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в установленном порядке, в соответствии с Приказом МВД РФ № 333 от 4 мая 2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения органов внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его замещающему, которое в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается.

При обращении граждан к следователю, дознавателю, в орган дознания непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления в соответствии с требованиями УПК РФ. При подаче заявления и сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении заявители могут пользоваться русским языком или другим языком, которым они владеют (ст. 18 УПК РФ).

Должностное лицо, принявшее устное заявление, обязано разъяснить заявителю ответственность за заведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую отметку, удостоверенную подписью заявителя. Явка с повинной оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ.

При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного обращения дежурный по правоохранительному органу или другой работник, в чьи должностные обязанности входит прием заявлений и сообщений, обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление. По этим талонам-уведомлениям осуществляется контроль над полнотой регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, принятых от заявителя.

Талон-уведомление состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок, содержащий сведения о дате и времени приема заявления, получившем его должностном лице и заявителе, вручается заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание и дата приема заявления, а также номер и дата регистрации его в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, остается у работника. Заявитель расписывается на корешке талона-уведомления и проставляет время и дату. Талоны-уведомления являются документами строгой отчетности.

Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации ОД, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи подписывает дежурный по органу.

Информация о признаках преступления, содержащаяся в поводе зачастую нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч. 1 ст. 144 и ч. 3 ст. 146).

Самым распространенным проверочным средством является получение объяснений. Содержание объяснения не является показаниями в смысле ст. 76-79 УПК. Объяснение – это источник доказательств, предусмотренный ст. 84 УПК – документ. Лицо, вызванное для дачи объяснения, обязано явиться. В случае неявки может быть подвергнуто приводу.

Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов и учреждений.

Получение объяснений и истребование дополнительных письменных материалов должно иметь место лишь в случае действительной необходимости. Неоправданное увлечение получением объяснений и истребованием материалов до возбуждения уголовного дела может привести к неоправданным затратам времени, сил и средств правоохранительных органов и породить дополнительные сложности для граждан, а также волокиту, утрату возможностей раскрытия преступления по горячим следам.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа также вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Эффективным способом проверки информации, содержащейся в поводе, являются оперативно-розыскные мероприятия. В ходе проведения подобной проверки следует руководствоваться требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 6 указанного закона к средствам оперативной проверки относит: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.

Поручая проведение подобной проверки конкретному сотруднику, начальник органа дознания должен помнить о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При проведении предварительной проверки органы дознания могут использовать полномочия, предоставленные им отраслевым законодательством, в частности, законами «О полиции», «О прокуратуре РФ» и т.д.

При проверке сообщения о преступлении не могут производиться следственные действия. Исключение составляют осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование: все эти действия в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть произведены до возбуждения уголовного дела. Следует отметить, что осмотр места происшествия вообще рекомендуется производить незамедлительно после получения данных, позволяющих предположить совершение преступления, вызвавшего какие-либо изменения в обстановке.

Под случаями, не терпящими отлагательства, следует, видимо, понимать следующие различные для конкретных уголовных дел ситуации: место происшествия находится на оживлённой трассе, перекрытие которой вызовет неудобства для значительного числа граждан, или в месте большого скопления людей; есть опасность, что люди либо природные явления (осадки, например) нарушат обстановку места происшествия; незамедлительный осмотр места происшествия необходим для раскрытия преступления по горячим следам, в том числе с использованием мероприятий оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступления, и др.

При этом, однако, надо отметить, что в ст. 176 ч. 1, в которой содержится, исходя из грамматического толкования, исчерпывающий перечень видов осмотра, осмотр места происшествия отсутствует.

Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления; место обнаружения следов совершения преступлений.

Проверка информации, содержащейся в поводе, производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания или следователем по поручению руководителя следственного органа.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию органа дознания или руководителя следственного органа имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Проверка информации о преступлении должна быть завершена в течение трех суток. Начальник органа дознания по ходатайству дознавателя или руководитель следственного органа по ходатайству следователя вправе продлить этот срок до десяти суток. Такое продление следует рассматривать как исключительное средство. При принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания должны тщательным образом проанализировать доводы следователя или дознавателя о невозможности принять решение в более короткие сроки.

Десять суток – максимальный срок для проведения проверочных действий. Дальнейшее продление сроков, отведенных на проверку поводов, допускается только в случае назначения документальной проверки или ревизии до 30 суток. Данный срок может быть продлён прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя. Сроки исчисляются по правилам, установленным в ст. 128 УПК РФ. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия органом дознания и дознавателем. Срок истекает в 24 часа последних суток.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь принимает меры по сохранению следов преступления.

Указанный перечень решений является исчерпывающим.

Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 124 и 125 УПК РФ прокурору и в суд. Прокурор рассматривает жалобу на решение органа дознания, дознавателя, следователя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя и органа дознания не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора.

Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.

Меры к закреплению следов преступления по общему правилу должны быть приняты одновременно с возбуждением УД. Однако в ряде случаев такие меры стоит предпринимать с момента поступления в компетентный орган повода к возбуждению УД. Обязанность принятия указанных мер лежит на лице, принявшем сообщение или лице, возбудившем уголовное дело.

Обязанность закрепления следов преступления возникает при наличии опасности их утраты или порчи. Если органом расследования получены предметы или орудия, которые могут быть вещественными доказательствами, необходимо их зафиксировать в соответствующем протоколе, описать обстоятельства, при которых они представлены, их индивидуальные признаки. Предметы и орудия преступления должны быть осмотрены, упакованы и опечатаны в установленном порядке.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поводы и основание для возбуждения уголовного дела | Возбуждения уголовного дела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.